Уровни прохождения и усвоения программы обучения детей с умеренной и выраженной степень
УРОВНИ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ И ВЫРАЖЕННОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ (по разделам)
Образ. Область | Раздел | Количество баллов | ||||
0 баллов | 1 балл | 2 балла | 3 балла | |||
Устная речь | Наличие | Речь отсутствует, ребенок использует неречевые формы общения | Имеется индивидуальная речь, понятная лишь близким людям (отдельные звуки, слоги, односложные слова) | Имеется социальная речь, ребенок ею пользуется | Монологическая и диалогическая речь | |
Звукопроизношение | Грубо нарушено | Нарушено, коррекция непродуктивна | Негрубо нарушено, поддается коррекции | Не нарушено | ||
Пассивный Словарь | Не понимает обращенную речь | Понимает обращенную речь на бытовом уровне | Понимает обращенную речь, улавливает смысл малознакомых слов из контекста | Понимает сложные речевые конструкции | ||
Активный словарь | Отсутствует | Низкий словарный запас, преимущественно название предметов из личного опыта, называет предметы при из непосредственном предъявлении | Средний уровень словарного запаса, использует слова, обозначающие предметы, действия, признаки, использует синонимический ряд, может называть предметы | Имеет запас словаря для передачи информации из различных областей знаний, почерпнутых не только из личного опыта (книги, рассказы, занятия ТВ и т.д.) | ||
Фразовая речь | Отсутствует | Предложения из 2-3 слов, аграмматичные (отсутствие связи между словами, неправильное употребление предлогов и т.д.),. | Правильно выстроенная короткая фраза. | Грамотная развернутая фраза с незначительными речевыми ошибками. | ||
Целевая монологическая речь | Отсутствует | Пересказ и рассказ может выстраивать лишь в виде ответов на вопросы. | Пересказывает и рассказывает с помощью (опорные слова, вопросы, картинки) | Пересказывает короткие рассказы, составляет рассказы по заданной теме | ||
Различение шумовых звуков | Не различает | Различает отдельные | Различает различные звуки, которые имели место в личном опыте | Тонко дифференцирует различные звуки, для новых выстраивает гипотезы на основе предыдущего опыта | ||
Воспроизведение фонем | Не может воспроизвести заданную фонему | Воспроизводит заданную фонему с опорой на зрительный образец артикуляции только один изолированный звук | Может воспроизводить фонемы, ориентируясь только на звучание, один-два звука | Не испытывает сложно- стей с воспроизведением фонем (в том числе из 3-4 фонем) | ||
Выделение слов в предложении | Не выделяет | Выделяет отдельные слова, с ошибками. | Выделяет знакомые слова, не может выделить предлоги, союзы и др. вспомогательные части речи. Может составлять простые нераспространённые предложения из слов. | Не испытывает затруднений в выделении слов в предложении Легко составляет предложения из заданных слов. | ||
Выделение звуков в словах (по программе) | Не выделяет | Выделяет звуки только в начале слова | Выделяет звуки в начале и в конце слова | Выделяет звуки в начале, в середине и в конце слова. | ||
Владение звуко-буквенным анализом | Не владеет | Выделяет гласные и согласные звуки | Выделяет гласные и согласные, звонкие и глухие звуки, нуждается в дополнительном использовании приёмов распознавания категории звука. | Выделяет гласные и согласные, определяет звонкие и глухие, а так же твёрдые и мягкие звуки в слове самостоятельно. | ||
Деление на слоги | Не делит на слоги | Делит, используя приёмы прохлопывания, с ошибками. | Делит на слоги, опираясь на правило о количестве гласных, допускает ошибки. | Делит на слоги самостоятельно по правилу, без ошибок. | ||
Постановка ударения в слове | Ударение не ставит | Определяет положение ударения в слове совместно с учителем, проговаривая слово с жестом. | Определяет положение ударения в слове самостоятельно проговаривая с жестом. | Определяет положение ударения , не используя жест самостоятельно, без ошибок. | ||
Письменная речь | Соотнесение звука с буквой | Не соотносит | Соотносит, но не запоминает предложенные знаки, путает | Усвоил хорошо некоторые буквы, но не в полном объеме | В полном объеме усвоил все буквы по программе | |
Соотнесение печатных букв с рукописными | Не соотносит | Соотносит, но не запоминает предложенные знаки, путает | Усвоил хорошо некоторые буквы, но не в полном объеме | Усвоил хорошо некоторые буквы, но не в полном объеме | ||
Составление буквенных схем | Не составляет | Составляет с ошибками (в подборе букв) | Составляет с ошибками (пропускает отдельные буквы) | Составляет без ошибок | ||
Чтение простых слогов | Не читает | Читает изолированные буквы | Читает закрытые слоги | Читает открытые слоги, читает простые слова | ||
Чтение слов из 2-х и более слогов | Не читает | Читает слова с ошибками | Читает слова без ошибок, но затрудняется в понимании смысла | Читает слова без ошибок, улавливает смысл прочитанного | ||
Формирование элементарных математических представлений | Операции с неисчислимыми множествами | Владение понятиями о линейной величине | Не воспринимает линейные размеры, не владеет понятиями | Владеет понятиями, выражающими соотношения линейных размеров, но устанавливает их только путем непосредственного соотнесения (наложение, приложение) | Владеет понятиями, выражающими соотношения линейных размеров, устанавливает их только путем зрительного соотнесения, не точно употребляет термины | Владеет понятиями, выражающими соотношения линейных размеров, устанавливает их только путем зрительного соотнесения, точно употребляет термины |
Понятие веса | Не воспринимает | Понимает слова: тяжелый, легкий, тяжелее, легче. | Понимает слова тяжелый-легкий, но сравнить предметы по весу может только в результате непосредственного обследования | Может соотнести понятие веса с материалом и объемом тела | ||
Использование мерки для измерения неисчислимыми множествами. | Не использует | Использует предложенную мерку | Использует предложенную мерку, может предложить использовать любой другой посредник | Использует, понимает, что количество мерок зависит от их величины | ||
Операции с исчислимыми множествами | Восприятие количества | Не воспринимает | Воспринимает понятия один, ни одного, много. | Воспринимает понятия: один, ни одного, много, мало, столько сколько, больше, меньше, поровну. | Воспринимает понятия, ни одного, много, мало, столько сколько, больше, меньше, поровну, проводит операции по уравниванию | |
Связь количества с числом (по программе) | Не связывает | Связывает названия чисел с количеством предметов, пересчитывает предметы в поле зрения | Владеет количественным и порядковым счетом с опорой на наглядность | Сформированы понятия: один, два, три и тд. (без опоры на предметность) | ||
Связь числа с цифрой | Не связывает | Связывает, не усвоил начертания цифр. Ошибается в их чтении. | Освоил без ошибок, но не в полном объеме. | Освоил программу в полном объеме | ||
Числовые операции | Не владеет | Владеет с опорой на предметность | Владеет без опоры на предметность | Владеет, использует для решения задач | ||
Формирование элементарных математических представлений | Использование математических знаков и терминов | Не использует | Владеет терминологией, но не связывает со знаком (+, — ,=, <,>) | Владеет терминологией, связывает со знаком. | Умеет читать математические выражения, составлять задачи по выражениям, использовать выражения для решения задач. | |
Геометрические представления | Знание геометрических форм | Не знает | Не называет, но узнает по слову | Знает названия отдельных геометрических форм. | Знает, отбирает по образцу и по названию в играх и упражнениях, используя свойства форм | |
Знание геометрических фигур | Не знает | Не называет, но узнает по слову | Знает названия отдельных геометрических фигур. | Знает, отбирает по образцу и по названию, выделяет геометрическую плоскостную фигуру из предметов, образов | ||
Пространственная ориентация | Не ориентируется | Сформированы простейшие представления: верх-низ, дальше-ближе | Сформированы представления: верх-низ, рядом, около, между. Лево- право знает, но путает. | Сформированы пространственные представления: верх-низ, право-лево, рядом, около, между, за., посередине, вперед-назад. Ориентируется как в трёхмерном, таки в двухмерном пространстве | ||
Графомотор- ные навыки | Мелкая моторика | Движение кистей и пальцев рук | Грубо нарушено | Подвижность кистей и пальцев ограничена, изменен тонус, нажим, хват карандаша неправильный. | Подвижность кисти и пальцев не нарушена, движения недостаточно скоординированы, нарушен нажим | Мелкая моторика не нарушена |
Неписьменные знаки | Штриховка | Не видит внутренней области фигуры, не штрихует или оставляет хаотичные штрихи | Видит внутреннюю область фигуры, штрихует, выходит за контуры. | Видит внутреннюю область, не выходит за параметры, но не может уловить «ритм» штриховки (направление штриха, частоту линий и т.д.) | Видит внутреннюю область, штрихует, не заходя за контуры, придерживается правильного «ритма» штриховки. | |
Формообразующие линии | Не может нарисовать фигуру (по трафарету, обводке, самостоятельно) | Может нарисовать, используя трафарет | Может нарисовать, используя трафарет, пунктирный рисунок. | Может нарисовать, в том числе и самостоятельно. | ||
Письменные знаки | Цифры | Не пишет | Пишет по обводке и пунктиру | Пишет по зрительному образцу | Пишет самостоятельно | |
Буквы | Не пишет | Пишет по обводке и пунктиру | Пишет по зрительному образцу | Пишет самостоятельно | ||
Социальное развитие. Ознакомление с окружающим | Представления о себе | я | Не сформированы представления о себе | Знает имя, фамилию. | Знает имя, фамилию, возраст, пол. | Знает имя, фамилию, возраст, пол. Страницы: 1 | 2 | Весь текст |