Внеклассное занятие Тема Путешествие в страну Вежливости

Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, образовательная школа-интернат I-II вида

г. Тихорецка Краснодарского края

Внеклассное занятие по развитию речи и слуха

тема:«Путешествие в страну Вежливости»  

Из опыта работы воспитателя

Ермаковой Л.А.

г. Тихорецк

2012 г.

Внеклассное занятие по развитию речи и слуха.

Тема: «Путешествие в страну Вежливости»  Задачи: 

Развивать умение детей анализировать свои поступки; поступки товарищей, сравнивать их с обще принятыми. Направлять сознание, чувства и действия детей на совершение положительных поступков.

Закреплять в речи детей употребление этикетных форм (приветствия, прощания, благодарности)

Воспитывать доброжелательность, чуткость и отзывчивость, , вежливость и дружеские отношения между детьми и взрослыми.

Оборудование: Телеграмма; маски «грубости, злости и радости»; 3 стрелки; картинки к игре «Как бы ты поступил?»; модель «Сухое дерево»; листочки; лепестки к цветку «вежливости»; Фея Вежливости- кукла; коробка; грамзапись голоса королевы Грубости.Предварительная работа: Словесная игра «Вежливые слова», беседа «Какого человека можно назвать вежливым?», чтение книги В.Осеевой «Волшебное слово».Ход занятия:- Дети, скажите, пожалуйста, какого человека можно назвать вежливым? воспитанным?- А вы знаете, что словом можно рассмешить, огорчить, обидеть человека. Когда человек огорчен или обижен, то ему очень трудно с правиться с плохим настроением, а добрым словом можно утешить.- Ребята, а давайте мы с вами отправимся в страну Вежливости и проверим, можно ли нас с вами назвать вежливыми и воспитанными?- Ой, ребята, я совсем забыла, нам утром как раз пришла телеграмма от Феи Вежливости. Давайте ее прочтем:«Дорогие ребята! Меня захватила в плен злая Королева Грубости. Помогите мне, пожалуйста, выручите меня из беды. Ваша Фея Вежливости- Что же будем делать?- Значит, решили освободить Фею Вежливости, а трудностей вы не боитесь?Тогда не будем терять ни минуты, отправляемся в путь.( идем под песню «Если с другом вышел в путь…»)- Ребята, вот мы и пришли в царство Королевы Грубости.Голос - «Я, Королева Грубости, и вы попали в мое царство. Я захватилав плен Фею Вежливости. Теперь все люди будут грубыми, злыми, невежливыми. Но вы сможете ее освободить, если выполните мои задания.- Ребята, вы не испугались? Вы хотите, чтобы все люди были грубыми, злыми, невоспитанными?Нет. Тогда будем выполнять задания.

«Выбери маску»

– Ребята, посмотрите на эти маски и выберите ту, которая больше подходит к Королеве Грубости, мы ее не видели, но голос слышали.- Что изображает эта маска? ( злость)- А какая маска подходит к Фее Вежливости?- Что изображает эта маска? (радость)- Молодцы – это задание мы выполнили правильно.Маску Королевы Грубости мы оставим здесь, маску Феи Вежливости возьмем с собой.

«Выбери правильный путь» (3 стрелки)

- Чтобы выручить Фею Вежливости нужно выбрать правильный путь.- Если прямо пойдешь — встретишь старушку, которой нужно помочь.- Налево пойдешь — грубить и драться ты начнешь- Направо пойдешь — найдешь игрушку, о которой давно мечтал.- Дети, какой путь мы с вами выберем?- Я согласна с вами, я бы тоже выбрала этот путь.Игра «Как бы ты поступил? (по сюжетным картинам)

- Что случилось со старушкой?

- Чем можно помочь старушке?- Как бы вы поступили, если шли мимо?

- Почему мальчик спрятал мороженое?

- Как бы вы поступили на его месте?- Что чувствовал мальчик, когда друг предложил ему конфету? ( стыдно)

- Почему у мальчика грустные глаза?

- О чем он мечтает? - Вы бы помогли ему? Как?

- Что делают дети на цветочной поляне?

- Кому из них нужно сказать: « Если все сорвать цветы, не будет в мире красоты».- Какое правило, мы знаем?- Дети, я рада, что во всех случаях вы поступили бы правильно. Мне кажется, что и это задание мы выполнили правильно. - Пойдемте дальше.

Модель «Заколдованное дерево»

- Ребята, посмотрите какое деревце. Мне, кажется, его заколдовала злая Королева Грубости. Оно погибает, сохнет. Как вы думаете, какое у него настроение? (грустное, печальное)« Что у дерева болит, Не веселое оно,Очень жалобно скрипит…Разве это все равно?Надо бы узнать вернейБудем к дереву добры,Что случилось у корнейВеток, листьев и коры?И кого теперь винитьЗа его понурый вид?Очень хочется понятьЧто у дерева болит?- Дети, можно ли ему помочь?У меня есть зеленые листочки, они волшебные. Каждый, кто возьмет их в руки, сразу придумает хорошее дело, которое можно сделать для деревца.(полить, окопать, обрезать сухие больные ветки, замазать раны, завалить корни и ствол снегом, зимой повесить кормушки, побелить ствол…)- Посмотрите, как оно зазеленело, на нем выросло много листочков от добрых ваших пожеланий. Сухое дерево от вашей заботы и доброты стало «счастливым». Мы должны проявлять заботу и доброту не только к людям, но и к природе.Давайте подарим ему стихотворение, которое называется «Счастливое деревце» – В.Мусатов.« Шумит все лето деревце зеленою листвойИ, пожелтев, разденется осеннею порой.Мороз не страшен деревцу, к стволу присыпан снегВ нем деревце согреется, он дереву как мех.Весной побелкой светится, окопано вокруг…Растет счастливым деревце, у деревца есть друг.»- Какое сейчас настроение у деревца?Оно благодарит вас за помощь. А нам пора отправляться дальше.4. Игра «Цветик — семицветик»- Дети, мы пришли с вами на полянку. Как вы думаете, чего не хватает на этой полянке? Чтобы украсило эту поляну? – (цветы)- Вот видите, в королевстве грубости даже цветы не растут. Нам надо постараться оживить полянку. Наше следующее задание такое:Если мы сможем выложить красивый цветок вежливости, то королева Грубости освободит Фею Вежливости.- Посмотрите здесь лепестки разного цвета выберите по цвету те лепестки, которые больше всего подойдут к цветку вежливости. Почему?- Выбрали, а сейчас давайте попробуем выложить цветок.У вас получился очень красивый цветок вежливости –«цветик – семицветик»А чтобы он никогда не завял, мы должны рассказать, какие пословицы и поговорки знаем о вежливости.- Вежливости открываются все двери.- Ласковое слово и кошке приятно.- Доброе слово лечит, а злое калечит.- Плохое слово, что грязная вода.- Ласковым словом и мед растопишь.- Доброе дело делай смело.- Ребята, мы с вами выполнили все задания. Посмотрите, каким стало королевство. Здесь цветут волшебные цветы, зеленеют деревья, совершаются только добрые дела и поступки.Голос: Да, вы выполнили все мои задания. Получайте свою Фею Вежливости (появление куклы – Феи Вежливости)- Ребята, Фея Вежливости благодарит вас за то, что вы ее выручили. Не испугались трудного путешествия, справились со всеми заданиями. Только воспитанные и вежливые дети смогли победить грубость.А Фея Вежливости приготовила для вас сюрприз. Она дарит вам вот такую красивую коробочку. Но открыть ее можно только с помощью волшебных слов.- Какие волшебные слова вы знаете?(дети достают из коробочки сердечки для каждого ребёнка)- Давайте поблагодарим Фею Вежливости, попрощаемся с ней.И нам пора возвращаться в детский сад.« То жара на планете, то вьюгаТолько вместе нас не испугатьМы поближе узнаем друг другаИ друг друга начнем уважать.Как бы ни было нам тугоНужно вежливость не растерятьМы окажем друг другу вниманьеИ друг друга сумеем понять»