Внеклассное занятие Права обязанности и ответственность школьников для 7 класса

Министерство образования и науки Хабаровского края

Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение, специальная (коррекционная)общеобразовательная школа VIII вида №3

Внеклассное занятие

Прав

а, обязанности и ответственность школьников

составила:

Тютимова И. А.

г. Комсомольск – на — Амуре

2012 -2013 уч. г.

Цель:

Закрепить и активизировать знания о «Декларации прав человека», «Конвенции прав ребенка», через наглядный материал.

Формировать практические навыки в применении прав и обязанностей в повседневной жизни, через театрализацию и комментирование сценок.

Воспитывать умение защищать свои права и правильно выходить из конфликтных ситуаций, через анкетирование.

Оборудование:

Мультимедиа, карточки, жетоны, анкета.

Ход занятия.

1.Рефлексия.

Слайд( дети).

Музыка Д. Тухманова «Как прекрасен этот мир».

- Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Предайте частичку хорошего настроения своему соседу по парте. От ваших улыбок стало уютнее и светлее в классе.

2. Тема занятия.

Лишь появиться ребенок

И начнет едва дышать,

У него уже с пеленок

Всякие права.

Он имеет право жить,

Развиваться и дружить,

Иметь просторный, дружный дом,

Вдеть тихий, мирный сон,

Врачей помощь получать,

Обучаться, отдыхать,

Быть веселым и здоровым,

Восхищаться чем – то новым,

И любить и быть любимым.

Он на свете не один.

- Я думаю, вы уже догадались, о чем пойдет сегодня речь.

( о правах, обязанностях и ответственности ребенка).

Но занятие пройдет в необычной форме: за каждый правильный ответ вы будете получать жетон. А в конце занятия мы узнаем, кто же из вас лучше знает не только свои права, но обязанность.

4.Закрепление знаний о Конституции РФ, Конвенции о правах ребенка и Декларации прав человека.

- Вспомните, пожалуйста, какие основные документы защищают права ребенка? ( Конституция страны, Конвенция прав ребенка, Декларация прав ребенка).

Слайд. (изображение документа и определение)

Конституция – основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и устанавливающий основы политической, правовой и экономической системы данной страны.

Декларация прав ребенка – включает основные принципы обеспечения защиты и благосостояния детей.

- Однако декларация имеет лишь рекомендательный характер и ее нормы не обязательны для исполнения.

Другое дело – конвенция о правах ребенка. Это договор, который должен неукоснительно исполняться.

Конвенция о правах ребенка – международный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг, оказание других услуг детям.

- Но для школьников существует и другой документ, который должны соблюдать как взрослые, так и дети. Как он называется? (устав школы)

Устав школы – права и обязанности всех участников образовательного процесса ( администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов).

Он находится в вестибюле школы.

5.Закрепление основных прав и обязанности ребенка.

Права – это правила , по которым живут люди.

Обязанности – круг действий, возложенных на кого – либо и обязательных для выполнения. ( « Толковый словарь» Ожегов ).

- На что имеет право каждый ребенок?

- Каждый из вас кроме прав имеет еще и обязанности. Перечислите их.

Начинайте со слов « Я должен…».

Слайд. (персонажи сказок)

- Внимательно посмотрите и ответьте, какие права были нарушены у персонажей сказок и кем? Для ответа используйте карточки, которые лежат у вас на столе и карточки, расположенные на доске.

1. «Золушка» - право на отдых,

2.«Буратино» — право на неприкосновенность, неприкосновенность личного имущества, право на жизнь.

3.«Машенька и медведь»право на защиту от жестокого обращения.

4.«Волк и семеро козлят»неприкосновенность в жилье.

5.«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» — право на защиту от посягательств на личную жизнь.

6. «По щучьему велению» — право на неприкосновенность личности.

( ученики называют статью, которая была нарушена).

6. Ответственность ребенка.

- Кроме прав и обязанностей, существует еще и ответственность за совершение поступков.

Существует ответственность – административная и уголовная, за то, что нам часто кажется совсем безобидной шалостью. Это все прописано в гражданском и уголовном кодексе нашей страны.

На территории РФ уголовная ответственность за многие правонарушения наступает с 14 лет. Законом предусмотрены различные наказания, в том числе и штрафы.

Дети показывают сценки, ученик их комментирует.

1.Сценка «Ложный вызов».

Без всякого предупреждения в класс вбегает «правонарушитель»:

- Сейчас бомба взорвется, по телефону позвонили, все бежим из школы!

Комментарий ученика:

Ложное сообщение о готовящемся террористическом акте – это статья Уголовного кодекса Российской Федерации. Оказывается, это вовсе не шутка, избавляющая от очередной контрольной, а статья Уголовного Кодекса, предусматривающая конкретное наказание.

2.Сценка «Нанесение побоев».

К ученику подходит другой ученик и условно бьет его учебником по голове. Мальчик падает, встает, держась за голову, стонет, дает сдачи. Начинается драка.

Комментарий ученика:

Обычная драка вполне может быть рассмотрена как статья 116 Уголовного кодекса – побои. Нанесение побоев или иные насильственные действия, но не повлекшие расстройства здоровья, наказываются штрафом, или принудительными работами, или арестом до трех лет.

Учитель:

Но вы же маленькие, все лишь дети! Какой штраф?

Комментарий ученика:

В этом случае действует Гражданский кодекс. Статья 1074 пункт 2 гласит: ответственность за вред, нанесенный несовершеннолетним, лежит на его родителях, которые в полной мере расплачиваются за действия своего чада.

3.Сценка «Порча чужого имущества».

Два ученика:

- Дай телефон, музыку послушаю, а то скукотища!

- Не дам, скоро батарея разрядится, а мне мама должна позвонить.

- Ах, тебе жалко! Ну, у меня нет, и у тебя не будет!

Отбирает и выбрасывает телефон.

Комментарий ученика:

Вред причинен не только гражданину, но и его имуществу, а это — статья 167 Уголовного Кодекса – умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества наказывается штрафом или лишением свободы сроком до пяти лет. Причинение вреда бывает и неумышленное ( « Я нечаянно!»), но это статья 168 Уголовного кодекса, наказывается штрафом или лишением свободы до двух лет.

4.Сценка «Осквернение зданий и транспорта».

В класс вбегают две девочки :

- Она такая глупая, ничего не понимает!

- Давай на стене напишем, пусть все знают, что она глупая!

- Здорово! Давай маркером напишем, чтоб лучше видно было!

Начинают писать.

Комментарий ученика:

Статья 214 Уголовного кодекса – вандализм – осквернение зданий и сооружений, порча имущества – штраф и возмещение ущерба.

Учитель:

Так как гуляют дети компаниями и шалят компаниями, то следует знать, что статья 35 Уголовного кодекса (совершение преступлений группой лиц) влечет более строгое наказание.

Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. И во многих случаях можно найти другое решение проблемы.

Слайд. Отрывки из мультфильмов.

- О каком праве каждого ребенка и человека идет речь в песнях?

Для ответа используйте карточки с названиями статей и карточек, расположенных на доске.

*« Песня Бременских музыкантов» ( право на свободу перемещения),

*«Качу, качу куда захочу» ( песня кота Леопольда) (право на передвижение по странам, право на отдых),

*« Песенка Мамонтенка» ( право на общение с родителями),

*« В траве сидел кузнечик» ( право на жизнь).

7. Физ. минутка. Слайд.

8. Закрепления полученных знаний.

Сегодня мы вспомнили о правах, обязанностях и ответственности школьников. А теперь я предлагаю вам обсудить ситуации из вашей жизни. Пред вами анкета. Если вы честно ответите на вопросы, то поймете, все ли вы делаете верно, или вам еще надо работать над собой.

Анкета.

Тебе поручили оформить плакат к празднику. Ты:

А) отложишь все свои дела и займешься оформлением

Б) займешься, когда будет свободное время

В) попросишь другого ученика сделать плакат

2. Ты сидишь в автобусе, заходит старушка. Твои действия:

А) уступишь место

Б) попросишь соседа, чтобы он уступил место

В) отвернешься и будешь смотреть в окно

3. Ты видишь, как бьют твоего одноклассника. Ты:

А) постараешься защитить

Б) попросишь вмешаться прохожих

В) пройдешь мимо

Ты нашел кошелек с деньгами. Твои действия:

А) постараешься вернуть кошелек владельцу

Б) передашь его взрослому

В)возьмешь его себе

Ответы: А) – 5 баллов;

Б) – 3 балла;

В) – о баллов.

Если вы набрали:

от 15 до 20 баллов – вы порядочный человек. Продолжайте действовать так же уверенно. Родители и школа могут вам гордиться.

от 10 до 15 баллов – вам есть над чем поработать.

Менее 10 баллов – возьмите себя в руки и усиленно работайте над собой.

8. Итог занятия.

В жизни бывают разные ситуации, в которых оказывается человек. Поэтому вы не должны забывать, что у детей, так же как и у взрослых есть права. Так же помните, что кроме прав у вас есть обязанности и ответственность перед обществом.

Отстаивая свои права, не забывайте, что и у других людей тоже есть такие же права, как и у вас.

9. Рефлексия.

- Что должен знать ребенок вступая во взрослую жизнь? (каждый имеет права и обязанности)

- Как и почему люди должны относиться к друг другу?

- А теперь подсчитайте свои жетоны? (У КОГО БОЛЬШЕ ЖЕТОНОВ ПОЛУЧАЕТ ДИПЛОМ)

1. Литература:

Журнал «Читаем, учимся, играем»№3 – 2002.

Газета «Классное руководство и воспитание школьников»№8 – 2007.

Сайт – http: //festival.1 september.ru.

4. Черенкова Л.Ю Программа по правовому воспитанию// ж. Практика административной работы,№1, — 2008

5. Путешествие по стране «Права человека» // ж. Досуг в школе, — №4, — 2009

6. Право имею ( познавательная игра, посвященная дню прав человека ) // ж. Педсовет, №3, — 2009

7. Сайт – www. viki.rdf.ru.

8. Газета «Классное руководство и воспитание школьников» №8, — 2007