Внеклассное воспитательное мероприятие Твой профессиональный выбор

ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева»

ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра информатики и вычислительной техники

Методические материалы по информатике

Конспект внеклассного воспитательного мероприятия

«Твой профессиональный выбор»

Составитель: Косырева Т.Н.

Тема: «Твой профессиональный выбор».

Форма внеклассной работы: массовая

Форма внеклассного мероприятия: классный час, беседа.

Ответственный за проведение: Косырева Т.Н.

Время и время проведения: 21 декабря 2012 года. 12.50 — 13. 35 .

Место проведения: МОУ «Гимназия №23» г. Саранска, кабинет № 404.

Возрастная категория: 15 — 17 лет.

Цель: ознакомление  с престижными и новыми профессиями, с востребованностью профессий на рынке труда, формирование способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии.

Задачи:

- образовательная: ознакомить учащихся с различными профессиями, помочь в выборе профессии, определить профессиональную ориентацию;

- воспитательная: воспитание уважительных партнерских отношений;

- развивающая: развитие у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.

Оборудование и материалы: компьютер, мультимедиа проектор, презентация, приложения 1,2,3.

Эпиграф: Ничто так, как труд, не облагораживает человека. Без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство. (Л.Н. Толстой)

Составитель: студентка группы МДИ-108 Косырева Татьяна Николаевна

Подготовительная работа:

Содержание задания

Дата выполнения

Ответственный

1. Выбор формы проведения воспитательного мероприятия

15.11

Классный руководитель

2. Подбор и коррекция материала для воспитательному мероприятию

13.12-18.12

Классный руководитель

2. Проведение воспитательного мероприятия

21.12

Классный руководитель, учащиеся

План мероприятия

1. Вступление (5 минут)

2. Представление профессий (15 минут)

3. Качества (5 минут)

4. Формула выбора профессий (5 минут)

5. Рефлексия (10 минут)

6. Заключение (5 минут)

Ход мероприятия

I. Вступление

Учитель: Термин «профессия» происходит от латинского  корня, означающего: говорить, объявлять, заявлять. Отсюда слово «профессор». Число профессий неодинаково в странах с различными общественно-экономическими условиями.

Быстрая смена условий жизни, малая предсказуемость сегодняшней российской  действительности делают задачу выбора профессии особенно сложной. Особенно сейчас, в рыночных условиях, когда трудоустройство молодежи  является одной из актуальных проблем.

В документе «Единый тарифно-квалификационный справочник» насчитывается более 7000 названий профессий, имеющихся в России, хотя спросом пользуется всего несколько сот.

По данным труда и занятости населения Амурской области, на 1 января 2009г. на одну вакансию, которую работодатели представили в службу занятости, условно претендовали 6 человек. Самый высокий спрос, как свидетельствует статистика, – на торговых и страховых агентов, делопроизводителей, главных бухгалтеров, технических работников, переводчиков, врачей, и инженеров-строителей. Самая большая часть вакансий 21% – в строительной сфере. Торговля, желательно с высшим образованием предлагала 18,3% трудовых мест, органы государственного управления – 12%. 

Профессия – это социальная характеристика человека, указывающая на его принадлежность к определенной категории людей, которые занимаются одинаковым видом трудовой деятельности.

Профессиональную судьбу вы намечаете, как правило, по окончании школы. 

Поэтому прежде чем определиться с профессией, нужно дать себе правильную оценку и понять, что вас больше интересует. Важна подготовка не к труду вообще, а к работе по конкретной специальности или профессии. Чтобы сделать правильный выбор, нужно: иметь представление о существующих профессиях и, зная собственные склонности, реально оценивать свои возможности.

Да, вам сейчас очень трудно сделать  выбор сразу  и на всю жизнь. Выбор профессии равносилен выбору судьбы.

И сегодня, мы с вами  поговорим. Как вы думаете о чем?

II. Представление профессий

Учитель: У нас в классе уже некоторые определились с выбором профессии, готовятся к поступлению в ВУЗы, связанные с данной профессией. Ребята читали много о данных профессиях и сейчас они нам представят эти профессии.

Сегодня, мы с вами рассмотрим профессии  связанные с экономическим и инженерным профилем, а также специалистами в области современного программного обеспечения.

I экономический профиль

II  специалист в области современного программного обеспечения

III инженерный профиль

1. Общая характеристика2. Спрос на рынке3. Образование4. Почему выбрал

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Экономический  профиль (Приложение 1)

Учитель: Нет в человеческом обществе ни одной сферы жизни, ни одной профессии, ни одной страны, где бы человек мог почувствовать себя независимым от мира экономики. Экономисты были и остаются самыми востребованными специалистами на рынке труда.

Для экономиста важны: умение анализировать большой объем информации, хорошая память и высокая концентрация внимания.

И. мне, хочется, чтобы ваша мечта сбылась!

Специалист в области современного программного обеспечения (Приложение 2)

Представить современную жизнь без компьютера уже невозможно, а в будущем зависимость человека от этого чудо-техники будет только возрастать.

Инженерный профиль (Приложение 3)

Учитель: Из-за развития экономики в начале 1990-х годов многие специалисты остались без работы. Сейчас с восстановлением промышленности ситуация изменилась. Инженеры востребованы на всех производствах.  Работодателям нужны квалифицированные кадры, на которые существует настоящий дефицит.

III. Качества

Учитель: Именно эти профессии стали в последнее время модными и престижными среди молодежи. Специалисты в этих областях требуются в таких учреждениях, как банки, и  именно эти профессии стали высокооплачиваемыми.

Подумайте, какими чертами характера должен обладать  человек при выборе той или иной профессии. Какие, по вашему мнению, помогают в рыночных условиях?

Ученики:

ХитростьУмение планировать свои действия Готовность к рискуСтрасть к удовольствию Умение вести беседуБоязливостьБеспечностьЭрудированностьКрепкое здоровьеХвастливостьЧувство юмораСтыдливостьЧестностьОбразованностьИскренностьПраздностьЭгоизмВоляТрудолюбиеУгодничество

Думаю качества, которые вы выбрали помогут вам в достижении поставленных вами целей. И мне хочется представить вам «Формулу выбора профессии», которая сейчас очень современна.

IV. Формула выбора профессии

Учитель: как вы думаете, что нужно учитывать при выборе профессии?

Для того, чтобы правильно выбрать себе профессию, Вам необходимо сориентироваться всего в трех вещах.

Во-первых, определить каковы Ваши профессиональные интересы и склонности. Коротко мы называем это – вашим «Хочу».

Во- вторых, оценить каковы Ваши профессионально важные качества: здоровье, вашу профессиональную пригодность и возможности. Проще говоря, это Ваше «Могу».

«Хочу» Профессиональные склонности и интересы

В-третьих узнать, какие профессии пользуются спросом на рынке труда, по каким профессиям можно найти себе работу. Иначе говоря, каково сегодня «Надо».

+

«Могу»

Состояние здоровья

Профессиональная квалификация

Профессиональные способности

+

«Надо» Спрос на рынке труда и возможность трудоустройства

Если Вы сумеете совместить «Хочу», «Могу» и «Надо», то Ваш профессиональный выбор будет удачным. Иными словами, задача заключается в том, чтобы найти профессию, которая:

Интересна и привлекательна для Вас,

Соответствует Вашим способностям,

Пользуется спросом на рынке труда.

При выборе профессии необходимо учитывать:

Личностные желания, интересы и склонности – «хочу»;

Личностные возможности: уровень знаний, способности, психологические особенности, состояние здоровья – «могу»;

Потребность рынка труда в кадрах – «надо».

Выбор профессии

Зона оптимального выбора профессии

Зона совпадения стремлений личности с потребностями общества в кадрах

Зона совпадения возможностей личности с потребностями общества в кадрах

«хочу»

«могу»

«надо»

Внеклассное мероприятие про воспитание

Учитель: Как видно из схемы, зона оптимального выбора профессии будет расширяться при соблюдении всех трех условий правильного профессионального выбора.

Сделать правильный выбор – значит, найти профессию, которая:

– интересна и привлекательна – «ХОЧУ»;

– доступна и посильна – «МОГУ»;

– имеет спрос на рынке труда – «НАДО»;

V. Рефлексия

Учитель: Любая профессия предполагает, что человек, избравший ее, обладает определенными, присущими только ей качествами. Принимая решение, с какой профессией связать мечты, надежды, очень важно учитывать свои способности. Давайте посмотрим, к чему у вас есть способности. Сейчас, вы ответите на несколько вопросов и сможете оценить  свою готовность к самоопределению. Не старайтесь завысить оценку, будьте строги к себе. Поставьте ту оценку, которая отражает ваши реальные умения:

5 – «очень хорошо»;

4 – «хорошо»;

3 – «средне»;

2 – «ниже среднего»;

1 – «плохо».

ТЕСТ  «Выбор сделай сам»

1. Я определяю основные цели, прежде чем приступить к решению какой-нибудь проблемы.

2. Я анализирую свои способности, потребности, интересы, думая о выборе профессии.

3. Я записываю основные идеи, прежде чем двигаться на этом пути дальше.

4. Я могу четко сформулировать, в какой сфере деятельности мне бы хотелось работать в будущем.

5. Я знаю, что жду от своей будущей работы: удовлетворение интересов, много денег, возможность свободно распоряжаться собой.

6. Я ориентируюсь в справочной литературе, без труда могу найти нужную информацию о выбираемом учебном заведении.

7. Я без труда, не испытывая волнения, могу войти в официальное учреждение (например, центр занятости) и получить там необходимую информацию.

8. У меня не возникает проблем, если я говорю с незнакомым человеком. В этот момент я уверен в себе.

9. Если я и волнуюсь, когда говорю с незнакомым человеком о себе, о своих намерениях, то волнение использую, чтобы показаться более эмоциональной и интересной личностью.

10. Я уверен, что смогу освоить многие виды деятельности

11. Я могу четко определить, какие профессии мне не подходят по моим личностным особенностям и способностям.

12. Беседуя с человеком, время от времени я смотрю ему в глаза, чтобы понять его реакцию на меня, на то, что я говорю.

13. Я умею справляться с волнением, когда говорю с незнакомыми людьми.

Расшифровка кода:

52-65 баллов. Вы очень хорошо подготовлены к тому, чтобы решать проблему выбора профессии самостоятельно. Вы даже можете обойтись без опеки профконсультанта, и, пожалуй, единственное, что можно было бы порекомендовать, — это убедиться в том, что вы действительно не завысили свою оценку.

39-52 балла. Можно предположить, что вы подготовлены решать проблему выбора профессии самостоятельно, правда,  вы не очень уверены в себе. С другой стороны, вам недостает отдельных умений. Их можно сформировать. У вас возникают проблемы, когда нужно представить себя другому человеку, то есть в самопрезентации. Не унывайте, этому можно научиться.

26 – 39 баллов. Вам нужна помощь специалиста-профконсультанта. Не откладывая проблему в долгий ящик, обратитесь к нему и начните с обсуждения тех вопросов, которые вы оценили низкими баллами.

Меньше 26 баллов. Вам нужно много работать, чтобы научиться решать проблему выбора профессии самостоятельно. Не унывайте! Этому можно очень быстро научиться, если захотеть!

VI. Заключение

Учитель: Большинство из вас уже подготовлены решать проблему выбора профессии самостоятельно. И мне хочется, чтобы вы ответили на вопрос.

Что для себя вы взяли с сегодняшнего занятия? Как выбрать профессию, чтобы потом не сожалеть?

Ученики:

– Знать и очень хорошо представлять себе, чего ты хочешь от жизни;

– Помнить, что невозможно сделать выбор раз и навсегда, что нужно быть готовым к постоянным изменениям;

– Различные пути ведут к одной  и той же цели, и даже препятствия можно превратить в инструмент для тренировок;

– Работа – это важная, но все-таки только часть жизни.

Учитель. Самое главное – выбрать профессию так, чтобы работа ваша в будущем была успешной и приносила вам удовлетворение.

Выбрав для себя будущую профессию, быть настойчивым в стремлении овладеть ее в совершенстве. И, я думаю, тем самым, вы принесете пользу себе, обществу и стране в целом.

Счастья и удачи в выборе будущей профессии – выборе судьбы.

Приложения

Приложение № 1



Страницы: 1 | 2 | Весь текст