Внеклассная учебно-исследовательская деятельность как метод повышения качества знаний у

Внеклассная учебно-исследовательская деятельность как метод повышения качества знаний учащихся профессионального училища

Авторы: Базарбаева Р.Н., Борисенко И.А., Балкаева М.С.

ГОУ НПО Профессиональное училище №39

Цель нашей работы: изучение влияния внеклассной учебно-исследовательской деятельности на повышение качества знаний учащихся профессионального училища.

Задачи:

Определить особенности формирования устойчивой положительной интеллектуальной мотивации учащихся профессионального училища в обучении.

Доказать эффективность метода учебно-исследовательской работы среди учащихся профессионального училища.

Выявить значение непрерывной связи урочной и внеурочной деятельности учащихся в успешности освоения общеобразовательных и профессиональных компетенций.

Основу НПО составляют, на наш взгляд, прежде всего инструментальные компетенции, важнейшими среди которых являются: базовые знания в различных областях, подготовка по основам профессиональных знаний, элементарные навыки работы с компьютером, навыки управления информацией.

В чем же особенности формирования успешной положительной интеллектуальной мотивации учащихся профессионального училища в обучении?

Анализ современной теории и практики начального профессионального образования указывает на противоречия, которые требуют разрешения:

между требованиями, предъявляемыми к познавательной активности будущего рабочего и ее реальным уровнем;

между потребностью в высококвалифицированных специалистах, обладающих высоким уровнем познавательной активности и недостаточной научно-методической разработанностью путей и средств ее целенаправленного формирования в рамках образовательного процесса в ПУ. [1]

Это объясняется тем, что система НПО, «обучает и воспитывает специфический контингент учащихся, многие из которых представляют социально неблагополучные, маргинальные слои населения»

Основные методы побуждения положительной устойчивой интеллектуальной мотивации к учебной деятельности учащихся профессионального училища состоит в создании ярких наглядно-образных представлений, создании проблемной ситуации, коллективных формах учебной деятельности, оценке учебной деятельности, использовании технологии исследовательского обучения, применении компьютерных технологий.

Технология исследовательского обучения — особая форма организации обучения, связанная с решением учащимися творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов характерных для исследования.

Это предполагает «самостоятельность, способность принимать ответственные решения, творческий подход к любому делу, умение доводить его до конца, умение постоянно учиться»[7], оперативно осваивать новшества и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства. Мобильность, творческий характер труда зависят от широты кругозора, осмысления и развития тех проблем, с которыми человек сталкивается в своей практике, а также видение и понимание перспектив производства. Поэтому необходимо учитывать не только то, что знает учащийся сегодня, но и что он сможет узнать завтра.

Для успешного формирования положительной мотивации к учению необходимо формирование трех компонентов – интеллектуального, эмоционального, волевого – на протяжении всего периода обучения в училище. При этом через совершенствование одного из компонентов развиваются два другие.

Методом анкетирования были определены нами группы учащихся низкомотивированных в общеобразовательных предметах, а именно – история, химия, информатика.

В диагностическом анкетировании приняли участие 75 человек (1 курс). Целью его являлось выявить степень актуальности получаемого полного среднего (общего) образования, важности своей профессии, готовности использовать информационное пространство.

Диагностическое анкетирование включало в себя следующие вопросы:

Какую роль играет профессия «Судоводитель» в обществе и экономике нашего региона?

Какую роль играют знания химии в профессии «Судоводитель»?

Имели ли Вы опыт исследовательской деятельности в школе?

Назовите известные вам способы поиска информации?

Считаете ли вы что внеклассная научно-исследовательская деятельность поможет вам повысить качество знаний по истории, химии, информатике?

Результаты анкетирования представлены в диаграмме:

Низкая мотивация обучения общеобразовательных предметов учащихся профессионального училища часто приводит к невысокому качеству знаний. Современный метод учебно-исследовательской деятельности способен решить данную проблему образования.

Используя классический метод учебно-исследовательской деятельности в профессиональном училище мы преследовали следующие цели:

научить учащихся самостоятельно достигать намеченные цели;

научить учащихся предвидеть мини-проблемы, которые могут возникнуть на пути достижения цели;

сформировать у учащихся умение работать с информацией (поиск источников, технология работы с информацией);

сформировать у учащихся навыки проведения исследований, передачи и презентации полученных знаний и опыта; навыки работы и делового общения в группе.

Для повышения интеллектуальной мотивации и качества знаний нами был разработан междисциплинарный кружок «Речное училище в лицах, событиях и перспективах». На занятиях кружка были определены направления учебно-исследовательской деятельности учащихся в области истории и химии с применением информационных технологий.

Целями внеклассной работы кружка являлись поэтапное изучение истории училища, факторов судоходства, способов предотвращения и мер борьбы с загрязнениями в акватории Волги, используя метод теоретического документального исследования, овладение и совершенствование методов научного поиска, сохранения и передачи информации широкой аудитории. Участники кружка были распределены на «рабочие» группы по темам «Саратовское речное училище: события и люди» и «Влияние судоходства на акваторию Волги», «Информационные технологии в профессии «Судоводитель».

Для достижения этих целей необходимо было решить несколько задач:

Собрать материал (источники, архивные документы, фотографии) по интересующей теме;

Проанализировать и систематизировать собранные данные;

Обсудить полученные результаты;

Сформулировать выводы проделанной работы;

Создание презентаций и представление их на уроках истории, химии, информатики, на научно-технических чтениях.

Итогом работы кружка стала подготовка исследовательских работ для участия в IX областных научно-технических чтениях среди обучающихся учреждений начального профессионального образования (г. Балаково) в секциях «Краеведение», «Экология и производство».

В процессе внеклассной работы междисциплинарного кружка мы использовали следующие методы: работа с источниками в архиве, анкетирование и интервьюирование выпускников и ветеранов училища, наблюдение за различными участками акватории Волги в районе Саратова и Энгельса, ознакомление с результатами экологического мониторинга саратовского порта, анализ приемлемых способов защиты водных ресурсов от загрязнений судами, частично-поисковый или эвристический подход, создание ситуаций успеха.

Теоретическая значимость исследовательской работы учащихся заключалась в том, что она позволяет узнать об истории начального профессионального образования в Саратове, пополнить знания об училище, о выдающихся людях родного края, о влиянии судоходства на экологическую ситуацию в акватории Волги, освоение и совершенствование информационных технологий – поиск информации в Интернете, работа в текстовом редакторе MS Word, работа с электронными таблицами в программе MS Excel, алгоритм составления презентаций с помощью программ MS PowerPoint, Open Office.

Практическая значимость исследовательской работы учащихся заключается в том, что результаты исследования были использованы в лекциях, на уроках истории и краеведения, химии, биологии, информатики, на классных часах, для ознакомления абитуриентов, в проведении юбилейных мероприятий, при создании музея училища.

Показатели повышения качества знаний в результате проведенной внеклассной учебно-исследовательской деятельности учащихся профессионального училища.

Сравнительные диаграммы качества знаний по истории, химии,

информатике за 2010-2011 учебный год

Данные диаграммы отражают положительную динамику в повышении качества знаний учащихся первого курса по профессии «Судоводитель-помощник механика судов речного флота» в течение 2010-2011 учебного года по истории, химии, информатике.

Внеклассная учебно-исследовательская деятельность учащихся в начальном профессиональном образовании в процессе работы междисциплинарного кружка позволила увеличить положительную интеллектуальную мотивацию учащихся, что привело к повышению качества знаний, успешному формированию общих и профессиональных компетенций.

Полученный опыт научно-педагогической деятельности позволит полнее реализовывать интеллектуальный потенциал учащихся на уроках и в профессиональной подготовке. Через апробированный метод учебно-исследовательской деятельности возможно осуществление непрерывной связи урочной и внеурочной деятельности учащихся в целях успешности освоения компетенций.

Литература:

Горшкова Оксана Олеговна. Дидактические условия формирования познавательной активности учащихся профессиональных училищ: Дис. … канд. пед. наук: 13.00.01: Тула, 2003 230 c. РГБ ОД, 61:03-13/2057-6

Новиков, A.M. Российское образование в новой эпохе: Парадоксы наследия; векторы развития / A.M. Новиков. — М.: Эгвес, 2000. — С. 24 .

Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательство ВЛАДОС – ПРЕСС, 2004. – 267 с.