Внеклассная работа по химии Химический КВН

МОУ «Лицей № 107»

Внеклассная работа по химии

«Химический КВН»

Подготовила:

Учитель химии

МОУ «Лицей № 107» г. Саратова

Фирсова Н.К.

Саратов 2011

Пояснительная записка

Организация внеклассной работы по химии считаю важной, поскольку она способствует формированию интереса к химии, развивает творческие способности учащихся и создает условия для самовыражения.

Химический КВН целесообразно проводить на предметной неделе, во время которой по всем предметным дисциплинам устраиваются различные мероприятия. Предметные недели активизируют познавательный интерес учащихся, повышают мотивацию к изучению предметов, увлекают интересными делами.

Предлагаемое внеклассное мероприятие рациональнее всего проводить среди старшеклассников. В качестве играющих команд выступают учащиеся 9-х и 10-х классов. Классные руководители помогают ребятам подготовить название, девиз и эмблему. Перед началом мероприятия необходимо выбрать жюри.

Этапы подготовки мероприятия: 

выбор места проведения мероприятия (кабинет химии, актовый зал), оформление аудитории, привлечение учащихся к составлению сценария, распределение ролей и обязанностей среди учащихся, репетиции, формирование команд игроков, болельщиков, приглашение членов жюри.

Цель мероприятия:

в игровой форме привлечь внимание учащихся к изучению дополнительного материала по химии;

выявить творческие способности;

умения работать с дополнительной литературой по предмету;

умения говорить, объяснять и слушать товарищей/

Задачи:

развивать интерес учащихся к химии и активизировать их познавательную деятельность, развивать коллективизм, артистизм, креативность, умения выслушивать разные точки зрения и делать правильные выводы.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Приветствие учителя, сообщение цели мероприятия

Презентация команд. В игре участвуют три команды («Индикаторы», «Кислоты», «Щелочи»).

На сцену выходят участники команд. У каждого на голове белая повязка с надписями (формулы кислот, щелочей). Они скороговоркой представляют свои «индикаторы». На сцену появляются Лакмус, Метилоранж, Фенолфталеин, которые в нужный момент показывают изменение окраски индикаторов сменой повязки на шее (в виде шарфика) соответствующих цветов. В заключительный момент участники команды поворачиваются к зрителям и членам жюри спиной, и на их спинах буквы, которые образуют название «Индикатор».

Презентация команд «Кислоты» и «Щелочи» начинается с выхода участников с перевязанными руками. Они ведут диалог о несоблюдении правил безопасности при выполнении опытов. Демонстрируется слайд о соблюдение техники безопасности при работе с кислотами, щелочами.

В перерывах между конкурсами устраивается музыкальная пауза.

Разминка.

Ведущий задает каждой команде по 10 вопросов в быстром темпе:

Автор атомно-молекулярного учения (Ломоносов);

Определенный вид атомов (химический элемент);

Физический процесс разделения нефти (перегонка);

Растворимые в воде основания (щелочи);

Химик, который ввел современное обозначение химических элементов (Берцелиус);

Все ли вещества состоят из молекул (нет);

Природные источники углеводородов (нефть, газ, каменный уголь);

Вращение электрона вокруг собственной оси (спин);

Масса одного моля вещества (молярная).

Конкурс капитанов. Каждому капитану предлагается распознать вещества по запаху: уксусная кислота, ацетон, этанол.

Затем последнее испытание для капитанов.

Даны три стакана с растворами:

а) воды;

б) гидрокарбоната натрия;

 в) нитрата серебра.

Даны три вещества: соляная кислота, фенолфталеин и хлорид натрия. Необходимо выбрать из этих трех веществ одно, с помощью которого можно определить все три вещества (а–в) в стаканах, определить, что в каком стакане, и объяснить, какие реакции при этом протекают. Записать уравнения химических реакций и сдать жюри.

Конкурс регламентирован по времени.

Конкурс кроссвордов. Данный конкурс предназначен для команд.

1-я команда.

Единица количества вещества.

Русский композитор и химик-органик.

Темно-бурая жидкость, галоген.

Химический элемент, самый легкий газ.

Инертный газ.

Лабораторный сосуд.

Диметилзамещенное бензола.

Радикал пропана.

Сложные вещества, состоящие из атомов металла и одной или нескольких гидроксогрупп.

Написав правильные ответы, в выделенном столбце можно будет прочитать фамилию русского ученого-энцеклопедиста.

2-я команда.

Вид ковалентной связи.

Химический элемент, входящий в состав головок спичек.

Радикал этилена.

Углеводороды с двумя двойными связями.

Тип химических реакций, характерных для алканов.

Гомолог бензола.

Смесь углеводородов, маслянистая жидкость.

Основной продукт пиролиза нефти.

То, из чего состоит тело.

Написав правильные ответы, в выделенном столбце можно будет прочитать фамилию русского ученого, автора периодического закона химических элементов.

В результате жеребьевки каждая команда получает конверт с заданием.

Выберите из списка три пары солей, которые будут взаимодействовать друг с другом: карбонат натрия, сульфат бария, силикат натрия, фосфат калия, нитрат серебра, и составьте молекулярные и ионные уравнения соответствующих реакций.

Получите кислород, соберите его в пробирку и докажите наличие этого газа.

Получите углекислый газ, соберите его в пробирку и докажите наличие этого газа.

При представлении результатов учитываются соблюдение правил безопасности, грамотность проведения эксперимента.

Игра со зрителями

Нахожусь, друзья, везде:В минералах и в воде.Без меня вы, как без рук:Нет меня – огонь потух.

(О т в е т. Кислород.)

Я – блестящий, светло-серый,Образую хлорофилл,И меня фотограф первыйОчень поджигать любил.

(О т в е т. Магний.)

Я – металл незаменимый,Очень летчиком любимый,Легкий, электропроводный,А характер – амфотерный.

(О т в е т. Алюминий.)

Меня любит человек!Мною назван целый век!Я блестяща и рыжа,Очень в сплавах хороша!

(О т в е т. Медь.)

Хоть составчик мой несложный,Без меня жить невозможно.Я – отличный растворитель,Жажды лучший утолитель,А разрушите, так сразуВы получите два газа.

(О т в е т. Вода.)

В заключение члены жюри делятся своими впечатлениями о конкурсе, оценивают выступления команд, вручают призы.

Литература:

1. Аликберова Л.Ю. «Занимательная химия»; Москва «АСТ-ПРЕСС», 1999.

2. Научно-практический журнал «Химия для школьников» изд-ва «Школьная Пресса» 2010/2011 г.

3. Научно-теоретический и методический журнал «Химия в школе»: «ЦентрХимпресс», 2001, № 2.

4. Шульгин Г.Б. «Химия для всех»; Народный университет, Москва, 1987.