Внеклассная работа по биологии в коррекционной школе VIII вида

Внеклассная работа по биологии

в коррекционной школе VIII вида.

В сложном и многогранном процессе повышения эффективности обучения и воспитания учащихся важная роль принадлежит единству и тесному взаимодействию учебной и внеклассной работы.

Внеклассная и внешкольная воспитательная работа пронизывает весь процесс обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Она имеет коррекционную направленность и оказывает корригирующее влияние на личность воспитанников.

Главная задача внеклассной воспитательной работы школы VIII вида заключается во всестороннем развитии учащихся, с целью подготовки их к самостоятельной жизни и труду. Эта задача решается путем проведения системы коррекционных мероприятий, направленных на смягчение недостатков развития детей с интеллектуальной недостаточностью, на формирование их личности и социальную адаптацию. Именно целенаправленная и систематическая внеклассная воспитательная работа в наибольшей степени обеспечивает формирование и развитие личности.

Коррекция нарушений умственного и физического развития осуществляется не только на уроках, но даже в большей степени на занятиях объединений по интересам. Здесь осуществляется как общая коррекция, так и индивидуальная.

Внеклассная работа по биологии является составной частью учебно-воспитательной работы в школе, так как способствует решению важных задач в образовании и воспитании школьников и позволяет разумно организовать их досуг.

Она позволяет соединять познавательное и занимательное, и овладевать прочными знаниями. Как известно, стойкий познавательный интерес и повышение уровня знаний формируются при сочетании эмоционального и рационального обучения. Вот почему включение внеклассных мероприятий делает процесс обучения интересным, способствует преодолению трудностей в усвоении материала.

Содержание её может выходить за пределы программы, изменяться и корректироваться учителем по ходу проведения занятий. Кроме того, сами учащиеся могут предлагать тематику работы, что открывает большие возможности для деятельности детей и позволяет удовлетворить разнообразие их интересов.

Внеклассная работа отличается многообразием форм: кружок, внеклассное чтение, конференция, утренники, вечера, олимпиады, недели и декады биологии, работа над проектами, выпуск рукописных изданий (газет, альбомов, календарей и т.д.). При всём разнообразии форм следует отметить, что в настоящее время необходимо отдавать предпочтение не столько словесным и развлекательным формам, сколько общественно-полезной деятельности учащихся.

Содержание внеклассной работы в школе, выбор форм ее проведения зависят от интересов школьников, их возраста, местных природно-экономических условий, окружающих школу, опыта учителя.

Внеклассные мероприятия нравятся детям, они формируют интерес к предмету, развивают интеллектуальные способности школьников.

Примерный перечень работ, которые выборочно могут быть привлечены учителями для практического использования

во внеклассной работе:

-проведение наблюдений за доступными объектами неживой и живой природы, трудом людей, вызвавшими повышенный интерес учащихся и направленными на более глубокое выяснение причин наблюдаемых явлений, установление связей между различными компонентами природы;

-экскурсии в природу, краеведческие музеи, ближайшие города, к местам добычи полезных ископаемых, на поля, фермы и др. с последующим оформлением собранных материалов;

-внеклассное коллективное чтение детской научно-популярной природоведческой литературы;

-организация уголка живой природы, проведение опытов и наблюдений за растениями и животными , а также наблюдений и опытов на пришкольном участке;

-просмотр кинофильмов природоведческого содержания;

-знакомство с выставками достижений народного хозяйства;

-проведение праздников, утренников, КВН, устных журналов на природоведческую тематику;

-ознакомление с передвижными или стационарными зоопарками, зверинцами или зверофермами;

-беседы по охране природы, о пользе и значении в жизни человека растений и животных;

-обзоры детской научно-популярной литературы, новинок природоведческих материалов детских журналов и газет;

-общественно-полезная природоохранительная работа: охрана зеленых насаждений, посадка и уход за деревьями и кустарниками, сбор семян и плодов дикорастущих и культурных растений, борьба с вредителями и сорняками полей, огородов, садов, лесов, охрана полезных животных и др.;

-посильная работа по оборудованию и оформлению классов-кабинетов биологии, краеведческих уголков, музея школы, экспозиций выставок;

-изготовление простейших наглядных пособий из природных материалов, организация выставок работ учащихся;

-работа по сбору материалов для выпуска стенгазет, альбомов, оформления природоведческих уголков;

-выпуск стенгазет, информационных уголков «Это интересно знать», «Читай о природе», «Наши наблюдения за природой» и др.;

-подбор литературы для оформления стенда или уголка новинок, литературы для дополнительного чтения по темам внеклассных занятий;

- вовлечение учащихся в работу станций юных натуралистов, конкурсов и экспедиций.

Использованная литература:

Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. Учебно-методическое пособие. М.: «Просвещение», 2007.- 365 с.

Калечиц, Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися/ Т.Н. Калечиц, З.А. Кейлина. – М., 1980. – 119с.

Прохорчик, А.Ф. Организация внеклассной работы по географии/ А.Ф. Прохорчик. – Минск, 1980. – 105с.