Внедрение в непосредственно образовательную деятельность в старшем дошкольном возрасте

Курсовой проект

Внедрение в непосредственно образовательную деятельность в старшем дошкольном возрасте игр

В.В. Воскобовича в образовательную область «Познание»

ВЫПОЛНИЛА

Воспитатель МБДОУ МО

Г. Краснодара

«Детский сад №208»

Ивановой О. А.

Краснодар 2012 г.

Содержание. стр

Введение 3

Внедрение в непосредственно образовательную деятельность «Познание» игр Воскобовича В.В.

Каврограф «Ларчик» 5

«Разноцветные веревочки» 5

«Цветные карточки» 6

«Лепестки» 7

Семь гномов 8

Забавные цифры из «Цифроцирка» 8

Прозрачные цифры 9

«Чудо-цветик» 9

«Нетающие льдинки» 10

Волшебная восьмерка 10

Календарное планирование игр Воскобовича В.В. в НОД «Познание» — математическое развитие, в подготовительной группе. 11

Литература 14

3

Ознакомление с математикой начинается еще в младшем дошкольном возрасте, к подготовительной группе у детей есть багаж знаний и умений который во много раз приумножается в предшкольный период. Ведь в это время ребенок готов воспринимать большой объем знаний и умений подготавливающий его к школе.

Проведя диагностическую работу в начале года, пришла к выводу, что уровень развития математических способностей не так высок, как хотелось бы педагогу и требует замены тех методов обучения, которые проводились в предыдущие годы.

Математика довольно серьезный и иногда скучный для детей предмет, и только неординарные приемы и методы могут заинтересовать ребенка и научить. Изучив разные приемы и методы, приходим к выводу, что только увлекательная игра, развивающая может заинтересовать ребенка и активизировать его познавательный интерес. Когда ребенку интересно, он вовлечен в образовательную деятельность, сам является героем математической сказки или сюжета, усвоение предложенного материала идет намного быстрее.

Изучив разные игровые методики и посетив семинары изобретателя Воскобовича Вячаслава Вадимовича стало понятно, что его игры и методики полностью решают проблемы обучения дошкольников. Игры, раздаточный, наглядный материал, методика позволяет разносторонне развивать детей.

С началом использования игр Воскобовича интерес к непосредственно образовательной деятельности «Познание» вырос, дети с нетерпением ждут занятия и активно в них принимают участие, их знания, умения и навыки поднялись на соответствующий уровень развития. Шестилетки научились концентрироваться на выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое дело до конца. Ушли проблемы со счетом, знанием геометрических фигур, ориентировкой на плоскости и в пространстве.

В основе методики Воскобовича лежит принцип: интерес – познание – творчество. Игровая методика побуждает интерес детей к занятиям. Игру всегда сопровождает сказка, это не просто квадраты, а нетающие льдинки, не прямые, а волшебные веревочки, чудо цветики и волшебные восьмерки и тд.

4

Каждая игра познавательна: несет новое знание, развивает навык, тренирует память, развивает мышление, речь, сенсорное развитие, пространственное восприятие, умение сравнивать и анализировать и т.д. Игра не имеет жестких правил и дает возможность разно вариантности, возможность фантазировать, творить, придумывать свое.

Каждая из игр решает множество образовательных и развивающих задач. Например, «Волшебная восьмерка» помимо задачи изучения цифр и их составления закрепляет у детей знание цветов радуги, развивает процессы внимания, словесно – логической памяти, операции пространственного и логического мышления, мелкую моторику рук и др. С помощью лишь одной единственной игры ребенок может научиться многому.

Игры-сказки подталкивают детей к творчеству: доделай, создай, придумай, что позволяет вовлекать его в образовательный процесс и в более сложные игры.

Главная отличительная особенность игр – образность и универсальность. Игра интегрирует, мобилизует внимание ребенка, его интерес, втягивая ребенка в процесс решения. Он образно попадает в ситуацию, последовательно анализирует свои действия, поставленные задания, осознает цели и находит варианты решения.

Красочный раздаточный и наглядный материал эстетичен и привлекает внимание детей.

Систематические занятия, начиная с трех летнего возраста, обеспечат всестороннее развитие не только математических способностей, но и таких больших разделов, как обучение грамоте, развитие речи, психических процессов, творческих способностей.

5

Первым приобретением нашей группы был коврограф «Ларчик», всем известны проблемы, возникающие при использовании традиционных пособий. На школьной доске не возможно порой выставить наглядные пособия или нарисовать рисунок, схему, модель занимает множество времени. Обычный фланелеграф требует массу доработок и уступает в функциональной возможности каврографа. В первых, каврограф изготовлен из кавролина и обладает большой силой сцепления с контактной лентой. Во-вторых, новые элементы (зажимы, кармашки, кружки, веревочки) обеспечивают разнообразие, наглядность, динамизм игр и занятий. В третьих сетка в виде квадратов помогает знакомить дошкольников с пространственными, количественными отношениями, облегчает построение различных геометрических контуров и облегчает в дальнейшем ориентировку детей в тетрадях в клетку, позволяет увидеть границу клеток их расположение. Дети знакомятся с такими понятиями, как вертикаль, горизонталь, диагональ. Учатся ориентироваться на плоскости . Можно давать такие виды заданий: 1. Счет клеток в первом ряду или до точки.

2. Найди правый верхний угол, левый нижний и тд. В этом нам помогают изображения зверей, которые входят в набор (ЛеВ – левый верхний угол; ЛаНь –левый нижний; ПаВлин – правый верхний угол; ПоНи – правый нижний угол). Все манипуляции с карточками рассказываются в виде сказки. (Звери были дружны и играли вместе, когда были малы, но они выросли, и настало время, когда им пришлось разделить свою территорию на границе своих владений, ровно посередине они сделали колодец, из которого могут утолить жажду). Дети легко запоминают зрительное расположение животных и им легко в дальнейшем ориентироваться в пространстве. Или создай симметрию – следы льва симметричны следам павлина. Расставляем точки «Разноцветные кружки»

«Разноцветные веревочки» из контактной ленты – это прекрасный материал для аппликаций. Веревочками можно обводить или соединять картинки, выделять множества, измерять величину и др. С помощью «веревочек» создавать геометрические фигуры. Например: 1.гусеничка Фифа ползла и оставила после себя интересные следы. На что они похожи?

6

2. В гости к нам приехали разные геометрические фигуры, постройте домики для них из веревочек, игра на закрепление формы.

«веревочки» могут служить условной меркой: в два квадрата, в три и тд. (Измерим дом Лапушка; или размер гусенички; солнышко с лучами, какой лучик длинее или короче )

3. Выкладывание и ознакомление с прямой, ломанной и кривой линиями.

4. Соотношение длины (выкладываем разной длины и просим сделать одинаковыми, для образца берется одна из веревочек).

5. Отношения по величине (На полянке у Лопушка выросли грибы: первый в одну ячейку, второй в две, третий в три, продолжи ряд. Какой гриб самый высокий? Низкий? Сколько клеток вмещает пятый гриб…)

6. Развитие фантазии и творческих способностей (трансформируй прямоугольник в чашку с блюдцем? Какую посуду можно сделать из овала?)

7. математические диктанты, развивающие пространственные ориентиры (Найди клад, он спрятан от точки 2 клетки в право, 3 вверх… Найди дорогу в гости к мальчику Гео: от Лапушка(перепутанные веревочки, закрытыми глазами с помощью сенсорных восприятий пальцами рук ищем путь).

«Цветные карточки» квадраты знакомят детей с цветом. Семь цветов радуги и три ахроматических (серый, белый, черный). Развивают наблюдательность, внимание, умение считать, развивают сенсорное восприятие, запоминание последовательности.

Игры на изучение порядкового счета:

Каким по счету стоит синий цвет?

Какой цвет стоит шестым по счету?

Игры на внимание:

Какого цвета не хватает?

Считалка: эники, беники ели вареники, очень вкусные вареники. Пропускаем любое из слов и какой цвет получился…

На память:

В разном порядке расставляем квадраты, запомни последовательность и повтори…

На поле расставляем квадраты, от колодца, запомни и повтори, найди путь к домику Фифы (2 шага вправо, 4 вниз и тд.)

Игры на развитие воображения: дети прикрепляют квадрат и к нему с помощью разноцветных веревочек приделывают ушки, хвостик… получается необычное животное.

Сенсорное развитие: выкладываются карточки и называются предметы такого же цвета, проигрывает тот, кто не сможет назвать предмет. Учить детей отличать теплый и холодный цвет: К лопушку пришли квадраты теплых оттенков, а к Гео холодных.

Из цветных квадратов составление больших фигур: квадрата, прямоугольника и ромба. Сколько маленьких квадратов вмещает большая фигура – это состав числа.

«Лепестки» — восемь карточек с держателями (семь цветов радуги плюс белый)

С помощью лепестков можно решать разные задачи. Развивают:

Освоение цвета (Подул ветер лепесток улетел, какого цвета не хватает?) пространственного расположения, и его смыслового отражения в речи (над, под, между, рядом, слева, справа). Где стоит желтый лепесток (между оранжевым и зеленым). Который по счету? Рядом справа, какой лепесток и тд.

Каждый лепесток имеет носик, который может смотреть в разные стороны (в право, в лево, в низ, в верх, в левый верхний угол…) Или дети под указание воспитателя самостоятельно выставляют лепестки: первый смотрит нижний правый угол, второй в верх, третий так, как и первый…).

Развитие умений считать, отсчитывать нужное количество, определять порядковый номер. Например: В первый день на полянке вырос двухцветик, во второй день новый лепесток –трехцетик и тд. Сколько стало лепестков в четвертый день, насколько стало лепестков больше чем во второй день, в какой день лепестков стало больше в третий или

пятый? И тд. Можно придумывать разные задачи: В саду у Фифы вырос семицветик, подул ветер и сорвал 5 лепестков, сколько осталось?

Развитие внимания, памяти, мышления. Запомни последовательность, не обязательно по цветам радуги, или последовательность по направлению носиков. Продолжи логический ряд( 2 вверх, 1 вниз, 1 в право, 2 вверх…)

Развитие фантазии у детей. Из лепестков выкладываются фигуры разных животных и растений: цыплёнок, мышка, колосок и тд.

В «Ларчик» входит набор из 7 гномов, которые активизируют познавательный интерес детей. Они имеют свои имена, которые дети быстро запоминают (Кохле – красный, Охле – оранжевый, Желе – желтый, Зеле – зеленый, Геле – голубой, Селе – синий, Фи – фиолетовый.) Здесь и приобретение навыков порядкового счета, развитие наблюдательности, памяти…

Занимательные игры с «забавными цифрами» из Цифроцирка. Математика сложная наука, но если на помощь малышу придут забавные зверята-циферята, иатематика превратится в увлекательную игру под названием «цифроцирк». Забавные цифры: Ежик Единичка – наездник,

Зайка Двойка – укротитель диких зверей,

Мышка Тройка – воздушная гимнастка,

Крыска Четверка – силачка,

Пес Пятерка – жонглер,

Кот Шестерка – акробат,

Крокодил Семерка – канатоходец,

Обезьяна Восьмерка – заклинательница змей

Лиса Девятка – фокусница.

А самый главный в Цифроцирке – маг по имени Магнолик Нолик. Он же директор Цифроцирка.

9

Игры с забавными цифрами позволяют знакомить детей с цифрами и числами натурального ряда, порядковым и количественным значением числа. Усвоение счета и отсчета в пределах десяти. Развивают психические процессы: внимания (произвольно, концентрированности, объема); произвольной памяти; операций логического мышления (умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, объединять); воображения, речи.

Представления в цифроцирке:

Найди и назови каждого из героев на арене.

Скажите, на какую цифру похож Магнолик, Ежик? Как ты думаешь, какая любимая цифра Мышки?

Магнолик объявляет выход героя, описывая его по 2, 3 признакам

Магнолик вызвал на арену Ежика Единичку, Зайку двойку и кота…Пятерку. Исправь ошибку Магнолика.

Помоги выстроить на парад артистов (прямой и обратный счет)

Ежик наездник решил перепрыгнуть через артистов, сначала перепрыгнул через Зайку-двойку, затем через Крыску Четверку, через кого прыгнет в следующий раз. (Выстраивается ряд четных и ряд нечетных чисел)

Отгадай, кого Магнолик спрятал под своей волшебной шляпой, если его любимое число больше трех, но меньше пяти.

Магнолик хлопает в ладоши, и угадайте, кто появится на арене. Сосчитай хлопки, покажи цифру и назови героя.

И вариантов игровых ситуаций много.

Прозрачные цифры, входящие в набор позволяют запомнить правильность написания цифр.

В набор входят так же и другие наглядности, которые позволяют применять эти игры в других непосредственно образовательных областях.

Большим подспорьем в изучении состава числа являются «Математические корзинки». В 6 корзинках по 10 грибов. Убираем 1 гриб, остается 9. Дети зрительно запоминают состав числа.

10

«Чудо-цветик» позволяет детям познакомится с долями. Соотношением целого и части. Развить фантазию детей выстраивая разные фигуры животных, птиц итд.

«Нетающие льдинки» позволяют в интересной игровой ситуации изучить геометрические фигуры, научится складывать квадрат из разных геометрических фигур. Прикладывая встык фигуры создавать разнообразные фигурки. Приложением к игре идет познавательная сказка, сочиненная Воскобовичем «Нетающие льдинки озера Айс, или Сказка о прозрачном квадрате», в которой дети являются непосредственными участниками ее приключений, выполняя задания, помогают малышу Гео преодолевать препятствия, возникшие на его пути.

«Волшебная восьмерка» помогает запомнить построение цифр, развивает мышление, память, закрепить название цветов.

Сколько палочек нужно убрать, чтоб получилась цифра 5

Сколько прибавить чтоб получилась цифра 9 тд.

Игра на внимание Каждый охотник желает (хлопок) где сидит фазан – какую палочку нужно убрать…, какая цифра получится…

На этом игры В.В. Воскобовича не заканчиваются, такое множество, что применить все на занятиях по математике не возможно, но применяя небольшую их часть можно достигнуть высоких результатов. Ниже приведено примерное календарное планирование на год в подготовительной группе

11

Календарное планирование игр Воскобовича в НОД «Познание» — математическое развитие в подготовительной группы.

Месяц

№ занятия

Игры«Воскобовича»

Задания

Сентябрь

1

Волшебная восьмерка

Воспитатель, убирая и вставляя палочки показывает, как складываются цифры, самостоятельное выполнение заданий.

2

«Нетающие льдинки»

Нахождение геометрических фигур, складывание квадратов (соревнование)

3

Кораблик «Плюх»

Счет матч, количество флажков, сравнение по количеству, высокая мачта, низкая, лево, право- поворачиваем флажки…

4

«Забавные цифры»

«Выход на арену», «Ошибки Магнолика», «Загадки Магнолика».

Октябрь

1

«Чудо крестики»

Сортировка по группам, название геометрич. Фигур, считают количество, причисляют признаки, сходства и различия. Собирают детали в рамку.

2

«Прозрачные цифры»

Найди ошибки и выставь правильно, сравнение, соседи.

3

«Лепестки»

Ориентировка на плоскости, найди закономерность.

4

«Веревочки»

Конструирование фигур, найди дорогу к Гео.

Ноябрь

1

«Математические корзинки»

Состав числа. На ощупь определяют количество грибов, которые войдут в корзинку.

2

«Чудо соты»

Складывание элементов по цветам, счет количества групп и элементов в группе, определяют где больше, определение и наложение одинаковых по форме элементов.

3

Разноцветные точки

Выкладывание узоров – сохранение количества, логический ряд продолжи

4

«Геоконт»

Знакомство с прямой, лучом, отрезком, точкой пересечения

Декабрь

1.

Гномы

Зарепляем цвета радуги, порядковый счет, любимые цифры гномов.

2

Игровизор

Игра «Считай и записывай»

3

Лепестки

Составление задач

4

«Геконт»

Составление углов.

Январь

1

Нетающие льдинки

Сказка «Нетающие льдинки озера Айс»

2

«Чудо цветик»

Сказка «Встреча в Фиолетовом лесу»

3

«Разноцветные веревочки»

Математический диктат (Собачка)

4

«Цветные квадраты»

Ориентировка на плоскости.

Где спряталась точка.

Февраль

1

«Цветные точки»

Расположи симметрично

2

«Лепестки»

Игра шаловливый ветер. Счет, порядковый номер, составление примеров.

3

«Чудо соты»

Признаки фигуры. Классификация. Конструирование предметных форм по схеме.

4

«Разноцветные веревочки»

Занятие с длиной, соотношение длины.

Март

1

«Чудо-лукошки»

Соотношение количества с цифрой.

2

«Геконт»

Конструировани е цифр на Геконте

3

«Чудо цветик»

Составление числа из двух меньших.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст