Внедрение научно-исследовательской деятельности как современной формы организации учеб

Внедрение научно-исследовательской деятельности как современной формы организации учебно-педагогического процесса

__1 слайд_____________________________________________________

Коренные преобразования в обществе требуют воспитания социокультурной элиты, которая будет определять перспективы развития государства. Необходимо не только выявить способности учеников на олимпиадах, научных конференциях, турнирах, выставках и конкурсах, но и реализовывать современные цели образования через научно-исследовательский подход к проблеме активизации форм и методов работ с одаренными детьми.

В Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении лицей №7 разработана «Программа перспективного развития на 2011-2015 гг. по внедрению научно-исследовательской деятельности обучающихся как современной формы организации учебно-педагогического процесса». Программа определяет новую модель образовательного процесса, которая заключается в признании высокой ценности таланта. Наиболее существенными ресурсами признаются мотивация, интерес, склонности обучающихся в лицее.

Изучение мнения педагогов лицея, позволило установить, что внедрение инициативы активизации творческого потенциала учеников, дало возможность повысить качество образования, обеспечило ученику возможность выбора деятельности, родителям — увидеть перспективы и потенциал своего ребенка.

Каждый учитель, который ориентируется в своей работе на проектную деятельность в форме научного исследования, в первую очередь выстраивает конструктивное пространство возможной реализации творческих замыслов учеников.

_2 слайд_____________________________________________________

Мое образовательное пространство, сфера применения моих педагогических идей и отражение совместного с учениками творчества, определяется ежегодно, сохраняя проверенное сотрудничество и приобретая новые структурные элементы. В этом учебном году выглядит так:

1.Досуг – ДАНЮИ, научно-практические конференции

2. Управление образованиякраеведческая конференция

3.ДГТУ – научно-практические конференции

4.Администрация Красносулинского района – «Банк проектов будущих специалистов»

5.Методический клуб «1-е сентября» — «Фестиваль исследовательских и творческих работ»

6.РАО – Конкурс старшеклассников «Идеи Лихачева и современность»

7.Интернет-конкурс – «Лучший ученик 2012 года»

8.Социальная сеть работников образования.

Определив пространство деятельности, я вычерчиваю пути индивидуальной реализации учеников. Это важный момент, так как Различные конкурсы и фестивали имеют возрастной ценз, а начинать заниматься исследовательской работой с учениками я начинаю с 12-летнего возраста, т.е. 6-7 класс.

3слайд ______________________________________________________

Логично, в виду специфики предмета, который я преподаю, выстроить формы исследовательской работы следующим образом:

проект

Проблемное эссеНаучно-исследовательская работа

на выбранную или заданную тему

Классический вариант научно-исследовательской работы учащихся давно определен и апробирован. Существует четкий алгоритм работы, этапы, структура. И по сути интересным моментом в этой форме организации проектной деятельности является, конечно, содержание, т.е. проблема. Научить ребенка критически мыслить, определять проблематику как исторических событий, так и повседневных явлений, это значит вооружить навыком работы с проблемой и с точки зрения научного познания.

На мой взгляд, наибольший интерес на сегодняшний день представляет и у учителей, и у учеников овладение навыками написания проблемного эссе. Более того и основная масса конкурсных работ и формы обучения и контроля на социально-гуманитарных факультетов в ВУЗАХ, требуют умения владения навыком изложения и исследования проблемы в виде эссе.

Как же должен быть организован образовательный процесс, чтобы научно-исследовательская деятельность ученикам служила показателем их результативной учебной деятельности и удовольствие от процесса познания?

4 слайд_____________________________________________________

Изначально определяю основы будущей совместной творческой деятельности. Что хочет ученик? Что хочет учитель? И становится ясно, что мы в основном существуем в разных галактиках.

Понятно, что учитель – это вечный двигатель идей и вечного оптимизма и вытягивать ученика на свой уровень без предварительной кропотливой работы нереально. Но и, безусловно, уровень ученика не устраивает учителя. Как решать извечные вопросы «золотой середины»

5 слайд______________________________________

Я в своей деятельности использую систему, которую условно назвала «3 И» — интересно, интерактивно, информационно».

6 слайд_____________________________________

Учитывая, что фундаментом исторического образования являются Критическое мышление, Интеграция, Проблематичность, Анализ, Исследование, моделирование, реализация системы «З- И» срабатывает, практически идеально.

Используя сущность проектной технологии: Стимулирую интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающую решение проблем, показать практическое применение полученных знаний.

Информационность в работе с учениками осуществляется через

изложения теоретического материала в быстром темпе и крупными блоками;

использование на доске при объяснении опорных сигналов (схем, рисунков-символов, отдельных слов);

подробное объяснение алгоритма решения определенного типа учебной задачи;

активная взаимопомощь

урок открытых мыслей (любой ученик может сделать небольшое сообщение, доклад, связанный с изучаемой темой);

парный взаимоконтроль

Использование интерактивных технологий формирует у учеников не только информационную компетентность, но и навыки успешной подачи наработанного материала и ораторского мастерства.

7 слайд___________________________________________

В результате чего были созданы научно-исследовательские проекты «Современное экономическое развитие г. Красный Сулин», Социальный проект, « Чтобы помнили», опубликованные на сайте газеты 1-е сентября, и в сборнике творческих исследовательских работ этого же издания.

Исследовательский проект «Новейшая история: перспективы развития агротуризма в Красносулинском районе» успешно заявлен на краеведческой конференции и после доработки будет представлен на научно-исследовательской конференции в ДАНЮИ и в ДГТУ.

12 моих учеников зарегистрированы на участие в интернет-конкурсе «Лучший ученик 2012 года», последним туром которого является написание проблемного исследования в виде эссе.

5 учеников 11 класса заявили о своем участии в Конкурсе старшеклассников «Идеи Лихачева и современность». Победители лучшей работы по проблемам нравственности не только награждаются денежными призами, но и имеют льготы при поступлении в Санкт-Петербургский университет.

8 слайд__________

Таким образом «Нет ничего сильнее идеи, время которой пришло»

Идея научно-исследовательской деятельности обучающихся как современной формы организации учебно-педагогического процесса выполняет Федеральный Закон РФ «Об образовании», когда в новых социально-экономических условиях на первый план выходит личность ученика, способность его к «самоопределению и самореализации», к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности 9 слайд__________