Влияние успеха на развитие познавательной деятельности

Хитрова Татьяна Александровна,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ СОШ № 28 г. Мытищи

Влияние успеха на развитие познавательной деятельности

Желание учиться возникает тогда, когда всё или почти всё получается. Появляется личная заинтересованность ученика в получении знаний. В.А. Сухомлинский писал: «Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться».

Педагоги и психологи продолжают исследовать влияние успеха на эффективность обучения. Известен факт, когда в одном из классов одной американской средней школы появился психолог, чтобы провести исследование умственных способностей детей. После соответствующих тестов он объявил имена тех, кто показал наиболее высокий «коэффициент интеллектуальности». При этом он сознательно совершил подлог: среди тех, кого он назвал «самыми умными», более половины в действительности обладали средними или невысокими умственными возможностями.

Через год, придя в ту же школу, он обнаружил, что все те, кому он создал репутацию «наиболее умных», являются лучшими учениками в классе. А ведь о его подлоге никто не знал. Следовательно, репутация умницы создала из слабых иной образ, побудивший их с интересом и старанием относиться к учебе.

Если лишить ребенка ожидания завтрашней радости, если его лишить веры в себя, трудно надеяться на его светлое будущее. Одно неосторожное слово, один непродуманный шаг учителя могут надломить ребенка так, что потом не помогут никакие воспитательные ухищрения.

Школа демократизуется. На первый план выходит идея сотрудничества. Ситуация успеха – главный нерв гуманизации обучения, воспитания.

Каждый учитель может создавать на своих уроках «ситуацию успеха», если он занимается формированием учебно-познавательной мотивации учащихся. «Ситуация успеха» — сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации.

А.С. Белкин писал: «Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка, резко изменить ритм и стиль его деятельности, его взаимоотношений с окружающими».

Таким образом, ситуация успеха в учебной деятельности – комплекс оптимальных приемов, который способствует включению каждого ученика в активную учебную деятельность на уровне его потенциальных возможностей и развивает эти возможности, воздействуя на эмоционально-волевую и интеллектуальную сферу личности школьника.

Успеха без сотрудничества не бывает. Сотрудничество – это прежде всего позиция, своего рода точка отсчета в деятельности Воспитателя. Учителя, Педагога. Эта точка определяет в конечном итоге судьбу ребенка, высвечивает принципиальную позицию воспитателя. В ней концентрируются духовные, интеллектуальные и даже физические силы учителя, степень его этической воспитанности. Нравственные цели могут достигаться только нравственными средствами.

За последние полтора десятка лет словосочетание «ситуация успеха в учебной деятельности» стало привычным в педагогической практике, поэтому слышать его можно часто, но не все правильно понимают смысл этого словосочетания и помнят психолого- педагогические процессы, которые лежат в основе ситуации успеха. Прежде всего следует разделить понятия «успех» и «ситуация успеха».

Успех, прежде всего, связан с чувством радости, эмоционального подъема, которые испытывает человек в результате выполненной работы. В результате этого состояния формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. Помня об этих положительных эмоциях, субъект деятельности и в следующий раз с удовольствием возьмется за подобную работу. Следовательно, если помочь человеку однажды достичь положительного результата, то тем самым можно смотивировать его на будущую деятельность. Ситуация — это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех — результат подобней ситуации.

Ситуация — это то, что способен организовать учитель.

В.Ф.Шаталов утверждал, что для того чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать эффект «соленого огурца». Главное — создать рассол, тогда какой бы огурец не был плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой рассол?

Что взять за его основу?

В первую очередь, следует помнить, с какой группой детей Вы работаете.

Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком в данном возрасте. Если в этом возрасте ребенок, не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, дружить, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях. Главный фактор в достижении успеха – оценка со стороны значимого взрослого.

Среднее звено. Ведущая деятельность — общение, общественно-полезная активность, условия для личностного развития создаются преимущественно во внеклассной и внешкольной деятельности. Личностное развитие происходит на уроках с использованием многообразных групповых форм обучения (игровых, проблемных, проектных).

Развитие личности происходит преимущественно через межличностное развитие.

Предпочитаемым учителем считается тот, который демонстрирует высокие коммуникативные возможности, создавая благоприятные условия общения в учебной деятельности. В основе конфликтов учеников с учителями часто лежит реальная или мнимая межличностная неприязнь.

Достижения учащихся на этапе их обучения в среднем школьном звене связаны с созданием и поддержанием условий активной реализации школьников в общении и социально направленной активности.

Старшеклассники смотрят на себя как бы из вне, сопоставляют себя с другими — взрослыми и сверстниками, ищет критерии такого сравнения. Постепенно происходит переход от ориентации на оценку окружающих к ориентации на самооценку, формируется представление о «Я»- идеальном. Именно с подросткового возраста сопоставление реальных и идеальных представлений о себе становится подлинной основой «Я»-концепции школьника. Формируется новый уровень самосознания, под влиянием ведущих потребностей возраста в самоутверждении и общении со сверстниками, одновременно определяет их и влияет на их развитие.

Т.о, ведущей деятельностью является самоопределение в пространственно-временной, профессиональной, гражданской, коммуникативно-нравственной, полуролевой сфере. Условия для личностного развития создаются в процессе социально ориентированной активности и учебно-профессиональной деятельности. Развитие личности в ранней юности происходит через опыт социального развития. Предпочитаемый учитель для старшеклассников — тот, который обращается на равных и обеспечивает условия успешности в социально значимых условиях.

Во-вторых, преподаватель должен помнить структуру успешной учебной деятельности:

Мотивы – Мотивационный этап урока,

Учебные задачи и действия – Организационный этап урока,

Контроль и оценка – Итоговый этап урока

Рассмотрим психолого – педагогическую ситуацию успеха поэтапно.

Алгоритм создания ситуации успеха на уроке.

Этап

Педагогическая задача

Дифференциация

учащихся

Дельность учителя

1. Мо- тива-

ци-

онно- целевой

Сформи- ровать

мотив достиже-

ния; настроить

на успешное выполнение задания

Учащиеся, имевшие в прошлом неуспех в выполнении аналогичного задания

Нейтрализовать память от отрицательных эмоций в предшествующей деятельности; настроить на то, что данное задание выполнимо и по силам

Учащиеся, незнакомые с

заданиями подобного

рода

Предвосхитить положительную

эмоциональную реакцию; нарисовать позитивную перспективу в достижении успеха

Учащиеся, успешно выполнившие задания подобного рода

Актуализировать позитивную эмоциональную память детей, поддержать побуждение к работе

2. Ор-гани-заци-он-ный

Обеспечить условия успешной

деятельности, заинтересовать познавательным процессом

Учащиеся, требующие организационного контроля

Организационный контроль начала и завершения работы, обеспечение интеллектуального и эмоционального подкрепления учебной работы

Учащиеся, требующие помощи в процессе выполнения работы

Эмоциональное ободрение и интеллектуальная стимуляция учебной деятельности

Учащиеся, работающие активно и самостоятельно

Обеспечение права выбора заданий, эмоциональное и интеллектуальное стимулирование познавательной деятельности

3. Итоговый

Сформировать осознанное отношение к итогу учебной деятельности; обратить результат в мотив для новой познавательной деятельности

Результат, адекватный усилиям

Учащиеся, получившие неудовлетворительные отметки

Необходимо возвращение к мотивационно-целевому этапу, повтор всей цепи с исходных позиций

Учащиеся, получившие хорошие и отличные отметки

Эмоциональное одобрение и установка на дальнейшую успешную работу

Результат, не адекватный усилиям

Учащиеся, получившие неудовлетворительные отметки

Позитивно-перспективная оценка работы наряду с выделением ошибок и индивидуальная работа по преодолению пробелов в знаниях и умениях

Учащиеся, получившие хорошие и отличные отметки

Проверка условий учебной работы на предыдущем этапе, организация ситуации преодоления в будущей деятельности

И самое главное, «Ребенок должен быть уверен, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она не была, все равно должна быть

скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с помощью подачи учителя…. Радость успеха может померкнуть». — В.А. Сухомлинский.

Итак, общие правила создания ситуации успеха нам знакомы. А теперь попытаемся систематизировать приемы и методы создания на школьных занятиях ситуации успеха и создать педагогический банк данных по созданию ситуаций успеха.

Ребенок приходит в школу преисполненным желания учиться. Если ребенок теряет интерес к учебе, в этом нужно винить не только семью, бедность, но и школу и ее методы обучения.

По мере того как наше общество становится более сложным, детям все труднее уловить связь школы с жизнью, учащиеся все чаще не могут успешно адаптироваться к жизни. Одним из условий успешной адаптации в обществе является успех в учебной деятельности. Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающим энергию для преодоления трудностей. Дети испытывают уверенность в себе и внутреннее удовлетворение.

На основе всего этого можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни! И это сегодня попытались доказать участники деловой игры.

Дети счастливых родителей, как правило, бывают счастливы в браке»; «Счастливого человека может воспитать только счастливый» – эти афоризмы хорошо известны, в чем-то они спорны, но в целом, думается, они правильно отражают жизненные закономерности. Если продолжить мысли, можно сказать так: «Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха». Верно ли это? Школьная жизнь подсказывает, что чаще всего это именно так, что сегодня и попытались доказать участники деловой игры.

Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ребенку ситуацию успеха на уроке и дать ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя.

Умение создавать ситуации успеха в учебно-воспитательном процессе имеет большое значение.

– подготавливает учащихся к правильному восприятию нового материала, настраивает на правильное выполнение примеров, задач, написание диктантов: «Я уверена, что все вы напишите правильно!»;

– подбадривает, если у них что-то не получается или они допускают ошибки;

– использует на уроке игровые ситуации, загадки, творческие задания, оказывает влияние на формирование интереса к учебным предметам;

– формирует у учащихся положительную «Я-концепцию».

Положительная «Я-концепция» (я нравлюсь себе и другим, я многое могу) способствует успеху, отрицательная «Я-концепция» (я не нравлюсь, не способен) мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону.

Для того чтобы формировать положительную «Я-концепцию» у ученика, необходимо:

– видеть в каждом уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее («Все дети талантливы»);

– создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость;

– понимать причины детского незнания и неправильного поведения, устранять их, не нанося ущерба достоинству, «Я-концепции» ребенка («Ребенок хорош, плох его поступок»);

– помогать детям реализовывать себя в деятельности («В каждом ребенке – чудо, ожидай его»).

Известен афоризм: «Счастливого человека может воспитать только счастливый». Можно сказать и так: «Успех школьнику создает учитель, который сам переживает радость успеха».

Похвала

Страшна ли она? Мы с вами знаем, каков преобладающий тон школьных отношений. Ребенок часто слышит из уст учителя «тупица», «разгильдяй» и тому подобные определения. Они ложатся на сознание и душу ребенка чугунной гирей, унижая его человеческое достоинство. Внушить ребенку веру в себя, прикоснуться рукой к его плечу, отдать ему свое сердце, открытое для добра и сочувствия, — в этом залог успешного воспитания.

Авансирование

Речь идет о тех случаях, когда учитель заранее предупреждает школьника о самостоятельной или контрольной работе, о предстоящей проверке знаний. Предупреждает не просто так. Иначе этот прием можно было бы обозначить как упреждающий контроль.

Смысл анонсирования в предварительном обсуждении того, что должен будет ребенок сделать: посмотреть план сочинения, прослушать первый вариант предстоящего ответа, вместе с учителем подобрать литературу к выступлению и т.п. Чем-то это напоминает репетицию предстоящего действия. Сомневающимся в себе такая подготовка создает психологическую установку на успех, дает уверенность в силах.

«Эврика»

Суть этого педагогического приема состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное открытие, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.

Эффективной формой организации учебного процесса является создание

группового взаимодействия, то есть работа в группах, в парах. Во-первых, на уроке создается определенный эмоциональный настрой, при котором ребенок не боится высказывать свои мысли о чем-то незнакомом, неизвестном. Во-вторых, не секрет, что дети успешнее овладевают малознакомыми действиями и знаниями именно при сотрудничестве со сверстниками. В-третьих, к детям приходит понимание своей значимости: «мои знания и умения необходимы группе для успешного выполнения задания». При этом у ребенка вырабатываются навыки общения и сотрудничества, что, бесспорно, является залогом дальнейшего успешного обучения. В-четвертом, только сотрудничая в группе, ребенок учится оценивать объективно собственную работу и работу своих сверстников.

До сих пор мы говорили о ситуации успеха только в позитивном плане, с явно оптимистических позиций. Но оправдан ли такой подход? Всегда ли хорош успех? Сегодня успех, завтра, послезавтра… Не потеряется ли острота его восприятия? Не исчезнут ли стимулы его достижения?

Такая опасность вполне реальна. Разумеется, если отбросить в сторону диалектику воспитательного процесса. Существует известное выражение: «Знание – сила!» Есть даже журнал с таким названием. Ну хорошо, знание действительно сила. А незнание? Разве оно не сила? Может быть, еще большая, чем знание? Над этим стоит подумать.

На первый взгляд кажется, что учителю достаточно пару раз организовать ситуацию, при которой ученик испытает успех, удовлетворение, — и высокий уровень мотивации, интереса, познавательной активности обеспечен. Но такое отношение к ситуации успеха чревато противоположным результатом: постоянное обеспечение успешности учения может сформировать не столько активное, сколько привычное и даже индифферентное отношение к учению. Кроме того, постоянное ожидание только лишь положительного результата пагубно сказывается на развитии волевых качеств личности: уклонение в преодолении трудностей, отказ от действий в сложных учебных и жизненных ситуациях, преобладание мотива избегания неудач и пр.

Что же наиболее интересно в работах, посвященных влиянию переживания успеха и неуспеха на деятельность человека?

Как несомненно позитивные моменты можно отметить следующее:

— переживание успеха внушает человеку уверенность в собственных силах;

— появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, что бы еще раз пережить радость от успеха;

— положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности, создают ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение человека к окружающему миру.

Однако опытные психологи и педагоги предупреждают нас о возможных негативных состояниях, стрессовых ситуациях, последовавших после пережитого успеха. Почему возможен такой парадокс? Во-первых, успех, доставшийся ценой небольших усилий, может привести к переоценке, точнее, к завышенной оценке своих возможностей. Во-вторых, за сильным переживанием какой-либо эмоции обязательно следует релаксация: если же в этот период предложить человеку какую-то деятельность, то она, скорее всего, будет менее успешна, чем предыдущая. В-третьих, переживание успеха может быть омрачено для субъекта деятельности, если результат, важный и значимый для него самого, не будет адекватно оценен другими людьми.

Успех как регулятор отношения к учебной деятельности в целом и познавательной активности в частности необходим в учении. Переживание успеха может быть вызвано различными причинами.

Оценка любого педагогического явления всегда предусматривает рассмотрение в паре: успех — неуспех, знаниенезнание, удача — неудача. Стремление к успеху есть способ преодоления неуспеха. Стремление к знанию есть способ преодоления незнания. Эти ряды можно было бы продолжить, но ясно одно – неуспех (собственный, разумеется) любить нельзя, радости он не приносит, но уважать его следует. Он всегда возможен, он даже неизбежен, без него успех теряет свою привлекательность. Лишь глубина неуспеха помогает человеку (а ребенку-школьнику в особенности) постичь всю глубину успеха. Одно без другого не существует.

Если разговор пошел о неуспехе, то стоит задуматься и вот еще о чем: всякий ли успех можно считать успехом? Всякий ли успех нужен, целесообразен? Всякого ли успеха нужно добиваться? Для педагогов – это вопрос вопросов. Это принципиальнейшее положение, в котором важно не только хорошо разобраться, но и четко определить позицию.

Казалось бы, над чем тут особенно размышлять: успех есть успех, радость есть радость, поражение — поражение. Если ребенок радуется своим достижениям, не успокаивается на них, стремится к новым высотам, другим доставляет этими успехами радость, — стоит ли беспокоиться?

Оказывается, стоит. И стоит прежде всего потому, что любой успех никак нельзя оторвать от двух главных вопросов: во имя чего? какими средствами?

Педагогический прием «Эмоциональное поглаживание»

Учитель с легкостью раздает комплименты. За один урок говорит раз двадцать «молодец», тридцать раз – «умница» и раз десять: «Ребятки, я горжусь вами!» Не грозит ли это девальвацией похвалы? Чего доброго, дети привыкнут к такому потоку ласкающих слух эпитетов и перестанут их замечать. Похвала тогда ценится, когда ее трудно заслужить. Так подсказывает здравый житейский смысл.

Житейский и педагогический смысл не всегда совпадают. Давайте разберемся: «молодец», «умница» – это что: только похвала? А может быть, это констатация факта? Может быть, ребенок потому и старается, что поверил учителю и стал принимать его реплики как само собой разумеющуюся оценку? Да, я «молодец», да, я «умница». Я заслужил эти слова и все время буду доказывать, что я «молодец»! Может быть, такова логика школьника, которому именно этих слов в жизни и не хватает? Думаю, это вполне допустимо.

«Холодный душ»

На уроке у способных учеников можно наблюдать, что периоды подъема, взлета могут сменяться расслаблением; добросовестное отношение к своим обязанностям иногда «пробуксовывает». Такие ученики очень эмоциональны, активно реагируют на успехи и неудачи. Оценки переживают бурно. Как правило, семьи у них хорошие, заботливые. Отношение коллектива благожелательное. Они пользуются симпатиями одноклассников, учителей. Ахиллесова пята этих школьников – быстрое привыкание к успеху, девальвация радости, превращение уверенности в самоуверенность. Для таких учеников педагогический прием «Холодный душ» может быть полезен.

ПОРТФОЛИО — это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьников. Он относится к ряду истинных индивидуализированных оценок и ориентирован не только на процесс оценивания, но и самооценивания. Портфолио помогает решать важные педагогические задачи: поддерживать высокую учебную мотивацию школьников, поощрять их активность и самостоятельность, формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность. Он направлен на сотрудничество учителя, учащихся и родителей с целью оценки достижений, приложенных усилий и прогресса в обучении. И как результат – способствует повышению качества образования в целом.

Исследовательская деятельность – это познавательная творческая деятельность учащихся, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, мотива достижения успеха, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.

Исследовательская работа – желание самих учащихся достичь нового знания, расширить свой кругозор или достичь другой какой-то цели.

Таким образом, исследовательская деятельность способствует формированию у учащихся мотивации достижения успеха.

Для того чтобы вы смогли лучше сориентироваться, в игре, мы предлагаем ознакомиться с результатами опроса учащихся. Они дописывали неоконченные предложения.

1. Если я получаю хорошую оценку – это значит, что…

…меня похвалят родители

…я хорошо знаю материал

…учительница будет рада

…у меня поднимается настроение и появляется желание делать уроки и ходить в школу

2. Если я получаю плохую отметку – это значит, что…

…у меня испортится настроение

…меня накажут

…учительница будет недовольна

…я расстроюсь

…я буду считаться плохим учеником

…у меня пропадет интерес к учебе

3. Мне всегда приятно, когда взрослые в школе…

…меня уважают

…обращают на меня внимание

…меня хвалят

…разговаривают со мной вежливо

…доверяют мне

…чувствуют, когда мне плохо

…называют по имени

…справедливо оценивают каждого

4. Когда я смотрю на учителя, мне кажется, что…

…у меня испортилось настроение

…меня накажут

…учительница будет недовольна

…я расстроюсь

…я буду считаться плохим учеником

…у меня пропал интерес к предмету

5. Я чувствую себя уверенно, когда в школе…

…меня хвалят

…ставят хорошие оценки

…вызывает меня к доске

…мне помогают

…доброжелательны ко мне

…меня понимают и поддерживают

В переживании ситуации успеха особенно нуждаются учащиеся, испытывающие определенные затруднения в учении. В связи с этим необходимо подбирать такие задания, с которыми учащиеся этой категории могли бы справиться без особых затруднений и лишь потом переходить к более сложным упражнениям. В опыте передовых учителей с этой целью используются, так называемые, сдвоенные задания, где первое подготавливает к выполнению более сложного задания. Надежным путем создания ситуаций успеха является

дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характеру помощи учащимся при ее осуществлении. Естественными в этом случае должны быть и словесные, поощрения, подбадривающие ученика, вызывающие у него уверенность в своих силах, стремление соответствовать оценке учителя. Большое значение в создании ситуаций успеха имеет общая морально-психологическая атмосфера выполнения тех и иных заданий, поскольку это в значительной мере снимает чувство неуверенности, боязни приступить к внешне сложным заданиям.

Таким образом, организация сотрудничества между учителем и учащимися, создание отношений доверия и взаимопонимания, переживание радости и успеха гуманизируют процесс обучения, формируя у его участников уверенность в себе и уважение. Только сотрудничество позволит учителю, и ориентироваться на успех ученика, и создавать специальные ситуации, способствующие переживанию эмоционального подъема школьниками.

Ситуация успеха и ее типы.

Выяснив, чем успех является для ребенка, перейдем к рассмотрению типов ситуаций успеха и их алгоритмам.

2.1. Неожиданная радость.

Неожиданная радость – это чувство удовлетворения от того, что результаты деятельности ученика превзошли его ожидания. С педагогической точки зрения, как считает А. Белкин, неожиданная радость – это результат продуманной, подготовленной деятельности учителя (1,63). Учитель должен осознавать свою сопричастность к успеху, осмысливать творческое начало в своей деятельности, должен быть убежден в правильности применяемых методов.

Трудно говорить о каких-то специальных приемах создания неожиданной радости. Но что-то общее все-таки существует. Можно выявить определенные закономерности, разработать своеобразные алгоритм педагогических действий.

Рассмотрим некоторые приемы “неожиданной” радости:

— прием “Лестница” или “Встань в строй”.

Речь идет о ситуациях, когда учитель ведет воспитанника поступательно вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя и окружающих.

Алгоритм:

1 шаг: Психологическая атака. Суть состоит в том, чтобы переломить состояние психологического напряжения. Создание условий для вхождения в эмоциональный контакт.

2 шаг: Эмоциональная блокировка. Суть состоит в том, чтобы локализовать, заблокировать состояние обиды, разочарования, потери веры в свои силы.

Самое главное – помочь ученику переосмыслить свой неуспех, найти его причину с позиции: “неуспех – случаен, успех – закономерен.” Важно переориентировать с пессимистической оценки событий на оптимистическую.

3 шаг: Выбор главного направления. Необходимо установить не только очаг психологического напряжения личности, но и определить пути его нейтрализации.

4 шаг: Выбор разных возможностей. Необходимо создать условия, при которых ученик, для которого создается ситуация успеха, имел примерно равные возможности проявить себя по сравнению с одноклассниками.

5 шаг: Неожиданное сравнение. Может сработать единожды.

6 шаг: Стабилизация. Суть заключена в том, что приятная для отдельного учащегося общая реакция удивления для отдельного учащегося общая реакция удивления не оказалась единственной, чтобы неожиданная радость трансформировалась в сбывшуюся.

В педагогическом алгоритме ценность состоит не только в соблюдении последовательности всех операций, но и в постоянному подтверждению ее сомнению и стремлению нарушить сложившийся порядок, искать новые пути, новые сочетания действий.

Приведем пример к первому шагу алгоритма приема «Лестница». Завести разговор с учеником на больную для него тему будет трудно. Нужно поступить неожиданно, к примеру, написать и положить в дневник ученика записку: жду тебя в девять часов у входа в видео салон. Записка позволяет легче вступить в контакт. Ведь у ученика был по отношению к учителю своего рода психологический барьер. Он мок его и не осознавать, но чувствовал. Свидание назначено поздно, чтобы думал, что пригласил кто-то из одноклассников. Во всяком случае, не учитель. Важно застать его врасплох. Чтобы не сумел выстроить психологическую защиту от вмешательства учителя в свой внутренний мир. Результат отличный! Ученик на столько поражен, что безропотно идет с учителем и принимает участие в разговоре. Это и является главной задачей «психологической атаки».

— прием “Даю шанс”.

Подготовленные педагогические ситуации, при которых ребенок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности. Подобные ситуации учитель может и не готовить специально, но его воспитательный дар проявится в том, что он этот момент не упустит, правильно его оценит, сумеет его материализовать.

Рассмотрим следующую ситуацию: Алеша, ученик девятого класса, отличник. По всем предметам у него глубокие знания. Но где-то в середине третьей четверти начал сдавать. Появились другие внешкольные интересы. На уроке истории вышел отвечать, но настолько слабо, что учитель, разочарованный, удивленный, вынужден был поставить тройку. На следующем уроке, полагая, что первая неудача была случайной, намереваясь дать ему шанс исправить положение, снова вызвал его отвечать. Снова слабый ответ. На протяжении

последующих трех недель учитель ни разу не напоминал Алеше о его неуспехе, ни разу не спрашивал, хотя понимал, что класс ждет от него другой тактики.

В конце месяца учитель сделал краткий обзор успеваемости класса в целом и дал характеристику работы каждого ученика в отдельности. Когда очередь дошла до Алеши, то он сказал, что удивлен его «успехами» и намерен спросить его сегодня же. Лицо Алеши вытянулось. Этого-то он никак не ожидал. Но тем не менее учитель вызывает его к доске и начинает задавать ему вопросы. Алеша отвечает плохо. Но учитель ко всеобщему удивлению ставит ему высший балл и предупреждает, что с этого момента он будет ставить ему на каждом уроке отличные отметки, но спрашивать не будет (?!), пока он сам не захочет

показать настоящие знания.

На следующем уроке обещания учителя было выполнено, но Алеша чувствовал себя явно неуютно. Для него это оказалось слишком сильным эмоциональным натиском, который он выдержать не смог. На последующем уроке он принял активное участие в работе класса, поднимал руку, дополнял, хотя желания выйти к столу не изъявил… Было всем очевидно, что процесс его оздоровления начался.

Эта ситуация относится к типу «неожиданная радость», а прием «даю шанс». Ситуация далеко не типичная, можно сказать уникальная. Но учитель был очень опытный, и он твердо верил в сознательность Алеши, в его умение правильно все оценить и во всем разобраться.

Именно в этот трехнедельный период учитель не только наблюдал за Алешей, но и беседовал с его родителями, с классным руководителем. Его интересовало, нет ли каких-то веских причин для такого неожиданного срыва.

Серьезных причин не оказалось. Поэтому учитель решил «встряхнуть» Алешу. Высокий авторитет, которым пользовался Алеша в классе, поможет учителю выиграть эту ситуацию. Если он безмолвно примет эти ничем не обоснованные пятерки, то он, безусловно, потеряет в глазах товарищей репутацию порядочного человека, которая у него всегда была. Разумеется, он на такое никогда не пойдет. Учитель обоснованно предположил, что срыв Алеши – слабость сильной личности, а потому необходимо сделать так, чтобы временная слабость не превратилась в постоянную, опереться при этом на силы самого школьника.

— прием “Исповедь” или “Когда учитель плачет”.

Этот прием можно применять в тех случаях, когда есть надежда, что искренне обращение учителя к лучшим чувствам детей получит понимание, породит ответный оклик. Как его применять – дело техники опыта, интуиции и культуры педагога. Здесь надо все точно просчитать, правильно спрогнозировать возможные реакции.

В данном случае учительница получила понимание со стороны детей: «Я давала открытый урок по физике для учителей нашего района. Урок не получился. Вернее провалился! Ребята молчали. Не поднималась не одна рука. Ночь я не спала. Утром села к письменному столу и начала писать. Надо было выложиться, излиться, хотя бы перед собой. Я писала о том, что с детства мечтала быть учителем. Что я люблю свой класс, своих ребят. Что мне нравиться сними спорить, отвечать на их вопросы. Что они умные, способные. Но очень жестокие. Что они не только не помогли мне, а совершили в отношении меня предательство. Что обмануты мои самые лучшие надежды. Что я не приду больше в их класс. На урок я действительно не смогла прийти, и передала им свою тетрадь. Я не сказала о содержании.

Дверной звонок выдал трель. Почти весь класс стоял на площадке. Вперед вышел Олег и сказал: «ответ» и начал читать. Оказалось, что ребята несколько раз прочитали мою тетрадь, и в классе было бурное собрание. Узнала, что я замечательный человек. Они гордятся таким учителем. Но оказывается, я все время подчеркиваю перед ними свое превосходство. Меня считают высокомерной, черствой. Что они после моего письма поняли, как были предвзяты ко мне, что искренне сожалеют, что они докажут мне свое уважение, преданность и любовь. Ко мне подошел Олег и поцеловал мою руку. Я ничего не могла им ответить. Я ревела. Ревела с удовольствием, с радостью, ревела от благодарности к этим благородным негодяям, которых, оказывается, я плохо знала».



Страницы: 1 | 2 | Весь текст