Влияние родительских установок на развитие детей_52709

Влияние родительских установок на развитие детей

Родительское собрание

Ход собрания

Одним из важнейших условий в жизни человека является реализация себя в семье, детях.

Часто свое будущее благополучие родители связывают с будущим своих детей, строят далеко идущие планы. Их реальность и определяет тот уровень престижных установок, к претворению которых стремятся почти все родители.

Эти престижные установки могут соответствовать условиям и реальным возможностям детей (объективный уровень), а могут быть завышенными или заниженными.

Опыт общения с детьми вырабатывает умение с первого взгляда оценивать основные особенности ребенка: в его поведенческом аспекте почти безошибочно проявляется интеллектуальное и психологическое состояние.

Как ребенок входит, как он здоровается (или не здоровается), как смотрит, как общается — все это говорит о его развитии.

Свобода и раскованность способствуют проявлению и развитию природных задатков, а зажатостъ, робость и настороженность, наоборот, тормозят. Завышение, амбициозные установки родителей не дают ему свободно выражать свои желания, стремления, способствуют развитию скованности, робости.

Часто дети, выдающие низкие результаты, очень сильно волнуются и переживают. Создается впечатление, что интуитивно они более объективно оценивают свои возможности, чем их родители.

Как правило, ребенок с высокими природными задатками уверен в себе, хорошо справляется со всеми заданиями, а с низким — неуверен, робок, ждет и надеется на постоянную положительную оценку своей работы, поддержку, стимуляцию.

Престижные установки родителей, не ориентированные, не адаптированные возможностям конкретного ребенка, оказывают отрицательное воздействие на развитие личности.

Малыш не может адаптироваться, не понимает требований, которые ему предъявляют. Ему постоянно твердят о том, что он должен быть умным, соответствовать каким-то родительским желаниям, часто не учитывающим ни его возраст, ни индивидуальные возможности. Ребенка с малых лет включают в мир ценностных ориентации, принятых среди взрослых людей.

Престижные установки и ожидания обязательно должны присутствовать у всех родителей.

Но для правильного развития ребенка пагубен как чересчур завышенный, так и заниженный уровень притязаний: завышенный подавляет, гасит природную любознательность детей, заниженный не стимулирует их развитие. Это правильно, если говорить об интеллектуальным развитии.

А если принять во внимание эмоциональное состояние детей, то и в том и в другом случаях дети испытывают дискомфорт, у них развивается чувство тревожности, неуверенности в себе и в родительской любви, острой нехватки ласки, тепла, внимания.

Бесспорно, родители — самые значимые и любимые для ребенка люди. Авторитет, особенно на ранних этапах развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у детей непоколебима: «Мама сказала…», «Папа велел…» и т.д.

Взрослые люди, способные осознавать и контролировать, многое «подвергают сомнению», ставя психологические защиты к установкам и требованиям окружающих, руководствуюсь собственными желаниями и мотивами.

Они не пускают в свое подсознание те установки, которые сознательно им не нужны («Курить вредно!» — хочу и курю!).

Дети не могут этого делать. Они не в состоянии поставить психологический барьер в отношениях с родителями. Поэтому многое из тех установок, которые они получают от своих родителей, в дальнейшем определяет их поведение, причем стереотипное, одинаковое в сходных жизненных ситуациях.

Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребенка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их необязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребенку сохранить себя и выжить в окружающем мире.

Задумывались ли вы, взрослые, какие установки дали вам ваши родители, не являются ли они внутренними указателями на вашем жизненном пути? Не говорите своему ребенку того, чего бы вы ему на самом деле не желали.

Негативные установки:

Думай только о себе, не жалей никогоТы всегда как твой(я) папа (мама)Дурачок ты мой!Уж лучше б тебя вообще не было на свете!Сколько сил мы тебе отдали, а ты…Не твоего ума дело…Бог тебя накажет!Не верь никому, обманут!Если ты будешь так поступать, с тобой никто дружить не будетТы всегда это делаешь хуже других…Женщина глупее мужчиныТы плохой! Этот список можно продолжать. Сказав это, — ИСПРАВЬТЕСЬ!

Позитивные установки:

Сколько отдашь – столько и получишьКакая мама умница!Какой у нас папа молодец!Они самые хорошие!В тебе всё прекрасно…Какое счастье, что ты у нас есть!Мы любим, понимаем, надеемся на тебяТвоё мнение всем интересноБог любит тебя!Выбирай себе друзей сам…Как ты относишься к людям, так и они к тебеКак аукнется, так и откликнетсяКаждый может ошибаться! Попробуй ещё!Всё зависит от человекаЯ тебя люблю любого

Подумайте, какие установки мешают вам жить, и не давайте их своим детям:

Как часто вы говорите детям …?

Я сейчас занят (а)?

Посмотри, что ты натворил!

Это надо делать не так …

Неправильно!

Когда же ты научишься?

Сколько раз я тебе говорила!

Нет! Я не могу!

Ты сведешь меня с ума!

Что бы ты без меня делал!

Вечно ты во все лезешь!

Уйди от меня!

Встань в угол!

Все эти «словечки» крепко зацепляются в подсознании ребенка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравиться, что ребенок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.

А эти слова ласкают душу ребенка:

Ты самый любимый!

Ты очень многое можешь!

Спасибо!

Что бы мы без тебя делали?!

Иди ко мне!

Садись с нами!

Я помогу тебе…

Я радуюсь твоим успехам!

Что бы не случилось, твой дом — твоя крепость.

Расскажи мне, что с тобой…

Чувство вины и стыда ни в коей мере не поможет ребенку стать здоровым и счастливым.

Не стоит превращать жизнь в уныние, иногда ребенку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить.

Сам ребенок — не беспомощная «соломинка на ветру», не робкая травинка на асфальте, которая боится, что на нее наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими.

Многое в процессе воспитания детей зависит не от опыта и знаний родителей, а от умения чувствовать и догадываться.

Тест «Какие мы родители?»

Часто ли мы задумываемся над тем, хорошие ли мы родители для наших детей и справляемся ли с нашими обязанностями воспитателей?

Итак, какие мы, родители? Проверьте себя, ответив на вопросы: да, нет, иногда.

1. Следите ли вы за статьями в журналах, программами по телевидению и радио на тему воспитания? Читаете ли время от времени книги на эту тему?

2. Единодушны ли вы с вашим супругом в воспитании детей?

3. Если ребенок предлагает вам свою помощь, примете ли вы ее, даже если при этом дело может задержаться, а то и вовсе остановиться?

4. Ваш ребенок совершил проступок. Задумаетесь ли вы в таком случае, не является ли его поведение результатом вашего воспитания?

5. Используете ли вы форму запрета или приказа только тогда, когда это действительно необходимо?

6. Считаете ли вы, что последовательность есть один из основных педагогических принципов?

7. Сознаете ли вы, что среда, окружающая ребенка, оказывает на него существенное влияние?

8. Признаете ли вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для гармоничного развития ребенка?

9. Сумеете ли вы не приказать, а попросить о чем-либо своего ребенка?

10. Неприятно ли вам «отделываться» от ребенка фразой типа: «У меня нет времени» или «Подожди, пока я закончу работу»?

Ключ к тесту

За каждый положительный ответ припишите себе 2 очка, за ответ «иногда» и за отрицательный — 0.

Менее 6 очков. О настоящем воспитании вы имеете довольно смутное представление.

И, хотя говорят, что начать никогда не поздно, советуем вам не уповать на эту поговорку и не мешкая заняться повышением своего образования в этой области.

От 7 до 14 очков. Вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но все же кое в чем над собой и своими итогами в этой области вам следовало бы задуматься.

А начать можно с того, что ближайший выходной полностью посвятить детям, забыв на время приятелей и производственные проблемы.

И будьте уверены, дети вас полностью за это вознаградят.

Более 15 очков. Вы вполне справляетесь со своими родительскими обязанностями. И тем не менее не удастся ли еще кое-что немного улучшить?

Ключи понимания

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые более высокие требования к человеку и его здоровью. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонение в социальном поведении в силу этих причин. Проблемы сохранения здоровья становятся особенно актуальными во всех сферах человеческой деятельности.

Физиологическая, психологическая и морально-нравственная реабилитация детей в последнее время признана первостепенной задачей.

Одно из самых размытых понятий современной педагогики — «нравственность». Педагоги и родители ратуют за «нравственное воспитание», ругают молодое поколение за «безнравственность». Прежде чем говорить о нравственности, определим, что это такое.

Нравственность — это совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу. Основа нравственности — это уважение: к себе, к другим, к окружающему миру и обстоятельствам.

Уважать человека — значит считать его важным, значимым, достойным чести.

Уважение к себе требует отношения к своей жизни, к телу и душе как к чему-то, имеющему ценность. Уважать себя — значит не допускать разрушительных действий в отношении самих себя. Бичи современной жизни — наркомания, алкоголизм, проституция — следствие неуважения человека к самому себе.

Уважение к другим означает, что мы признаем за другими людьми такую же ценность, достоинство и права, как и за собой.

Нравственность базируется на уважении, хотя и не исчерпывается им. Уважение — основа общения, отношений и взаимопонимания между людьми.

Чувство уважения не появляется внезапно, но начинает проявляться в зависимости от того, насколько родители внешне проявляют уважение к своим детям. Уважение родителями детей — сеяние. Ответное уважение детьми родителей — это жатва.

Способность быть уважительным и благодарным характеризует нравственную зрелость человека.

Активное стремление изменять, исправлять людей неспособность выслушать чужое мнение, критический настрой по отношению к окружающим, агрессивное неприятие всего, что «не мое», говорит о низком уровне нравственности человека.

Уважать ребенка означает видеть в нем личность. Одна мама, осознавшая свои родительские неправды, сказала однажды: «Я должна напоминать себе, что мои дети — это прежде всего Божьи дети, а не мои собственные марионетки, ждущие, чтобы я дергала их за ниточки».

Родители вправе обучить детей тому, что они должны воздавать им ответное уважение, однако требовать ответного уважения необходимо с учетом развития нравственного мышления ребенка.

Нравственное воспитание вовсе не означает полное попустительство, разрешение детям не считаться с родителями. Родители не должны позволять ребенку безнаказанно говорить с ними неуважительным, оскорбительным тоном; ни с ними, ни с кем-то другим.

Мы должны настаивать на том, чтобы вежливость была взаимной, напоминая о том уважении, которое мы проявляем к ним, и спрашивать, что им больше нравится: взаимное уважение или взаимные оскорбления.

Уважая детей и требуя уважения в ответ, мы преподаем им урок, лежащий в самой сердцевине нравственного развития: поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой.

Родительские правила

1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты. Или — как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. Не думай, что ребенок твой: он Божий. Дай познать ему Бога.

3. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему: это необратимый закон благодарности.

4. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и пожнешь.

5. Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен, для него жизнь тяжела не менее, чем твоя. А может, и больше.

6. Оценивай поступки, результат действия, но не ребенка. Обсуждай достоинства и недостатки того, что сделал человек, но не самого его. Не унижай.

7. Не мучь себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребенка, мучь – если можешь и не делаешь.

8. Помни — для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.

10. Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым; общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок — это праздник, который с тобой.