Анализ стихотворения Владимира Маяковского Хорошее отношение к лошадям

Учитель русского языка и литературы Антонова Оксана Викторовна

Били копыта,

Пели будто:

-Гриб.

Грабь.

Гроб.

Груб.-

Ветром опита,

льдом обута,

улица скользила.

Лошадь на круп

грохнулась,

и сразу

за зевакой зевака,

штаны пришедшие Кузнецким

клёшить,

сгрудились,

смех зазвенел и зазвякал:

-Лошадь упала!-

-Упала лошадь!-

Смеялся Кузнецкий.

Лишь один я голос свой не вмешивал в вой ему.

Подошёл

и вижу

глаза лошадиные…

Улица опрокинулась,

течёт по-своему…

Подошёл и вижу-

за каплющей каплища

по морде катится,

прячется в шерсти…

И какая-то общая

звериная тоска, плеща,

вылилась на меня

и расплылась в шелесте.

«Лошадь, не надо.

Лошадь, слушайте-

Чего вы думаете, что вы их плоше?

Деточка,

все мы немножко лошади,

каждый из нас по-своему лошадь».

Может быть-

старая-

и не нуждалась в няньке,

может быть, и мысль ей моя

казалась пошла,

только

лошадь

рванулась,

встала на ноги,

ржанула

и пошла.

Хвостом помахивала,

рыжий ребёнок.

Пришла весёлая,

стала в стойло.

И всё ей казалось-

она жеребёнок,

и стоило жить,

и работать стоило.

1918г.

Били копыта,

Пели будто:

-Гриб.

Грабь.

Гроб.

Груб.-

Ветром опита,

льдом обута,

улица скользила.

Лошадь на круп

грохнулась,

и сразу

за зевакой зевака,

штаны пришедшие Кузнецким

клёшить,

сгрудились,

смех зазвенел и зазвякал:

-Лошадь упала!-

-Упала лошадь!-

Смеялся Кузнецкий.

Лишь один я голос свой не вмешивал в вой ему.

Подошёл

и вижу

глаза лошадиные…

Улица опрокинулась,

течёт по-своему…

Подошёл и вижу-

за каплющей каплища

по морде катится,

прячется в шерсти…

И какая-то общая

звериная тоска, плеща,

вылилась на меня

и расплылась в шелесте.

«Лошадь, не надо.

Лошадь, слушайте-

Чего вы думаете, что вы их плоше?

Деточка,

все мы немножко лошади,

каждый из нас по-своему лошадь».

Может быть-

старая-

и не нуждалась в няньке,

может быть, и мысль ей моя

казалась пошла,

только

лошадь

рванулась,

встала на ноги,

ржанула

и пошла.

Хвостом помахивала,

рыжий ребёнок.

Пришла весёлая,

стала в стойло.

И всё ей казалось-

она жеребёнок,

и стоило жить,

и работать стоило.

1918г.

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ В.МАЯКОВСКОГО

«ХОРОШЕЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛОШАДЯМ»

Цели: познакомить с содержанием стихотворения, со звуковой организацией речи, со своеобразием стихотворного ритма, с составными и приблизительными рифмами;

показать бессердечие мещанина и гуманизм, доброту, сострадание лирического героя;

Хвостом помахивала рыжий

Значение фразы за зевакой зевака

Ил. А. Г. Тышлера.

I. Вступительное слово учителя.

«Своими быстрыми шагами Маяковский ушагал далеко за нашу современность и где-то там, за каким-то поворотом, долго ещё будет нас ждать», — писала о поэте Марина Цветаева. И сегодня мы как раз заворачиваем за тот поворот, за которым нас ждёт Маяковский. В стихотворении «Хорошее отношение к лошадям» автор размышляет о пороках современного ему общества, недостатках людей.

Удивительную злободневность приобретают его стихи сегодня.

II. Учитель читает стихотворение «Хорошее отношение к лошадям».

III. Анализ стихотворения.

- Что происходит в стихотворении? (Поскользнулась и упала лошадь).

- Как описывает автор гололёд? ( Ветром опита, льдом обута, улица скользила).

Словарная работа

Круп – задняя часть тела животных, обычно лошадей.

Зевака – тот, кто «зевает» — слоняется без дела.

Кузнецкий – улица Кузнецкий мост, одна из центральных улиц Москвы.

- Что делают зеваки на Кузнецком? ( Штаны пришедшие на Кузнецкий клёшить).

- Как автор даёт понять своё отношение к тем, кто смеялся над лошадью? Какое это отношение?

(«смех зазвенел и зазвякал»).

- Как вы понимаете слова: « Улица опрокинулась, течёт по-своему»…? ( В глазах лошади изображение вверх ногами).

- Какие слова подчёркивают большие размеры лошади? ( «Лошадь грохнулась»; «течёт за каплищей каплища»).

Какие слова выражают сочувствие лирического героя к лошади? ( И какая-то общая звериная тоска, плеща, вылилась из меня и расплылась в шелесте»).

- Какое свойство своей души приоткрывает лирический герой в обращении к лошади? (Нежность, неловкость при виде чужих слёз, желание утешить, ободрить).

- Какие эпитеты автор использует при описании лошади, когда та услышала слова поддержки? («Рыжий ребёнок», «пришла весёлая»).

- Какие слова герой нашёл для своего сочувствия? (« Деточка, все мы немножко лошади»).

- Как вы понимаете эти слова? (Все мы – живые. Каждый может оступиться, у каждого случаются беды, каждый нуждается в поддержке, каждый из нас знает, что такое боль).

- О чём это стихотворение? ( О человеческом сочувствии живому существу, попавшему в беду).

-Какими словами заканчивается стихотворение? ( « И стоило жить, и работать стоило»).

- Эта маленькая победа жизни над смертью, добра над злом вселяет оптимизм в душу героя.

- Какова же главная мысль стихотворения? ( Каждое существо на земле нуждается в сочувствии и понимании).

- Эта мысль была важна во времена Маяковского и остаётся важной и в наше время. Автор противопоставляет смех зевак — обывателей, для которых упавшая лошадь – развлечение, глубокому пониманию и сочувствию, который проявляет лирический герой.

- Прочтите описание звука копыт так, чтобы можно было услышать, ощутить стук копыт по мостовой.

БиЛи КоПыТа,ПеЛи БуДТо:- ГРиБ.ГРаБь.ГРоБ.ГРуБ. –

-Какие звуки помогают создать эту иллюзию?

Аллитерация – повторение согласных звуков в слове, фразе.

-Употребление этих согласных звуков создаёт картину движения лошади, она идёт, цокая копытами.

Это звукоподражание ( подражание с помощью языка звукам живой и неживой природы) несёт у Маяковского ещё и смысловую нагрузку «Гриб. Грабь. Гроб. Груб», помогает представить реальность того времени: грабежи, грубость, смерть.

- Прочитайте следующие строки, выделяя указанные звуки. Что передают они?

ЛоШаДь на КРуПГРоХНуЛаСь…СГРуДиЛиСь…

… и СРаЗуЗа ЗеваКой ЗеваКа,ШТаны ПРиШеДШие КуЗнеЦким КЛёШить…

-Эти звуки передают шарканье ног по тротуару. Метафора (ШТаны ПРиШеДШие КуЗнеЦким КЛёШить…) даёт ощущение бесконечного движения любопытных по Кузнецкому мосту.

Ветром опита как понять- Прочитайте следующие строки. Что мы слышим, выделяя голосом гласные звуки?

- ЛошАдь УпАлА! -УпАлА лошАдь!

- Мы слышим выражение боли, которую испытала лошадь, когда упала (звук «у»), звук «а» — это крик самой лошади и восклицания прохожих.

Ассонанс -  повторение гласных звуков в слове, фразе.

- Обратите внимание ещё раз на эти строки из текста. Это зеркальный повтор помогает нам понять, что не только зеваки смотрят на лошадь, но и лошадь видит их, слышит их смех, испытывая при этом сильнейшую физическую боль и душевную, так как ждёт помощи, сочувствия.

- Если обратить внимание на рифмы по всему стихотворению, то они здесь разные:

усеченные неточные (плоше — лошадь, зевака - зазвякал), неравносложные (в шерсти - в шелесте, стойло — стоило), составные ( в вой ему — по-своему, один я - лошадиные, в няньке — на ноги).

- Обратите внимание на графику стиха - деление текста на интонационные отрезки. Строчки в стихотворении располагаются свободно по замыслу поэта.

Лирика В. Маяковского отличается от привычных нам стихотворений. XX век- эпоха коренной переделки мира, затронувшей и поэзию: «рубленый стих», «лесенка», необычные метафоры. Но всё же это – лирика с её страстным желанием раскрыть собственную душу.

- В заключительных строках стихотворения

Ветром опита как понятьвстала на ноги, ржанула и пошла.Хвостом помахивала.Рыжий ребенок.Пришла веселая,Стала в стойло.И все ей казалось –Она жеребенок,И стоило жить,И работать стоило.

Маяковский говорит о том, что человеческое сочувствие, внимание и любовь – это то, ради чего стоит жить и работать, при этом поэт говорит не только о животном: это утверждение справедливо и для человека.

Маяковский хорошее отношение к лошадям анализМаяковский анализ стиха

IV. Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение стихотворения ( наизусть – по выбору) « Хорошее отношение к лошадям».

.