Анализ стихотворения М Ю Лермонтова Молитва

План-конспект открытого урока по литературе в 7 классе.

Учитель Петрова О.Л. МОУУСОШ №1

Тема урока: «Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва».

Цели:

Образовательные:

Развивать навыки литературоведческого анализа поэтического текста

Через анализ стихотворений открыть новые черты в характере М.Ю.Лермонтова – поэта и человека

Развивающие:

продолжить формирование монологической речи;

реализовать мыслительную деятельность, способность сравнивать, обобщать, анализировать;

развивать познавательную активность.

Воспитательные:

воспитание умения ориентироваться в дополнительной литературе;

воспитание умений и навыков уважительного отношения к одноклассникам, мнениям других, объективного подхода к оценке чужих знаний, соблюдению дисциплинарных установок.

Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтова, раздаточное методическое пособие, размноженное к уроку, (прилагается), молитвослов.

Ход урока.

Организационный момент.

Запишем в тетради тему урока, эпиграфом к которому взяты строки М.Ю. Лермонтова: «Моя душа, я помню, с детских лет чудесного искала…»

Кроме учебника и тетради нам сегодня в работе понадобятся учебные пособия, которые лежат перед каждым на столе.

Актуализация.

Начинаем разговор с темы урока, где есть два ключевых слова, которые нам знакомы: Лермонтов и стихотворение.

Вспомним, что такое стихотворение как жанр литературы? (ответы ребят) Теперь обратимся к литературоведческому словарю( 2стр. метод. пособия) и прочитаем, что такое стихотворение

Чтобы понять, а потом и выразительно прочитать лирическое произведение, нужно исследовать его: проанализировать его форму и содержание. Обратимся к схеме анализа стихотворения на 2 стр. методички.

Что мы должны проанализировать, чтобы понять чувства и мысли автора?

( Художественные средства)

Какие художественные средства помогают автору передать свои чувства и мысли? Ответить на этот вопрос вам поможет литературоведческий словарик на 2 стр. методички.

Итак, исследуя художественные средства, мы с вами поймем чувсва и мысли автора, иными словами, авторский замысел.

Чей же замысел мы должны понять сегодня? (М.Ю. Лермонтова)

Что вы можете сказать о личности поэта? (одинокий, печальный, задумчивый, противоречивый …)

Задача ребятам: давайте же продолжим для себя рисовать портрет Лермонтова. Посмотрим, что заставило поэта сказать: «Моя душа, я помню, с детских лет

Чудесного искала…».

Для этого исследуем стихотворение «Молитва».

Анализ стихотворения.

Какая тема заявлена в заглавии стихотворения?

О чем будет стихотворение?( о молитве, о боге, о вере…)

Что такое молитва? (обращение человека к богу, см. методичку)

На доске: По Библии( христианская книга) есть

Бог

Дьявол

Добро

Свет

Зло

Тьма

Для чего человек обращается к Богу? (Чтобы обрести добро, свет, душевный покой, чтобы очистить душу…)

А зачем нужно очищать душу?(см. методичку) По Библии человек имеет

форму

содержание

Тело

Душа

смертно

Бессмертна

умрет

Будет жить вечно

Попадет в рай или ад

Чтобы попасть в рай , нужно очищать душу от грехов!

В тетрадь записать: Молитва – обращение к Богу, для очищения души.

Вот одна из таких очищающих молитв, которую дети раньше заучивали в гимназии.

( молитва «Отче наш» , см. методичку) Обратить внимание ребят на молитвослов, который находится на выставке. Прочитать молитву вслух.

Что просит человек в этой молитве?( хлеба сегодня, прощения грехов, не вводить во искушение(в грех, в нечистое дело)

От кого просит избавить? (от лукавого, т.е. дьявола)

На доске: Значит, От тьмы к свету

(стремиться)

Молитва – талисман, который охраняет человека от напастей.

Прослушайте «Молитву» М.Ю. Лермонтова(с.93 учебника) и подумайте:

С какой интонацией читается стихотворение?

Какие чувства вызывает в нас?

На доске:

интонация

чувства

Медленная

Нежность

Плавная

Радость

Размеренная

Печаль

Похожа на молитву

Грусть

Какие слова «главные» в этом стихотворении? (которые выражают тему веры)

В тетрадь записать цитаты:

молитву чудную

сила благодатная

святая прелесть

Какое настроение несут эти слова? (светлое, радостное, умиление)

Понятно ли вам слово «благодатная»?( несущее благо, добро)

См. методичку: Благодать (по Библии) .

Сила благодатная – сила, несущая человеку надежду на спасение души.

Анализ по строфам.

а)Прочитать выразительно 1 строфу стихотворения (сами ребята)

Какое состояние души человека отражено в ней? Каких чувств больше? ( грусть, печаль, трудная минута)

Какие художественные средства передают эти чувства? (метафора: «грусть теснится», эпитет: « в минуту жизни трудную»)

Итак, в первой строфе автор передает состояние печали, грусти, тяжести.

Но есть просвет – «молитва чудная».

Когда лирический герой Лермонтова обращается к Богу? ( в трудную минуту, когда на душе темно)

б) Перечитаем вторую строфу стихотворения.

Какое настроение мы наблюдаем здесь? (больше света, радости)

Какие художественные средства выразительности использует автор? (эпитеты: благодатная, созвучье слов живых, непонятная святая прелесть)

Что описывается этими эпитетами? (сила и прелесть «живого слова» — молитвы) А может быть стихотворения?

Итак, «живое слово», по мнению Лермонтова, очищает, ведет к Богу, к свету.

На доске: от тьмы к свету

в) Перечитаем третью строфу.

О чем она нам рассказывает? Какое несет настроение? (радость, легко, светло) Уходят тоска и томление, их сменяет вера, надежда, слезы облегчения.

Какие художественные средства передают это состояние?

С души как бремя скатится – метафора

Сомненье далеко – эпитет

Легко, легко – эпитет

Верится .плачется – безличные возвратные глаголы

Итак, о чем рассказывает поэт в этих трех строфах? ( об очищении души молитвой, о движении души человека от Тьмы к Свету ( к Богу), от Зла к Добру)

А кроме этих мыслей, передаваемых нашему разуму, Лермонтов обращается и к нашим чувствам, он хочет, чтобы мы со-переживали с лирическим героем это движение.

Как меняются чувства? (от грусти и тоски к вере и радости)

Как это движение души передает строение предложений?( каждая строфа-это одно осложненное сложное предложение. Запятая движет вперед – от тьмы к свету. Это же противопоставление тьмы и света передают антонимы(в1и3 строфах: трудно-легко, теснится грусть-бремя скатится)

Как называется этот художественный прием? (антитеза)

Итак, какие же чувства и мысли через форму передает нам автор?

А теперь давайте выразительно прочитаем стихотворение, стараясь передать мысли и чувства лирического героя.

Что же нового мы узнали о личности М.Ю.Лермонтова? Какие черты можем добавить к его портрету? ( Верящий в Бога, в Добро, в Свет)

Почему он обращается к Богу? (не находит веры в себе, в окружающих, в жизни – «остро одинок». Недаром в 1831году Лермонтов напишет:

Моя душа, я помню, с детских лет

Чудесного искала…)

И находит он «чудесное» в «живом» слове молитвы и стихов!

О «живом» слове стихов Лермонтова говорят до сих пор. Перед вами слова Д.С.Мережковского (см. методичку)

Кого заинтересовал портрет Лермонтова, поэта и человека, можете почитать книги о нем (Энциклопедический словарь Лермонтова).

Задание на дом: стихотворение «Молитва» выразительно читать наизусть.