Анализ стихотворения К Бальмонта СНЕЖИНКА

Анализ стихотворения К. Бальмонта «СНЕЖИНКА»

5 класс

Сегодня трудно представить уроки литературы без поэзии К.Бальмонта, хотя долгое время его творчество обходили стороной.

Есть в русской природе усталая нежность, Безмолвная боль затаенной печали, Безвыходность горя, безгласность, безбрежность Холодная высь, уходящие дали.

Поразительные стихи! В минуты какого разочарования или вдохновения написаны они! Как близки моему состоянию! Как они могут взволновать всех тчего «сердцу так грустно, и сердце не радо?» Что имел ввиду поэт? Откуда такая незащищенность , хрупкость? Природа в образе скорбящей матери или что-то иное?

Цели и задачи урока: Развивать умение исследования текста; закрепить знания учащихся о тропах, их роли в речи, сформировать представление о метафоре как изобразительном средстве; развивать творческое воображение, помочь увидеть и почувствовать не только явление природы, но и красоты слова.

На уроке используем портрет Бальмонта, репродукции картин о зимеа доске слова для словарной работы: лазурь, низринула, лелеять; эпиграф: «Я каждый миг исполнен откровенья,/ Всегда пою

Звучит веселая песня о зимушке-зиме. Ученица, которая начинает урок вместе с учителем , включает проигрыватель. Настроение приподнятое. Не случайно поэты , композиторы, художники так часто обращаются к этой теме в своих произведениях.

Вот перед нами замечательные репродукции картин, а сколько песен о зиме! Так, наверное у Пастернака родились строки:

Снег идет, снег идет. К белым звездочкам в буране Тянутся цветы герани За оконный переплет.

Снег идет, и всё в смятенье, Всё пускается в полет,- Черной лестницы ступени, Перекрестка поворот.

Снег идет, снег идет, Словно падают не хлопья, А в заплатанном салопе Сходит наземь небосвод.

Словно с видом чудака, С верхней лестничной площадки, Крадучись, играя в прятки, Сходит небо с чердака…

Снег идет, снег идет, Снег идет, и всё в смятенье: Убеленный пешеход, Удивленные растенья, Перекрестка поворот.

Вот так просто, но очень красиво выразил талантливый поэт свое чувство в слове. Посмотрите действительно «тянутся цветы герани за оконный переплет». И нам тоже хочется протянуть руку и поймать ту ладонь ту снежинку, о которой написал другой поэт:

Светло- пушистая Снежинка белая, Какая чистая, Какая смелая!

Наизусть стихотворение Бальмонта «Снежинка»

-Какой образ вы ярко видели, слушая стихотворение? Какие слова помогли вам зрительно увидеть снежинку?

Вы правильно поняли, что снежинка белая, пушистая, красивая, блестящая. Эти слова называются эпитеты (Эпитеты- художественные определения.)

-Что значит художественное определение?(Яркое, меткое слово, помогающее лучше увидеть созданный поэтом образ.)

Повторяем, что эпитет- это троп, то есть слово, употребленное в переносном значение. Углубляем понимание различных значений на основе примеров, написанных на доске (чудесный день,- субботний день, золотое сердце- золотое кольцо). Возникает небольшая проблемная ситуация: для одних в словосочетание « снежинка белая» слово белая употреблено в прямом значение, так как это просто цвет, для других это больше чем цветовой эпитет.

-Ну, что ж поставим пока вопрос и внимательно вчитаемся в текст. Ведь бывают слова, которые в контексте произведений имеют совершенно новое значение.

Комплексный анализ стихотворения проводим по строфам.

Сначала думаем над тем, какое название дал поэт своему стихотворению и почему.

Сообщаю, что автор этого произведения – Константин Дмитриевич Бальмонт. Поэт объездил много стран. И все же когда испытывал тоску по родине: «Боже, до чего я соскучился по России. Все- таки нет ничего лучше мест тех, где вырос, думал, страдал, жил»,- писал он матери. Именно в России ему казалось все необычным, удивительным, сказочным. Многие стихи Бальмонта и написаны, как сказки.

Читаем первую строфу, называем эпитеты обозначающие цвет.

-Вас ничего не удивляет? ( Светло - пушистая такого цвета не бывает, это признак не только цвета, но и качества).

-А что еще кажется интересным в этой строфе?( Снежинка смелая-так говорят о человеке.)

-Как называется такой прием в литературе?(Олицетворение.)

-Что значит слово «чистая»? А здесь только ли речь о том, что снежинка не грязная? (Нет . Чистая- значит светящаяся, сверкающая, светлая.) Вот сколько новых значений получило слово Бальмонта!

Чтения второй и третий строф:

Дорогой бурною Легко проносится, Не в высь лазурную- На землю проситься.

-К какой части речи относятся слова «проносится», «просится», «покинула», «низринула»? Что обозначают глаголы? Значит, чем отличается первая строфа от второй и третьей? Да, именно глаголы/действия помогаю понять, что начинается полет, движение. Кто может выполнять подобный действия?( Человек).

-Какое изобразительное средство, при котором не одушевленные предметы не делятся свойствами живых существ, использует автор?(Перед нами олицетворение.)

Не менее интересны следующие строфы:

Под ветром веющим. Дрожит, взметается На нем, лелеющем, Светло качается

Его качелями Она утешена, С его метелями Кружится бешено.

-Какие мысли кажутся вам странными?

-Как понимаете выражение «Светло качается»?

Читая седьмую строфу обращаемся к метафоре:

Но вот кончается Дорога дальняя. Земли касается Звезда хрустальная.

-О чем говорится в ней?

Читаем последнюю строфу отмечаем, что она похожа на первую: Лежит пушистая Снежинка смелая, Какая чистая! Какая белая!

-А теперь объясните значение слова «белая». Только ли цвет оно обозначает? Мы еще раз убедились, что в толковом словаре слова имеют одни значения, а поэтическом тексте они дополняются другими оттенками.

Обобщающая беседа:

-Какова главная мысль стихотворения? Только ли чувство восхищения испытывает автор?-Удалось ли поэту передать полет снежинки от «лазури чудесной» к земле?