Анализ художественного текста на уроках литературы

Анализ художественного текста на уроках литературы

Что есть чтение – как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками, пределами слов…

Чтение – прежде всего сотворчество. Если читатель лишен воображения, ни одна книга не устоит.

М. Цветаева

Основная задача учителя научить по-настоящему работать с текстом художественного произведения. В свое время М.А. Рыбникова говорила: «Если из наших классов выйдут писатели и словесники, это хорошо, но не на это мы рассчитываем. Наше дело – подготовить ярко чувствующего и критически мыслящего Читателя». А это можно сделать только благодаря проникновению в глубины художественного произведения. В своем первоначальном значении слово анализ означает один из возможных путей познания вещей и явлений. Такой путь познания, при котором происходит разложение исследуемого предмета на составные части. Однако художественное произведение обладает непременным качеством цельности. Поэтому всякий анализ уже по самой своей природе должен быть целостным анализом. Литературный анализ – это только такой разбор по частям, деталям, который приводит к углубленному прочтению произведения. Мысль художника никогда не лежит на поверхности, и очень часто она как бы «запрятана» в произведении. Анализируя текст, мы и стремимся проникнуть в мир, созданный писателем. Анализ призван объяснить неясное, открывать неоткрытое. И те малые или большие открытия, которые делаются в процессе анализа, всегда должны быть связаны с целым. Анализируя произведение, мы одновременно и уходим от целого, и постоянно помним о нем.

Анализ художественного произведения ставит в общем-то два вопроса: «Что?» и «Как?».

«Что?» — это не толькотема произведения, но и его проблемы, его место в историческом и литературном контексте.

«Как?» — это художественная система произведения. По определению Ю.М. Лотмана – «органический художественный мир, части которого живут и получают силу лишь в соотношении с целым». Самостоятельный глубокий эстетический анализ художественного текста дает возможность обучающимся воспринимать его как знаковую систему, художественное произведение – как систему образования, видеть способы создания художественного образа, испытать наслаждение от восприятия текста, хотеть и уметь создавать свои интерпритации художественного текста. Выходит, постижение литературного произведения – это своеобразная увлекательная игра, в которую школьников надо научить играть. Анализируя художественное произведение, обучающиеся должны знать следующие неиспоримые истины:

- в тексте настоящего художественного произведения нет ни одного случайного слова, каждое что-то значит и для чего-то здесь нужно. К любому слову можно задать вопрос и получить ответ;

- то, о чем идет речь в произведении, имеет отношение к самому читателю, ибо настоящее произведение искусства всегда про то, что с нами свеми происходит каждый день;

- любую высказанную мысль надо доказывать самим текстом. Если есть в тексте доказательство, то мысль верна, если нет, то это профанация;

- непозволительно отыскивать в тексте некую основную идею. В произведении все взаимосвязано, все сцеплено. Книга – это своеобразный сборник загадок и тайн, которые надо разгадать.

У Иннокентия Анненского есть такое высказывание: «Чем сильнее ум, тем становится он смелее и тем больше хочет свободы, а такая свобода может проявиться именно … в области неразгаданных и таинственных явлений и отношений».

Задумываясь над поэтикой названия, времени, пространства, разгадывая тайну имен героев, чисел, каких-то деталей, цвета и т.д., читатель начинает понимать, что в тексте существуют законы, которые объединяют обычные слова в нечто целоеи целесообразное, в искусстве слова. Да и данное произведение чаще всего существует просто само по себе, оно может быть соотнесено с другими текстами как русской, так и мировой литературы. Свою задачу как учителя вижу в том, чтобы научить юных читателей бродить по лабиринту произведения, натыкаться на всякие тайны, загадки, ставить вопросы и находить на них ответы. Многие обучающиеся во время такой работы делают для себя настоящие открытия. Такую работу лучше проводить на небольших рассказах А. Чехова, Л. Андреева, Б.Зайцева, С. Городецкого, А. Грина, В. Набокова.

Однажды прочитала у Набокова: «Я…люблю сочинять загадки и сопровождать их изящными решениями». Это высказывание писателя показалось мне интересным. Я решилась предложить обучающимся работу по разгадке нескольких набоковских текстов. Остановлюсь коротко на том, как проходила в 11 классе работа по анализу рассказа Владимира Набокова «Рождество». Первый вопрос, который обращен к классу, связан с названием произведения. Почему рассказ назван «Рождество»? Ребята думают над тем, что это: просто фон, на котором происходит действие, или есть прямое сопоставление с Рождеством Христовым? Что общего между тем, что есть в рассказе и Рождеством Христовым? Что и кто родился в эту ночь?

В сочельник, накануне чудесного праздника родилась из казалось бы мертвой куколки громадная бабочка, «индийский шелкопряд, что летает, как птица, в сумраке, вокруг фонарей Бомбея». Фонари Бомбея, что это? Зачем они в рассказе? Случайность? Это свет в ночи, возможно, это символ рождественской звезды, предвещающий чудо! И чудо произошло, ибо в это время не только бабочка появилась на свет, но заново родился герой рассказа Слепцов. Вероятно, следующим вопросом, который естественно, должен возникнуть , будет такой: почему фамилия отца умершего мальчика Слепцов? Чтобы убедиться в том, что фамилия Слепцов здесь неслучайна, необходимо повнимательней вчитаться в текст. Не встретится ли нам еще слово с данным корнем, с данным значением? Оказывается, есть. «Слепцов, в высоких валенках, в полушубке с каракулевым воротником, тихо зашагал по прямой, единственно расчищенной тропе в эту слепительную глубь…», «за легким серебряным туманом деревьев…слепо сиял церковный крест». Какая-то завеса, пелена, туман, которые слепят, не дают возможность видеть. Так и Слепцов. Да, он ослеп от горя, от слез, потери самого дорогого существа, он ничего и никого не хочет видеть, замечать. Он удивляется, что еще жив, но уже принимает решение, что умрет и сегодня же. «Смерть, — тихо сказал Слепцов, как бы кончая длинное предложение». И вдруг…чудо! Вылупилась бабочка. Вместо смерти оказалось рождение новой жизни от тепла. И Слепцов воскресает, вновь рождается, он узнает нечто новое о своем сыне из дневника, о первой детской любви… Герой рассказа прозревает. Как бы раскрываются его глаза, спадает пелена, он возрождается, появляется новое видение, жизнь торжествует над смертью. Но так уже было в классической литературе. Достаточно вспомнить Л.Н. Толстого, его Андрея Болконского в двух эпизодах встречи с дубом… После ночи в Отрадном перед нами уже другой Андрей. В набоковском рассказе чудо происходит на Рождество, обретая ощущение счастья, хотя и «робкого, почти человеческого». Тепло помогло рождению бабочки. Но ведь и Слепцову тоже. Ведь Иван, слуга, жарко натопил «плюшевую» гостиную. Он же поставил аршинную елку в глиняном горшке. Что это, кощунство? Напомнить о празднике, когда у человека горе, когда не хочется жить? Но ведь вспомнить, что герой рассказа еще совсем недавно сидел в нежилом углу, на плюшевом стуле, на котором не сидел никогда, сидел, словно в приемной у доктора. Он болен, ему плохо, он нуждается в помощи. И вот она, елка, напоминающая, что завтра Рождество. Она, как сказал Иван, «зеленая». Зеленый цвет – цвет лета. В промозглую, промерзшую действительность врывается частичка лета, тепла, а тут еще и бабочка родилась в тепле, должен оттаять и наш герой. Действие происходит зимой, но внутри рассказа, в воспоминаниях даны картины лета, совсем недавнего счастья, когда он, сын, был жив. Интересно обратить внимание ребят на контраст: лето-зима, почему последняя запись в дневнике сына сделана осенью? Упоминается бабочка траурница, которая появляется в конце лета. Что это? Символ смерти? Несчастье неизбежно? Предчувствие смерти? Умирание природы? А ведь в дневнике мальчика грустный мотив расставания. Первое серьезное переживания мальчика , прощание с любимой, таинственной незнакомкой. Какое-то пограничное состояние. Остановимся на поэтике пространства. Обучающимся задается вопрос: внимательно перечитать, посмотреть, сделать вывод, где происходит действие? Действие происходит в нескольких разных пространствах, и это закономерно.

Маленький теплый флигель – место, где произошло чудо рождения экзотической бабочки, где ставится зеленая небольшая елка, где заботливый молчаливый слуга, где прозревает герой рассказа, где живет память о сыне, возвращается постепенно робкое ощущение счастья. Это родное, близкое, жизненное пространство. Холодный «главный дом, где жили летом», но сейчас там все нежилое, чуждое пространство, тревожное. «Мебель в саванах (символ смерти), люстра в «незвенящем мешке». Там дыхание смерти. Двор, в котором под снегом еще хранятся следы от сандалий сына, примятая им трава. Мосток. Там, под снегом, недавняя летняя жизнь. Погост – смерть, отчужденность. Здесь «Слепцов был еще дальше от сына…».

Деревня на том берегу живет своей жизнью, топятся печки, розовый дым, рубятся дрова – это торжество жизни!

Петербург – чужое пространство, там умер сын, там никогда не бывает Рождества, там другой праздник… Ему противопоставляется летняя деревня, дача, радость, тепло.

Проводится работа по определению того, какие и почему цвета используются в рассказе; какие звуки даны в рассказе и почему? Сравнить?

«Весело выстрелила под ногой пословица».

«Словно хряснула» дверь. (Связано с флигелем, утром…)

«Дверь с тяжелым рыданием раскрылась».

«Паркетные полы тревожно трещали» — большой холодный дом вечером.

Состояние человека к вечеру ухудшалось, горе обострилось, вечером Слепцов сурово затосковал. Именно здесь приходят мысли о смерти. В ходе анализа выясняется, почему рассказ разделен на четыре части, почему у сына нет имени, почему у Слепцова каракулевый колпак, почему мальчик сделал такой рисунок, почему Слепцов во флигель принес коробку с коконом, а не коллекцию бабочек и т.д.

Анализируя тот или иной художественный текст, обращаю внимание на то, какова композиция произведения, на закономерности в организации системы персонажей, фабулы и т.д. Такая работа позволяет обучающимся ощутить себя настоящими исследователями, первооткрывателями тайн писателя. Так прививается вкус к хорошему чтению. Школьники учатся мыслить. Это все способствует к постижению крупных произведений. Совершенствуется культура речи, культура письма, культура мысли и ее выражения, культура эмоций и общения школьников.