Аналитический отчет

Содержание.

Введение ___________________________________________________3

I. Аналитическая часть

1.1.Анализ состояния педагогических условий по организации

трудового обучения. __________________________________________6

1.2.Результаты работы по реализации основных направлений

педагогической деятельности в межаттестационный период. ______12

II. Проектная часть.

Организация профессиональной подготовки и трудовой

деятельности детей с ограниченными возможностями.

2.1. Особенности учебно-познавательной и практической

деятельности лиц с умственной отсталостью с точки зрения

возможностей профессиональной подготовки.___________________20

2.2. Проблемы профессиональной ориентации обучающихся

в учебном процессе. __________________________________________23

2.3. Содержание профессиональной подготовки и трудовой

деятельности в специальных коррекционных школах, ______________27

III. Заключение. ______________________________________________31

IV. Литература. ___________________________________________33

Приложение.

Введение.

Получение образования и трудовое устройство для инвалида — это не только средство для материального благополучия и независимости, а также возможность для самоутверждения и интеграции в общество. Однако в настоящее время менее трети инвалидов трудоспособного возраста имеют работу, а по некоторым данным эта цифра составляет 10-11%. Степень интеграции этих лиц в общество зависит от уровня их профессионально-трудовой подготовки, социально-бытовой ориентации и от участия семьи в этом процессе. Отличия трудовой подготовки детей с отклонениями в развитии по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками вызваны необходимостью ее усиления в целях коррекции отклоняющегося развития и подготовки выпускников к полноценному участию в трудовой жизни в современных условиях экономического развития общества.

По данным Управления специального образования Министерства образования РФ, в настоящее время в Российской Федерации функционируют 1367 специальных (коррекционных) образовательных учреждения для детей и подростков с интеллектуальными отклонениями в развитии с контингентом 289000 человек. Дальнейшая судьба выпускников специальных (коррекционных) школ проблематична, так как на рынке труда они не выдерживают конкуренции со своими нормально развивающимися сверстниками. Особенно остра проблема трудоустройства, так как помимо снижения интеллекта, учащиеся имеют, как правило, сопутствующие психоневрологические, физические и соматические осложнения, мешающие становлению профессиональных навыков, ведущих к квалификационным умениям. Особенности памяти и мышления у умственно отсталых учащихся ведут к затруднениям при формировании технико-технологических знаний, что в свою очередь влияет на осознанность и мобильность навыков и умений.

Основной целью подготовки к трудовой деятельности учащихся с нарушением интеллекта является всестороннее развитие личности, приводящее к самостоятельному и осознанному выбору жизненного пути, трудовому самоопределению. Поэтому, для реализации основной цели подготовки детей к трудовой деятельности и организации профессионально ориентационных мероприятий мною решались следующие задачи:

- формирование устойчивой профессиональной ориентации учащихся на трудовой, активный образ жизнедеятельности и формирование соответствующих качеств личности (умения работать в коллективе, чувства самостоятельности, самоутверждения, ответственности);

- коррекция и компенсация имеющихся у детей нарушений средствами включения в трудовую деятельность, систему трудовых отношений, общечеловеческих норм и ценностей;

- обеспечение практической и социально-психологической готовности к труду (с учетом современной социально-экономической ситуации в стране);

- выявление и развитие задатков, способностей и возможностей (на основе оценки состояния здоровья, определения реабилитационного потенциала и трудового прогноза);

- создание условий для освоения социального опыта, самовыражения, самопознания, трудового самоопределения.

Мировая практика показывает, что специализированные образовательные учреждения должны функционировать только для лиц с наиболее тяжелыми формами физических дефектов. Для остальных более целесообразным будет создание условий для обучения и воспитания в обычных средних и высших учебных заведениях. Это поможет не только более гармоничному развитию подростков и молодых людей с ограниченными возможностями, но и изменению отношения общества к инвалидам, что имеет огромное значение для решения проблем инвалидности. Постоянная связь школы и профессиональных училищ, техникумов имеет немаловажное значение в подготовке учащихся вспомогательных школ к обучению в профессиональных училищах. Учителя вспомогательных школ, как правило, не знают и не могут знать всех требований, предъявляемых индивиду различными профессиями. Тем более сложно им охарактеризовать особенности и условия труда по той или иной профессии, перспективы профессионального развития личности. Поэтому значимой для моей педагогической деятельности была задача организации тесного взаимодействия с Красноуральским многопрофильным техникумом. Считаю, что только такая совместная работа позволит эффективно формировать у обучающихся профессиональные представления, которые являются основной предпосылкой формирования профессиональной направленности.

В процессе трудового обучения необходимо компенсировать дефекты в психическом здоровье ребёнка, корригировать аномалии умственного развития. Поэтому конкретные методы и приемы работы с детьми должны не только обеспечить сообщение технологических знаний и умений, но и одновременно оказать коррекционно-развивающее влияние на ход его развития. Таким образом, следующей задачей, реализуемой в межаттестационный период, стало овладение наиболее рациональными и продуктивными методами и приемами профессионального обучения, внедрение в педагогическую практику специальных коррекционных упражнений, способствующих эффективной организации занятий, коррекции недостатков в учебной деятельности обучающихся и достижению оптимально высокого уровня профессиональной ориентации детей.

Таким образом, основная задача, стоящая передо мной в профессионально ориентационной работе, состояла в том, чтобы на основе использования различных форм и методов групповой и индивидуальной работы с детьми подготовить их к обоснованном выбору профессии с учетом их индивидуальных особенностей.

Цели и задачи аналитического отчёта.

Цель:

соотнести результаты педагогической деятельности с эффективностью используемых коррекционных приемов и методов обучения по профессиональному самоопределению обучающихся.

Задачи:

- проанализировать состояние педагогических условий по организации образовательного процесса;

- профессиональному самоопределению обучающихся;

- проанализировать результаты коррекционной работы по формированию самостоятельности обучающихся в процессе трудовой деятельности как одно из условий их успешной профориентации.

I. Аналитическая часть.

1.1.Анализ состояния педагогических условий по организации трудового обучения.

Я, Саморукова Светлана Евгеньевна работаю учителем трудового обучения профиль (швейное дело. Общий педагогический стаж 25 лет, стаж работы в данной школе 17 лет. Закончила Ярское педучилище по специальности учитель трудового обучения. Имею первую квалификационную категорию.

Создание особых психолого-педагогических условий осуществления профессионально-трудового обучения учащихся с нарушением интеллекта является важным условием качества обучения и воспитания, обеспечивающим решение задач становления профессионально-жизненной перспективы у выпускников коррекционных школ. Педагогические условия включают в себя содержание учебной дисциплины, формы и методы организации учебного занятия, технологии обучения и воспитания.

Одно из условий успешной профориентации учащихся с нарушением интеллекта является формирование самостоятельности в трудовом обучении. В межаттестационный период я продолжила коррекционную работу в данном направлении. Изучив основные особенности трудовой деятельности на уроках швейного дела, конкретизировала перечень недостатков, негативно влияющих на качество трудового обучения:

- неумение предвидеть каждый последующий ход и промежуточный результат своих действий;

- неумение самостоятельно составлять план своих действий, копирование трудовых действий наиболее успешных товарищей;

- неумение контролировать правильность действия, т.е. сопоставлять выполняемые движения с представляемыми;

- неумение давать словесный отчет о проделанной работе;

- неумение работать по технологической карте;

- неумение контролировать свои действия;

- неумение видеть конечную цель работы;

- самоконтроль.

Моя система обучения строилась с учетом требований производства и особенностей учащихся коррекционных школ. При обучении швейному делу, на протяжении всего курса обучения, предусматривается:

- воспитывать у учащихся умения давать словесный отчет о проделанной работе после выполнения задания и рассказывать о способе выполнения предстоящей работы;

- прививать учащимся навыки составления плана выполнения предстоящего задания (устно, письменно);

- учить их умению выполнять задания по образцу (готовому изделию) и рисунку.

Наиболее эффективным является такой путь воспитания самостоятельности у учащихся коррекционной школы, когда формирование у детей умения давать словесный отчет, составлять план работы, выполнять задания по образцу, рисунку и письменной инструкции проходит по нескольким этапам: сначала обучение проводится на материале, знакомом учащимся, затем — на частично знакомом и только после этого — на новом материале.

Важным педагогическим условием эффективной работы с обучающимися с ОВЗ являются формы и методы профессионально ориентационной работы. Поэтому мне бы хотелось дать краткое описание форм и методов, применяемых мною в педагогической деятельности.

В соответствии с классификацией методов обучения по источнику знаний, они делятся на три группы:

методы обучения технологическим операциям, в которых источником знаний для учащихся является слово учителя или письменное слово учебной книги (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником).

- методы демонстраций, где источником знаний для учащихся является образ объекта, процесса, явления (демонстрация приемов работы, показ натуральных предметов и процессов, показ их моделей и макетов, показ изображений этих предметов и показ видеофильмов, анализ условных изображений, к которым относятся чертежи, эскизы, схемы).

- методы практической работы учащихся, в которых источником ЗУН для учащихся являются практические действия: упражнения, лабораторные работы и самые разнообразные практические работы учащихся.

Практические методы трудового обучения и характеристики каждого метода представлены в таблице.

п.п

Практические методы обучения

Педагогическое понятие

Возможности метода

Доступность (соответствие психолого-педагогическим возможностям обучающихся) соответствует, частично соответствует, не соответствует.

Содержательный (цели перспективные, цели конкретные, цели общие).

Процессуальная часть метода (приёмы: комбинированные, простые, сложные).

Проявление уровня самостоятельности «высокий, средний, низкий».

Результативность метода (прочность овладения ЗУН) «высокая, средняя, низкая».

Ведущий анализатор восприятия информации (слуховая, зрительная, тактильная).

1.

Упражнение

Метод многократного, сознательного повторения умственных или практических действий с целью формирования профессионально важных навыков или умений (навыков и умений)

Соответствует

Цели конкретные

Приёмы простые

Уровень самостоятельности высокий

Прочность овладения ЗУН средняя

Ведущие анализаторы: зрительный, тактильный

2.

Лабораторная работа

Метод обучения заключающийся в проведении обучающимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и др. технических приспособлений

Соответствует

Цели общие

Приёмы комбинированные

Уровень самостоятельности средний

Прочность овладения ЗУН средняя

Ведущие анализаторы: тактильный, слуховой

3.

Практическая работа

Метод производственно-трудовой направленности где самостоятельно обучающиеся выполняют задание с применением имеющихся знаний и умений

Частично соответствует

Цели перспективные

Приёмы сложные

Уровень самостоятельности высокий

Прочность овладения ЗУН высокая

Ведущие анализаторы: зрительный, тактильный

4.

Экскурсия

Метод наблюдения изучаемых явлений в естественных условиях

Соответствует

Цели общие

Приёмы комбинированные

Уровень самостоятельности средний Уровень самостоятельности средний

Прочность овладения ЗУН средняя

Ведущие анализаторы: зрительный, слуховой

5.

Самостоятельная работа

Метод деятельности, где в процессе обучения выполняют задание учителя, под его руководством, но без его непосредственного участия

Не соответствует

Цели перспективные

Приёмы сложные

Уровень самостоятельности высокий

Прочность овладения ЗУН высокая

Ведущие анализаторы: тактильно-зрительный,

В межаттестационный период обозначилась такая проблема, как несформированность устойчивой профессиональной ориентации учащихся на трудовой, активный образ жизнедеятельности, над которой я работала, применяя достаточно многообразные формы и методы профессионально ориентационной работы. Это

-занятия в мастерских с сообщением определенных сведений профессионально ориентационного характера;

- введение профессионально ориентационного материала в обычный урок;

- профессионально ориентационный урок или беседа;

- профессионально ориентационные беседы;

- занятия в кружках;

-экскурсии на выставки изделий, на предприятия, в профессиональные учебные учреждения, в службу занятости;

- встречи со специалистами;

- участия в конкурсах, выставках, ярмарках изделий,

- участие в обсуждениях кинофильмов;

-использование средств массовой агитации: стендов, стенгазет, фотоальбомов и прочего.

Многообразны и организационные формы профориентации учащихся во внеклассной работе: праздники, вечера, встречи, беседы, общественно-полезный труд, экскурсии, конкурсы, выставки, игры, внеклассное чтение, оформление стендов и альбомов, кружковые занятия. Решающим педагогическим условием по коррекции нарушений у обучающихся является выбор технологии обучения. Структура и содержание профессионально ориентационной работы в образовательных учреждениях VIII вида должны быть дифференцированы в зависимости от имеющихся у детей нарушений, тяжести ограничений жизнедеятельности, реабилитационного потенциала и трудового прогноза. Поэтому в своей педагогической практике использую технологии индивидуального обучения и уровневой дифференциации. В начале каждого учебного года я делю детей на три группы с учетом их индивидуальных особенностей:

I группа (А) – наиболее успешно овладевают учебным материалом в процессе фронтального обучения, задания выполняют самостоятельно, им доступен некоторый уровень обобщения, при выполнении сложных заданий требуется помощь («сильные» дети)

II группа (Б) – достаточно успешно обучаются; в ходе обучения испытывают несколько большие трудности, чем учащиеся I группы, в основном понимают фронтальное объяснение учителя, без помощи элементарные выводы и обобщения не делают («средние» дети)

III группа (В) – с трудом усваивают программу, нуждаются в разнообразных видах помощи, овладевают материалом на самом низком уровне, нуждаются в выполнении большего количества упражнений, в ведении дополнительных приемов обучения, постоянном контроле («слабые»).

IV группа – не усваивают программу данного класса, обучаются по индивидуально-ориентированной программе.

Распределение по группам провожу по результатам обучения предыдущего года, также учитываю результаты входящего тестирования учащихся. Деление на группы очень условно, так как группы подвижны, поэтому каждый ученик может в процессе своей учебной деятельности продвинуться на более высокую ступень или наоборот перейти на ступеньку ниже.  

Дифференцированный подход к учащимся осуществляю на всех этапах урока.

1. Опрос:

При письменном опросе использую карточки различной степени сложности, тесты трех уровней (разрабатываю сама). Часто использую для опроса нетрадиционные формы: кроссворды, ребусы. Если при письменном опросе предлагаю всем задание одинаковой трудности, то для каждой группы дифференцирую количество информации, указывающей, как его выполнять: для 1 группы – только цель, для 2 группы – некоторые пункты на которые следует обратить внимание, для 3 группы – подробная инструкция выполнения задания.

Устная проверка знаний: первыми вызываю учащихся групп Б и В, сильные же дети исправляют и дополняют ответы. Часто для этого даю задания учащимся группы А найти дополнительные сведения по тому или иному вопросу (элементы исследовательской деятельности). Или детям 3 группы даю материал для сообщения каких-то интересных сведений, в качестве дополнения ответов детей.

В конце изучения раздела провожу контрольные работы с дифференцированными заданиями, а в конце года итоговое контрольное тестирование по трем уровням.

2. Объяснение нового материала:

При объяснении нового материала ставлю проблемные вопросы, стараюсь, чтобы на них отвечали сильные дети, детям групп Б и В предлагаю ответить на вопросы известные из раннее изученного, при чем слабых прошу повторить за сильными. Детям группы Б часто даю подготовить дополнительный материал в виде сообщений. Детей же группы А иногда прошу подготовить самостоятельно некоторые вопросы нового материала и самим рассказать об этом одноклассникам, при этом они готовят наглядные пособия (рисунки, таблицы, схемы и т. д.). Очень часто дети группы Б помогают учителю подготовить наглядный материал к следующему уроку для объяснения нового материала. А детям группы В — найти толкование новых слов.

3. Закрепление нового материала:

При закреплении нового материала дифференцирую вопросы на закрепление. Для детей группы А сразу же предлагаю выполнить практическое задание. Для детей групп Б предлагаю работу с технологической картой или учебником. Со слабыми детьми повторяю основные моменты, останавливаясь подробно на каждом. Часто при закреплении нового материала провожу самостоятельные работы. Количество заданий, а также время для их выполнения для разных групп даю различное. Сильным детям сообщаю цель задания, а средним и слабым – задания описываю более подробно. Со временем задания во всех группах усложняю, что способствует развитию мыслительной деятельности.

При работе с учебником, детям группы Б, даю задание составить план ответа по прочитанному, в это время с учащимися группы В ищем в учебнике ответы на заранее поставленные к тесту вопросы, дети группы А делают обобщения и выводы.

При закреплении материала, с целью выработки навыков решения практических задач для учащихся, подбираю задания с постепенно увеличивающейся степенью трудности.

Осуществляю дифференциацию и при проведении практических работ. Использую взаимопомощь, когда дети сильные помогают справиться с практическим заданием слабым.

4. Домашнее задание:

Детей группы А учу работать с дополнительной литературой, выполнять дополнительные задания творческого характера (например: придумать сказку «О том, как волокно превратилось в ткань» или «О том, как нити прядут и ткани ткут»), а также провести небольшие исследования, наблюдения, составить кроссворд, ребус. Эти дети часто выступают с дополнительными сообщениями, докладами. Средним и слабым тоже предлагаю выступить, но для подготовки даю литературу или указываю источник. Объем материала для изложения регламентирую. Применение в своей работе с учащимися дифференцированного подхода на уроках «Швейное дело» позволило мне разнообразить формы и методы работы с учащимися, повысить интерес учащихся к учебе, но самое главное, повысить качество технологического образования учащихся.

Осуществляю дифференцированный подход в обучении умственно отсталых учащихся и провожу коррекционную работу, учитывая типологические особенности детей в труде по целевой, энергетической и исполнительной сторонам трудовой деятельности (Приложение 1).

Наиболее продуктивными методами коррекционно-развивающей деятельности по отношению к данной педагогической ситуации были индивидуальные задания по выбору, создание ситуации успеха, моделирование занимательных ситуаций. Эффективность выбранной педагогической стратегии и используемых при её реализации методов достигалась рядом педагогических условий:

- учёт психологического состояния и уровня работоспособности ребенка;

-содержание учебного материала и учебная нагрузка индивидуализированы с уровнем ЗУН и психологической готовностью их выполнять;

-постепенное педагогически обоснованное повышение требований к учебной деятельности ребенка;

-разноплановостью приемов педагогической поддержки его позитивных устремлений и мягкой корректировки его негативных установок;

-обращение к субъективному опыту ребенка и развитие на его основе личностных качеств (самостоятельность, ответственность, целеустремленность).

1.2.Результаты работы по реализации основных направлений педагогической деятельности в межаттестационный период.

В целях реализации выше обозначенной темы в межаттестационный период с 2006-2011 годы изучена научно-методическая литература, что способствовало совершенствованию педагогического опыта по профессиональному самоопределению обучающихся, позволила осуществить коррекцию используемых методов обучения по формированию самостоятельности обучающихся, разработать учебно-методическое сопровождение образовательного процесса.

Считаю, что самообразование ограничивает уровень приобретения профессиональных знаний и умений рядом факторов:

во-первых, недостаточно литературы, охватывающей все стороны педагогической деятельности в коррекционном учреждении;

во-вторых, встала необходимость в получении информации от учителей-практиков и обмен опытом (профессиональное общение);

в-третьих, самообразование носит узкопрофильный характер, не учитывается многоплановость коррекционно–развивающей работы.

В ходе самообразования сформировалось устойчивое желание повысить профессиональную квалификацию на специализированных курсах, которое я реализовала посредством обучения по следующим образовательным программам:

- «Современные образовательные технологии» (Министерство образования и науки Российской Федерации, академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования);

- «Специальное образование. Олигофренопедагогика» (Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет»);

- «Профессиональная подготовка учащихся с особыми образовательными потребностями» (Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, «Институт развития регионального образования Свердловской области»).

Основными итогами работы по повышению профессиональной квалификации были:

-выявила проблемы в своей профессиональной деятельности по организации учебно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ;

-осмыслила типологические особенности психологического развития детей с умственной недостаточностью;

-через организацию целенаправленных наблюдений выявила и оценила учебно-трудовые возможности обучающихся и осуществила на этой основе индивидуальный подход в учебно-воспитательной работе;

- изучены учебные классы с последующим делением их на подгруппы в зависимости от особенностей учебно-познавательной и практической деятельности;

- разработала программы дифференцированного подхода к каждой подгруппе обучающихся, учитывая особенности их психики, учебно-познавательной и практической деятельности.

- определила психолого-педагогические и методические основы дифференциации умственно отсталых учащихся в процессе их профессиональной подготовки с учетом типологических особенностей в труде (целевой, энергетической и исполнительной сторон трудовой деятельности);

— составила тематические и поурочные планы в соответствии с особенностями дифференцированного подхода к выделенным подгруппам;

— реализовала системно-структурный подход при анализе особенностей и возможностей усвоения когнитивного и оперативного образов трудовых действий в процессе выполнения технологических операций;

- проследила системой контроля и учета динамику усвоения учебного материала и развития учащихся;

- составила алгоритмы применения некоторых практических методов обучения по формированию самостоятельности при выполнении обучающимися несложных швейных операций (Приложение 2).

В межаттестационный период продолжила работу по формированию самостоятельности у обучающихся. Положительных результатов в деле воспитания у учащихся умения самостоятельно выполнять трудовые задания можно достичь при соблюдении следующих основных требований. Трудовое обучение не должно ограничиваться формированием у учащихся только рабочих двигательных навыков. Оно, кроме того, должно быть направлено на воспитание у учащихся умений решать умственные задачи, связанные с практическим выполнением трудовых заданий (планирование, выполнение заданий при помощи различных инструкций, образца, рисунка и т.д.). Это в свою очередь способствует коррекции умственного развития учащихся вспомогательных школ вообще.

Степень выраженности недостатков у разных детей не одинакова. Знание учителем трудового обучения положительных качеств обучающихся и учёт уровня проявления недостатков в их трудовой деятельности позволяет осуществлять индивидуальный подход, определять индивидуальную траекторию коррекции существующих недостатков (Приложение 3,4).

Критерии оценивания проявления самостоятельности

обучающихся на 2006-2007 уч. год

ФИО

Критерии самостоятельности

Итог

Умение самостоятельно составлять план своих действий

Умение давать словесный отчёт о проделанной работе

Умение работать по технологической карте

Умение контролировать свои действия

Усвоение конечной цели

Самоконтроль

Мизева Т.

2

2



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст