Аналитический отчет учителя-логопеда

Аналитический отчет за межаттестационный период.

Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования, которое учитывает социальный заказ государства и семьи на образовательные услуги, организует активное взаимодействие всех участников образовательного сообщества, направлено на формирование личности с развитым интеллектом, знанием родного языка, навыками познавательной деятельности, высоким уровнем культуры.

В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии. Поэтому вопрос комплексного подхода к коррекции речевого и психического развития является наиболее актуальным, поскольку правильная речь – это важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.

По данным мониторинга, ежегодно проводимого в сентябре, в нашем дошкольном образовательном учреждении более 80 % воспитанникам необходима помощь по коррекции речевых нарушений.

Анализ своей педагогической деятельности, опыта логопедической работы предыдущего учителя – логопеда и воспитателей позволил выявить следующие противоречия:

между ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания коррекционной логопедической помощи всем нуждающимся в условиях ДОУ;

между растущими требованиями к результату образования воспитанников и ростом количества детей с речевой патологией, приводящим к трудностям в обучении;

между необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе и отсутствием эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению, отсутствием должного уровня психолого-педагогических знаний у родителей.

На разрешение данных противоречий была направлена моя профессиональная деятельность, целями которой стали:

Поиск эффективных путей, способов коррекции развития речи ребенка, профилактики и ранней диагностики нарушений речевого развития.

Повышение уровня компетентности педагогов и родителей в способах преодоления дефектов речи.

Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы общеобразовательной школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников.

Основными задачами коррекционно-развивающей работы с детьми явились:

1.Обеспечение равных возможностей для успешного освоения основных программ начального общего образования.

2. Устранение дефектов звукопроизношения.

3. Развитие фонематических процессов.

4.Уточнение, расширение, активизация лексического запаса дошкольников с ФФНР.

5.Формирование грамматического строя речи.

6.Развитие связной речи старших дошкольников.

7.Развитие коммуникативной функции речи.

Для осуществления комплексной систематической работы разработала рабочие программы по коррекционно – развивающей работе с детьми 7-го года жизни с фонетико – фонематическим недоразвитием речи и речевому развитию детей дошкольного возраста.

Одним из основных условий успешного преодоления речевых дефектов у детей является правильно организованная предметно – развивающая среда в логопедическом кабинете. В начале своего профессионального пути и по сегодняшний день я особое внимание уделяю постоянному насыщению, организации развивающей среды в кабинете.

«Я не могу, у меня ничего не получается», — обычно именно эти слова я слышу от ребенка с нарушениями речи, приступая к занятиям с ним. Поэтому, когда ребенок в первый раз переступает порог моего кабинета, я встречаю его дружелюбно и знакомлю с комнатой, в которой мы будем неоднократно заниматься, и всем тем, что в ней находится. Заметив, что больше всего ребенку понравилось, я даю ему заинтересовавшую его вещь и, если он не возражает, подключаюсь к его игре на равных. Предметно — развивающая среда позволяет ребенку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а, значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.

При организации предметно – развивающей среды в кабинете руководствуюсь следующими принципами:

принцип научности;

природосообразности;

наглядности;

перспективной направленности;

комплексного использования предметов среды;

принцип оптимального насыщения;

соответствие плотности занятия санитарно-гигиеническим требованиям;

мобильность.

К логопедическом кабинете выделяются три зоны:

Зона индивидуальных занятий.

Оборудование: настенное зеркало, стол, два стула, дополнительное освещение рабочего уголка, необходимые пособия для индивидуальной работы.

Зона для организации подгрупповых занятий (до 6 человек).

Оборудование: столы, стулья, доска, шкаф-стенка или полки для учебно-демонстрационного и игрового оборудования.

Консультативно-методическая зона.

Оборудование: стол и несколько стульев для взрослых, а при необходимости, стеллажи.

Весь перечень материально – технического и методического оснащения представлен в паспорте логопедического кабинета.

Учебно-игровые материалы размещаю в соответствии с направлениями логопедической работы:

Развитие артикуляционной моторики.

Развитие мелкой моторики пальцев рук

Развитие дыхания.

Формирование правильного звукопроизношения.

Развитие фонематических процессов.

Развитие лексико – грамматического строя речи.

Развитие психических процессов.

Для развития артикуляционной моторики систематизировала различные картотеки для проведения артикуляционной гимнастики в картинках, в стихотворной форме. Для создания положительного эмоционального настроя при развитии органов артикуляционного аппарата использую логокуб с изображениями основных упражнений, дидактические игрушки: «Логопедический бегемотик Жу-жа», «Гонзики».

Учеными доказан тот факт, что развитие мелкой моторики пальцев рук теснейшим образом стимулирует речевое развитие. Поэтому в логопедическом кабинете я организовала уголок для развития пальчиковой моторики: игрушки со шнуровками, серпантинки, шарики Су-Джок, сухие бассейны с крупами, камешками, песком. Для того, чтобы пальчиковый тренинг с детьми проходил разнообразно, эмоционально-приятно, неутомительно и динамично, активно применяю в работе нетрадиционный материал: зубную щетку, шестигранные карандаши, грецкие орехи, сосновые шишки, прищепки, подставку под горячее, пуговицы.

Для развития речевого дыхания изготовила пособия для формирования сильной, продолжительной воздушной струи, подобрала картотеку с основными комплексами дыхательных упражнений.

Процесс коррекции звуков всегда очень длительный, поэтому необходимо постоянно заниматься поиском интересных игр, пособий по автоматизации звуков в активной речи детей. Один и тот же материал быстро надоедает ребенку и, следовательно, чтобы заинтересовать, привлечь внимание детей, активно применяю в работе яркие картинки, разнообразные пазлы, домино, дидактические игры для введения звуков в речь. Для последовательной коррекции звуков я систематизировала дидактический материал по этапам логопедической работы: на этапе постановки мне помогает картотека профилей артикуляции для зрительного контроля положения артикуляционных органов; на этапе автоматизации использую панно предметных картинок на каждый звук, который отрабатывается в разных позициях слова, составила альбомы для закрепления проблемных звуков, альбомы для дифференциации звуков, разработала дидактическое пособие «Звуковая улитка», с которым принимала участие в Международной творческой педагогической олимпиаде в номинации «Дидактическая игра в образовании дошкольников» (имею Диплом участника, 2013 год).

Для развития фонематических процессов (умения слышать отрабатываемый звук и находить его место в слове), формирования звукобуквенного анализа, обучения элементам грамоты, активно использую в работе звуковые линейки, образы-символы гласных и согласных звуков «Звуковички» из технологии Галины Ванюхиной «Речецветик», демонстрационные плакаты «Город звуков и букв», памятки «Звук и буква», «Характеристика звука», таблицы слияния слогов. Все эти пособия помогают мне познакомить дошкольников с абстрактными понятиями: «звук», «слог», «слово», «гласный» – «согласный» звук, «твёрдый – мягкий», «звонкий» – «глухой».

Для развития и коррекции лексико – грамматического строя и связной речи я использую демонстрационный материал по лексическим темам, настольные игры, различные мнемотаблицы, позволяющие с помощью наглядных моделей развивать умственные способности дошкольников.

Так как речь является психической функцией и тесно связана с развитием других психических процессов, то в логопедическом кабинете создан уголок для развития зрительного внимания, памяти, мышления – пирамидки, пазлы, игры-вкладыши.

Организация предметно-развивающей среды приобретает особую значимость в работе по профилактике речевых нарушений, поскольку образовательная деятельность детей в режимных моментах (под руководством педагога или самостоятельная) наиболее продолжительна. Предметно-развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательно-речевую деятельность всех детей группы.

В состав предметно-развивающей среды входит центр речевого развития, организуемый в группах, который представляет собой специально оборудованное пространство для индивидуальных игр и небольшими группами.

В 2013 году для обогащения предметно – развивающей среды группы, повышения уровня и качества работы воспитателей с детьми по развитию речи был проведен конкурс «Лучший речевой уголок в группе». Я являлась участником разработки положения данного конкурса, критериев оснащенности центров речевого развития. До начала проведения конкурса педагогам образовательного учреждения мной были даны методические рекомендации по организации речевого уголка.

В зависимости от результатов мониторинга речевого развития детей, проводимого ежегодно в сентябре, использую следующие формы работы с детьми:

индивидуальные занятия;

подгрупповые занятия;

групповые (фронтальные) занятия.

На индивидуальных логопедических занятиях осуществляю постановку звуков. С целью выработки самоконтроля и контроля произношения звуков другими детьми объединяю 2-3 детей с одинаковыми дефектами в подгруппы. В своей работе я активно применяю уникальную методику ускоренной постановки звуков Масловой Елены Николаевны. Данная методика используется тогда, когда у ребенка выявляется дефектное произношение нескольких групп звуков. Она заключается в коррекции нескольких групп звуков одновременно, а не поочередно, как это описано в традиционной логопедии. Данная методика помогает мне сократить по возможности сроки коррекционной работы с одним ребенком, охватить как можно больше детей, нуждающихся в помощи учителя – логопеда.

Для проведения групповых занятий с детьми я разработала конспекты фронтальных логопедических занятий по обучению грамоте для подготовительной группы в соответствии с «Программой логопедической работы по преодолению фонетико – фонематического недоразвития у детей» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной. Занятия составлялись постепенно, учитывая трудности детей и особенности речевого развития с постепенным усложнением речевого материала, использовались задания для развития лексико-грамматического строя речи, связной речи, развития внимания, штриховки для развития пальчиковой моторики.

Результатом систематической работы стала стабильная положительная динамика речевого развития воспитанников. Из данных на графике можно проследить эффективность выбранной модели коррекционно – логопедической работы за два учебных года. В 2008 – 2009 учебном году выпущены с чистой речью из подготовительной группы 74 % воспитанников, у 26 % — остались 1 – 2 дефектных звука на стадии автоматизации. В 2012 – 2013 учебном году 77 % детей выпущены с чистой речью, у 23 % детей – наблюдались 1-2 дефектных звука.

В достижении положительной динамики речевого развития детей, несомненно, большую роль играет сотрудничество с родителями. Привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта ускоряет успехи ребенка и способствует совместному общению. В работе я использую разнообразные формы взаимодействия с родителями:

родительские собрания;

просмотр индивидуальных занятий;

индивидуальное консультирование по интересующим вопросам;

индивидуальные практикумы;

семинары-практикумы;

информационный стенд;

тетрадь для домашних заданий.

Для просвещения родителей в области речевого развития детей на информационном стенде «Логопед и я» регулярно представляю консультации по разнообразным вопросам. Для взаимного сотрудничества с родителями воспитанников детского сада разработала циклограмму совместной работы по становлению речи детей дошкольного возраста. Воспитатели стараются планировать свои родительские собрания в соответствии с данной циклограммой.

На родительских собраниях рассказываю о закономерностях развития речи в каждой возрастной группе; провожу практикумы по выполнению артикуляционной, пальчиковой гимнастик в домашних условиях; разъясняю и показываю, в чем же состоит логопедическая работа; подчеркиваю полезность разумных требований в ребенку, необходимость закрепления достигнутого в детском саду, для чего разработала тетрадь для домашних логопедических занятий.

Для достижения результатов логопедической работы приглашаю родителей на индивидуальные занятия, индивидуальные консультации, где также обучаю родителей совместно с ребенком основным приемам работы, рекомендую, при необходимости, обратиться за консультацией к другим специалистам. Также на официальном сайте образовательного учреждения периодически предлагаю рекомендации для родителей по развитию речи (памятки, игры, консультации). Для пропаганды знаний по проблемам речевого развития опубликовала три статьи в газете «Тавдинская правда»: «Ребенок и правильная речь» (от 23 апреля 2009 г), «Наша речь – в наших руках» (от 17 сентября 2009 г), «Вместе работать всегда лучше» (от 9 марта 2013 г).

Участвуя в образовательном процессе, родители постепенно становятся более активными, начинают ответственнее относиться к выполнению детьми домашних заданий. Только тесный контакт в работе учителя-логопеда и родителей может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению.

Осуществляю сотрудничество с педагогами детского сада, выступаю на педагогических советах, семинарах, повышая, таким образом, компетентность педагогов в вопросах обучения и воспитания детей с нарушением речи.

В 2010 году для педагогов детского сада провела мастер – класс по применению нетрадиционных игровых приемов для развития мелкой моторики пальцев рук. В 2013 году в «Школе молодого педагога» провела практическую консультацию «Методика проведения артикуляционной гимнастики». В 2012 году в рамках ежегодного семинара-практикума по развитию связной речи делилась опытом своей работы с педагогами дошкольного учреждения по применению информационно – коммуникационных технологий на логопедических занятиях. В 2013 году для педагогов провела мастер – класс по использованию игр с мячом в работе по формированию лексико – грамматической стороны речи, познакомила с развивающими технологиями в логопедической работе. Всегда стараюсь представить современные интересные пособия для работы с детьми, имею положительные отзывы педагогов о проведенных открытых мероприятиях.

К практику работы педагогов детского сада разработала и внедрила технологию развития артикуляционной моторики, систематизировала комплексы артикуляционной гимнастики для всех возрастных групп. Большинство воспитателей заинтересованы в результатах своей педагогической работы с детьми и проводят артикуляционную гимнастику ежедневно с целью профилактики возникновения речевых нарушений. Исходя из опыта работы по данному направлению, становится очевидным тот факт, что, когда ребенок только начинает посещать индивидуальные логопедические занятия, то процесс постановки звуков значительно сокращается, так как моторные функции органов артикуляционного аппарата развиты на достаточно хорошем уровне. Систематическое проведение артикуляционной гимнастики в группах имеет очень большое значение, поскольку сокращает время коррекционной работы с одним ребенком, и, следовательно, позволяет оказать логопедическую помощь большему количеству воспитанников.

Для организации коррекционно – развивающей индивидуальной работы в ходе режимных моментов разработала тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателями групп, провожу индивидуальные консультации, беседы по работе с детьми.

Я владею компьютерными и мультимедийными технологиями, активно применяю их в образовательном процессе: презентации, обучающие и развивающие компьютерные программы: «Игры для Тигры», «Домашний логопед», «Развитие речи. Учимся говорить правильно», которые индивидуализируют деятельность ребенка. Для мобильности и удобства в работе я создала медиатеку, где систематизировала весь имеющийся электронный материал.

В 2012 году в социальной сети работников образования создала свой персональный сайт (имею сертификат), где размещаю материалы из собственного теоретического и практического опыта (имею 2 свидетельства о публикации) «Пальчиковый игротренинг: нетрадиционные игровые приемы» (свидетельство о публикации, 2012 г), «Биоэнергопластика» (свидетельство о публикации, 2013 г), игры для развития речи детей, развитие речи в норме.

Для представления опыта своей работы активно посещаю городское методическое объединение учителей – логопедов. В 2013 году принимала участие в семинаре – практикуме «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ», на котором провела с воспитателями и учителями – логопедами города мастер – класс на тему: «Биоэнергопластика как нетрадиционный способ развития мелкой моторики пальцев рук» (имею сертификат участника). В 2013 году на образовательном проекте Maaam.ru опубликовала конструкт интегрированного логопедического занятия для подготовительной группы (с учетом ФГТ) «Звук [с] и буква «С» (имею свидетельство о публикации).

Для повышения профессионального уровня, личностного роста участвую в конкурсах различного уровня. В 2013 году участвовала во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Мой лучший урок» (диплом победителя), муниципальном конкурсе «Методические россыпи — 2013» (диплом победителя), в городском творческом конкурсе «В ожидании чуда» (диплом за 2 место). В 2013 году принимала участие в Международной научно – практической конференции «Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи» (имею публикацию статьи в материалах конференции, сертификат участника).

Имею благодарность от руководителя образовательного учреждения за профессионализм и компетентность (2013 году), благодарственное письмо от руководителя ГМО учителей – логопедов за взаимное сотрудничество (2013 год).

В 2013 году прошла курсы повышения квалификации по образовательной программе «Проектирование деятельности педагога дошкольного образования в соответствие с Федеральными государственными требованиями» (72 часа, ГБОУ ДПО СО «ИРО»).

На сегодняшний день противоречия не решены, поэтому я ставлю следующие задачи на перспективу:

Совершенствование своей педагогической системы.

Для повышения уровня квалификации активно участвовать в конкурном движении различного уровня.

Поиск новых форм сотрудничества с родителями воспитанников.