Аналитические материалы по использованию логопедических технологий и методик в работе

Аналитические материалы

по использованию логопедических технологий и методик в работе

учителя-логопеда Ржевской С.И.

Технология формирования первичных произносительных умений у умственно-отсталых детей с СНР I уровня, имеющими нарушения речи по типу моторной алалии

В последние годы в школу поступает значительное количество безречевых детей. Так, в 2009/10 учебном году в 1 класс было принято 6 обучающихся, из них 3 ребёнка (50%) с СНР I уровня. В 2010/11 учебном году в 1 класс было принято 13 обучающихся, из них 6 детей (46%) имели СНР I уровня. В текущем 2011/12 учебном году в 1 класс было принято 8 обучающихся, из них 4 детей (50%) с СНР I уровня. У некоторых обучающихся при поступлении в школу отсутствовали даже звуки.

Особенно большие трудности по формированию речи вызывает часть обучающихся, имеющих нарушения по типу моторной алалии.

В связи с тем, что на сегодняшний день недостаточно разработана система работы с умственно отсталыми безречевыми детьми, имеющими нарушения по типу моторной алалии, мной была разработана и применяется на практике программа коррекционно-развивающих логопедических занятий по формированию первичных произносительных умений и навыков – школа речевого общения «Говорим, общаемся, развиваемся» для обучающихся специальных (коррекционных) школ VIII вида с системным недоразвитием речи I уровня.

В основу данной программы положена логопедическая технология формирования, развития и коррекции речи у детей с моторной алалией.

Актуальность данной программы заключается в значительном увеличении среди обучающихся специальных (коррекционных) школ VIII вида количества детей с речевыми нарушениями и утяжелением речевого дефекта.

Основной целью программы «Говорим, общаемся, развиваемся» является формирование первичных произносительных умений у умственно отсталых детей с СНР I уровня. Программа реализует целый ряд задач, таких как: развитие мотивации речевого общения, слухового внимания и фонематического слуха, артикуляционной моторики, формирование умения понимать обращённую речь, обучение звукоподражанию, расширение словаря, формирование первоначальных произносительных умений и навыков, ознакомление с предметами из окружающей жизни.

Основой организации и содержания программы является побуждение детей к речевому общению, наполнение программы конкретным содержанием, играми и упражнениями и, как результат, формирование активной речевой коммуникации и возникновение речи, как таковой.

Основные методы, направленные на реализацию этой идеи – игровые. Активизация речи детей требует наглядности и должна быть тесно связана с практической ситуацией. Всего этого можно добиться в игре. Специально подобранные игры способствуют развитию у детей артикуляционной моторики, слухового внимания и фонематического слуха, подражательности речи и движениям логопеда, пополнению и активизации словаря, формированию первоначальных произносительных умений и навыков.

Помимо названных выше методов в программе используются и традиционные методы – это беседа, рассказ, объяснение. Необходимо применять средства наглядности и ИКТ.

Основной формой организации учебной работы по данной технологии является индивидуальное и подгрупповое занятие.

Занятия проводятся 2-3 раза в неделю.

Программа «Говорим, общаемся, развиваемся» предполагает четыре этапа работы с обучающимися: подготовительный, этап работы на уровне звука, этап работы на уровне слога и этап работы на уровне слова, предложения и текста.

Подготовительный этап включает работу по развитию импрессивной речи, артикуляционной моторики, фонематического слуховосприятия и др.

Этап работы на уровне звука включает формирование артикуляции звуков, формирование умения узнавать звук на фоне ряда звуков, слогов, на фоне слова.

Этап работы на уровне слога предполагает формирование первичных произносительных умений, умения произносить звукоподражания, слоги.

Четвёртый, заключительный этап, направлен на формирование умения произносить слова, простые фразы и короткие тексты.

Программа включает:

пояснительную записку;

учебно-тематический план, представленный следующими разделами: «№ п/п», «Тема», «Содержание», «Логоигры и упражнения», «Часы»;

основные умения, которыми должны овладеть обучающиеся в результате прохождения программы;

список литературы по теме;

наименования и описания ряда логопедических игр, предлагаемых в программе для коррекции речи детей.

Технология моделирования и проигрывания сказок на индивидуальных логопедических занятиях (автор Т.А. Ткаченко).

В 2011/12 учебном году мной была выбрана тема повышения профессионального мастерства «Моделирование и проигрывание сказок на индивидуальных логопедических занятиях, как средство развития и коррекции речи у детей с СНР I уровня».

Технология Т.А. Ткаченко «Моделирование и проигрывание сказок на индивидуальных логопедических занятиях, как средство развития и коррекции речи у детей с СНР I уровня» позволяет развивать мотивацию вербального общения, формировать первичные произносительные умения и навыки, совершенствовать слоговую структуру слов, автоматизировать вызванные звуки речи, пополнять, уточнять и активизировать словарный запас и структуру предложений, совершенствовать связные высказывания.

При работе по данному методу, на первом занятии логопед на столе с помощью игрушек моделирует сказку (рассказ), а затем ребёнок проговаривает её сопряжённо с учителем. На втором занятии сначала, моделируемая с помощью игрушек на столе сказка, проговаривается сопряжено, а затем отражённо. И, наконец, на третьем занятии сказка проговаривается детьми сначала отражённо, а затем самостоятельно. В зависимости от степени нарушений речи сказка может проговариваться как полностью, так и частично. Кроме того, по мере возрастания речевой активности обучающегося и появления у него средств общения, моделируемая на столе сказка может изменяться и дополняться, как педагогом, так и ребёнком.

По технологии Т.А. Ткаченко мной составлен план самообразования (прилагается).

Банк инноваций школы пополнен листом инноваций по используемой технологии (прилагается).

Собрана коллекция игрушек для моделирования и проигрывания сказок (хранится в кабинете).

Разработаны сюжеты сказок в соответствии с уровнем интеллекта и речевыми возможностями умственно отсталых детей (прилагаются).

Работа по технологии Т.А. Ткаченко «Моделирование и проигрывание сказок на индивидуальных логопедических занятиях» осуществляется одновременно и параллельно с работой по программе«Говорим, общаемся, развиваемся», что позволяет добиваться более высоких результатов в работе с безречевыми детьми.

Некоторые результаты работы по используемым технологиям

В 2010/11 учебном году в 1 класс поступила Плотникова Люба. У девочки СНР I уровня, наблюдалось практически полное отсутствие звуков, невозможность повторить даже простой слог, как отражённо, так и сопряжено с вновь поставленными звуками.

В первый год обучения были поставлены почти все звуки, кроме звука [л], который сегодня поставлен межзубно и звука [р], который вызван в сочетании со звуками [т], [д]; Люба начала повторять сопряжено и отражённо слоги и одно- и двусложные слова без стечения согласных.

К середине второго года обучения сопряжено и отражённо повторяет слова сложной звукослоговой структуры, короткие предложения, выучила и повторяет чистоговорки и короткие стишки, состоящие из простых по структуре слов.