Аналитическая справка учителя русского языка и литературы для аттестации на высшую кат

Аналитическая справка о работе Талановой Н.В., учителя русского языка и литературы МОУ «Гимназия №1» г. Балаково Саратовской области.

1. Использование педагогом в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик

МОУ – гимназия №1 г. Балаково Саратовской области основано на базе сш№17 в 1993 г. как первое в городе профильное общеобразовательное учреждение. Одним из педагогов, стоящих у истоков гуманитарного профиля, является Таланова Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы.

Результативность выполнения программных задач по реализации учащимися действующих требований государственного образовательного стандарта зависит от каждого педагога, в том числе и от Талановой Натальи Викторовны, которая является учителем русского языка и литературы гимназии №1 с 1990 г.

Наталья Викторовна повышает эффективность обучения через учебно-исследовательскую деятельность гимназистов, что является инновационной педагогической технологией.

Для реализации учебно-исследовательской технологии необходимы следующие условия: комбинация элементов традиционных методик с инновационными подходами, проблематизация учебного материала, акцент на практической значимости материала.

Педагогическая деятельность Талановой Натальи Викторовны включает следующие компоненты:

входящий контроль, диагностика уровня обученности и выбор перспектив развития;

планирование учебно-исследовательской деятельности на основе «зоны ближайшего развития»;

создание условий для исследования через систему уроков;

дифференциация и индивидуализация домашних заданий;

выстраивание индивидуальной образовательной траектории (учащихся и учителя);

внеурочная индивидуальная работа с учащимися по написанию творческих и исследовательских работ, подготовка к олимпиадам, конкурсам, фестивалям и научно-практическим конференциям;

самооценка и анализ эффективности работы, перспективное планирование на основе данных о результативности.

Таланова Наталья Викторовна уверена, что учебно-исследовательская технология позволяет формировать у учеников творческий потенциал, целеустремлённость, мобильность, коммуникабельность, конкурентоспособность.

Работа на основе учебно-исследовательской технологии позволяет сделать выводы и подвести итоги учебно-воспитательной деятельности учителя русского языка и литературы Талановой Натальи Викторовны по определённым критериям.

Использование современных образовательных технологий в процессе обучения русскому языку и литературе.

Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. Таланова Наталья Викторовна использует различные технологии полностью или отдельные их приёмы.

Образовательные технологии и их результативность.

Технология

Результат использования

Учебно-исследовательская технология

Развитие исследовательских навыков в процессе обучения на уроке и во внеурочное время. Презентация результатов в виде реферата, исследовательской и творческой работы. Участие в олимпиадах и конкурсах. Развитие навыков публичного выступления.

Технология игрового обучения

Активизация деятельности учащихся. Увеличение накопляемости оценок. Отработка коммуникативного аспекта.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо

Происходит обучение обобщённым знаниям, умениям, навыкам и способам мышления. Появляется возможность объединения отдельных дисциплин. Создаются условия для вариативности и дифференциации обучения. Формируется направленность на самореализацию, вырабатывается собственная индивидуальная технология обучения.

Обучение в сотрудничестве

Развитие коммуникативных навыков, взаимоответственности, способности обучаться в силу собственных возможностей при поддержке товарищей.

Дебаты

Сознательно стимулируют творческую, поисковую деятельность, тщательную проработку изучаемого материала. Развивают навыки, необходимые для общения. Вырабатывают критическое мышление.

Концентрированное обучение

Позволяет победить хроническую нехватку времени, делает образовательный процесс более интенсивным. Активизирует познавательные интересы, способствуя формированию личности.

Интегрированные уроки

Помогают преодолеть недостатки предметного обучения и способствуют формированию у учащихся целостной картины мира.

Информационно-коммуникативные технологии

Разработка учащимися обучающих презентаций. Запрос на расширение доступа к ИНТЕРНЕТ. Использование электронных версий тестов по русскому языку.

Лекционно-семинарско-зачетная система, тестирование

Помогает адаптироваться в дальнейшем в вузах. Предусматривает формирование общеучебных умений и навыков.

Здоровьесберегающие технологии и методики

Решают проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся при организации учебного процесса.

Наталья Викторовна, планируя применение образовательных технологий, исходит из того, что каждый гимназист на протяжении периода обучения должен поработать во всех педагогических технологиях. При этом учитываются:

- возрастные особенности учащихся;

- преемственность технологий;

- особенности классных групп в параллелях;

- возрастание доли самостоятельности учащихся;

- профиль класса.

В рамках перехода к профильной школе Таланова Н.В. пристально следит за новыми линиями учебно-методических комплексов. С 2004 года в преподавании русского языка и литературы чётко выдержан принцип деления на базовое и профильное содержание образования.

Профильное обучение позволяет за счёт изменения в структуре содержания и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности, способности обучающихся, создавать условия образования гимназистов в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

В течение последних пяти лет Таланова Н.В. выпустила три класса социально-гуманитарной направленности (2006, 2008, 2010 годы) с достаточно высокими показателями по ЕГЭ. С 2006 года преподаёт в 8 классах предпрофильной подготовки (2006год-8в, 2011 год — новый 8 класс). В профильных классах Натальей Викторовной успешно велись элективные курсы: «Из истории русского алфавита»-8класс, «Деловая речь»- 9 класс, «Практическая стилистика», «Эссе как жанр литературного произведения и вид творческой работы». «Современный отечественный литературный процесс»- 10,11 классы. (Приложение 1.1)

С целью повышения компьютерной грамотности и более широкого внедрения информационных компьютерных технологий в учебно-воспитательный процесс, Наталья Викторовна прошла дополнительную профессиональную подготовку по программе Intel «Обучение для Будущего». Информационно-коммуникативные технологии активно применяются в учебно-воспитательном процессе. (Приложение 1.2)

Учитель в системе занимается самообразованием, работает над темой «Формирование творческого потенциала, развитие познавательной активности и самопознания личности ученика через учебно-исследовательскую деятельность», взяв за основу личностно-ориентированные педагогические технологии.

При организации образовательного процесса Талановой Н.В. решается проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся благодаря активному использованию здоровьесберегающих технологий, методик и приёмов.

( Приложение 1.3)

Учащиеся Талановой Н.В. показывают высокие результаты на ГИА, в олимпиадах и разного рода конкурсах благодаря тому, что учитель в своей работе учитывает индивидуальные особенности своих подопечных.

1.2. Использование ИКТ в образовательном процессе

Использование компьютера в педагогической деятельности позволяет повысить степень наглядности при изложении учебного материала, при наличии обратной связи осуществлять коррекцию ошибок при выполнении проверочных или практических работ, его возможности способствуют систематизации, структуризации учебного материала, моделированию учебного процесса и т.д. Современный урок ценен не столько получаемой на нем информацией, сколько обучением в ходе его приёмам работы с информацией: добывания, систематизации, обмена, эстетического оформления результатов. Компьютер является средством самоконтроля, тренажа знаний, презентации результатов собственной деятельности.

Уроки русского языка и литературы с компьютерной поддержкой являются наиболее интересным и важным показателем внедрения ИКТ в учебный процесс. Талановой Н.В. на уроках применяются следующие приёмы применения компьютерных технологий:

1. Компьютерные тесты, предназначенные для контроля за уровнем усвоения знаний учащихся.

2. Медиатексты в электронном формате (поэтич. текст, прозаич. эпизод-анализ…)

3.Создание слайдов с текстовым изображением. Ученики, используя словари, энциклопедии, представленные на дисках, создают слайды по следующим разделам:

- словарно-орфографическая работа;

- работа с литературной статьей;

-обзор творчества поэта, писателя;

- изучение любого раздела языка и т.д.

4. Использование учителем при объяснении учебного материала новейшей информации, заимствованной из сети ИНТЕРНЕТ.

5. Интернет-олимпиады.

6. Выполнение творческих и научно-исследовательских работ на персональном компьютере с возможностью проверки этих работ учителем и для дальнейшего использования данного материала в учебном процессе.

7. Компьютерная демонстрация мультимедийного урока или отдельной его части.

8. Защита реферата в виде презентации…

С 2010-2011 учебного года Наталья Викторовна работает в «Центре дистанционного обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья».

Кабинет Талановой Н.В. оснащён современным техническим оборудованием, которое активно применяется на уроках. В нём собран богатейший методический и дидактический материал по курсам русского языка, литературы, МХК, зарубежной литературы. В кабинете имеется уникальная текстотека, видеотека по истории языка, литературы, разнообразный электронный обучающий материал.

Формы использования Талановой Н.В. ДОТ

1.

Дистанционное обучение на КПК. Организация учебно-исследовательской работы по русскому языку.

2.

Дистанционное обучение на КПК. Организация дистанционного обучения детей- инвалидов.

3.

Дистанционное обучение на КПК. Дополнительная профессиональная программа с использованием дистанционных образовательных технологий «Трудные вопросы грамматики»

4.

Работа в «Центре дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья».

5.

Создание персонального сайта.

6.

Наличие электронного портфолио.

7.

Персональная страница в сетевом образовательном сообществе.

8.

Наличие персональных страниц в сетевых образовательных сообществах.

9.

Создание и публикация ЦОР.

10.

Работа в Региональном Ресурсном центре непрерывного образования.

11.

Проведение дистанционного мастер-класса « Система работы ОУ по сохранению здоровья участников образовательного процесса» .

12.

Участие в ярмарке методических идей. Применение информационных технологий на итоговой аттестации выпускников по литературе.

13.

Победа в межрегиональном сетевом проекте «Коллекция мультимедийных презентаций к урокам литературы»

14.

Победа ученика 6 Б класса Маллаева Артура во Всероссийской интернет-олимпиаде «Экспресс» по русскому языку.

15.

Победы (2и3 места) учениц 6 класса Б Роговой Е. и Вислобоковой Е. в Интернет-олимпиаде по филологии . МГУ.

16.

Применение ЦОР на уроках русского языка и литературы.

(Приложение1.2)

1.3. Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, методик и приемов оздоровления детей, рекомендованных на федеральном или региональном уровне.

Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье. Таланова Наталья Викторовна использует следующие здоровьесберегающие технологии:

1. Технология деятельности на уроке. Рациональная организация урока (по Н.К. Смирнову) включает в себя разнообразные виды деятельности, частоту их чередования, плотность не менее 60%,смену позы, физкультминутки, эмоциональные разрядки.

2. Технология по снятию утомления зрения «зрительная гимнастика» (автор Бэйтс), тренажер (по методике В.Ф. Базарного) Цель технологии — снятие зрительного напряжения и утомления глазных мышц,

3. Технология по профилактике нарушений опорнодвигательной системы (рекомендованную министерством здравоохранения Саратовской области) Цель технологии- снятие утомления мышц, профилактика сколиозов, профилактика правильной осанки.

4. Тематика, направленная на формирование навыков здорового образа жизни. На уроках русского языка используются тексты (для лингвистического анализа, в качестве контрольных, самостоятельных работ), пропагандирующие разные виды спорта, олимпийское движение, здоровый образ жизни и т.п.

5. Технологии, направленные на уменьшение эмоционального напряжения и улучшения деятельности ЦНС (релаксация, игра, воздействие цветовых гамм, использование музыки, ситуации «новизны, удивления, успеха»).

Как показывает практика, применение в процессе обучения здоровьесберегающих технологий привело к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в классных коллективах, в которых преподаёт Таланова Н.В. (Приложение 1.3)

1.4 Организация педагогической деятельности с учётом индивидуальных особенностей учащихся.

В рамках кружковой работы, неаудиторной занятости большое внимание педагог уделяет детям, которые одарены чувством слова, любят читать, «копаться» в языковом материале. Здесь очень активно применяются технологии проектного и проблемного обучения и методика обучения в малых группах. Таланова Н.В. проводит индивидуальные занятия с детьми- инвалидами, учащимися 7 класса, работая в Центре дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. С учащимися __ФИО_______(в целях обеспечения прав на образование и в связи с продолжением лечения) Наталья Викторовна занималась индивидуально (на дому). (Приложение 1.4)

2.Эффективность применения современных образовательных технологий и методик.

2.1 Позитивная динамика учебных достижений обучающихся

Таланова Наталья Викторовна, являясь ведущим учителем русского языка и литературы, одной из первых начала работать в классах гуманитарного (социально – гуманитарного) профиля. В течение последних пяти лет она выпустила три профильных класса (2006, 2008, 2010 годы). Один из важнейших показателей учителя-предметника – это успеваемость учащихся. Все эти годы у Талановой Н.В. не было ни одного неуспевающего, неизменно высок процент качества обученности, он составляет в среднем 80,4%. Из 220 учащихся последних трёх лет 161 по результатам годового контроля имеют оценки «4» и «5», что составляет 73,1 %. 34 ученика улучшили свой результат. (Приложение 2.1)

Нетрадиционной формой промежуточной аттестации в гимназии №1 является сессия для учащихся 7-11 классов, которая проводится два раза в год. Каждую четверть проводятся контрольные срезы по линии администрации. Классы Натальи Викторовны практически всегда показывают достаточно высокий уровень знаний, умений и навыков (в среднем от 70% до 89%) (Приложение 2.2)и (Приложение 3.4)

2.2. Высокие достижения обучающихся по данным внешних аттестаций различного типа

Внешней аттестации за отчётный период (кроме ЕГЭ и ГИА) учащиеся Талановой Н.В. подвергались лишь один раз: в 2010 году проводился мониторинг качества знаний в 10 классе социально-гуманитарного профиля. Результат достаточно высокий – 73 %. (Приложение 2.2)

2.3. Достижения обучающихся во Всероссийских и Международных предметных олимпиадах

Урок – это лишь одна из составляющих педагогической деятельности и школьных достижений Талановой Н.В. Всё это время она ведёт большую внеурочную работу по русскому языку и литературе. В 5-6,7 классах она ведёт кружки «За страницами школьного учебника» и «Занимательный русский язык», прививая устойчивый интерес к предмету. В 8 классе гуманитарной предпрофильной подготовки Талановой Н.В. ведется элективный курс « История русского языка».

В 9 классах в рамках неаудиторной занятости ведётся курс «Решение лингвистических задач», который помогает гимназистам в подготовке к олимпиадам, приучают к исследовательской деятельности. Кроме того в 9 классе учитель ведёт элективные курсы, способствующие формированию и развитию коммуникативного потенциала учащихся. Это курсы «Лексические и синтаксические средства художественной изобразительности», « Жанры деловой речи», «Жанры школьных сочинений», «Теория и практика анализа художественного текста».

«История литературы», «Тема странствий в лирике серебряного века», «Современный отечественный литературный процесс» — такие элективные курсы по литературе ведутся Натальей Викторовной в 9-11 классах.

Показатели результативности внеурочной деятельности за последние годы очень внушительны, чётко прослеживается динамика роста результатов, что особенно заметно по итогам предметных олимпиад (интернет-олимпиад) как на муниципальном уровне, так и на региональном и федеральном уровне. (Приложение 2.3)

Список победителей и призёров олимпиад, учеников Талановой Н.В.

2.4 Достижения обучающихся в олимпиадах, конкурсах исследовательских работ, научно-практических конференциях.

Ученики Талановой Н.В. принимают участие муниципальных и региональных конкурсах и конференциях. Творческие работы учеников отличаются оригинальностью и самостоятельностью, поэтому по достоинству оцениваются экспертами и жюри. (Приложение 2.4)

Учащиеся Талановой Н.В., победители и призёры конкурсов, конференций, олимпиад.(Список)

2.5. Организация педагогом внеурочной социально-значимой деятельности

В Балакове ежегодно поводятся городские литературные праздники, победителями которых всегда становятся наши гимназисты, в том числе и ученики Талановой Н.В.(см Приложение 2.4)

Являясь руководителем ШМО учителей-словесников, Наталья Викторовна ежегодно организовывает и совместно с коллегами проводит Недели русского языка и литературы в гимназии. Они все проходят достаточно интересно, но самой яркой была Неделя русского языка, проведённая в в рамках Года русского языка в России.

Как социально-значимые проекты можно определить следующие мероприятия, проводимые Талановой Н.В.:

Ведение литературно-этнографического курса « Культура народов Поволжья».5 класс, 2008-2009 уч.год.

Проведение уроков, посвящённых литературному краеведению на базе Центральной библиотеки. Ежегодно.

Проведение уроков, посвящённых юбилеям российских поэтов и писателей на базе Центральной библиотеки..Ежегодно.

Ведение кружка «Занимательный русский язык».5 класс, 2008-2009 уч.год

Участие в интернет- проекте «Источник знаний».2010-2011 годы

Привлечение учащихся к участию в сетевом проекте по созданию межрегиональной коллекции презентаций к урокам русского языка и литературы. 2009 год. Бочарова Елизавета.

Проведение гимназического конкурса проектов «Этот удивительный термин».6 Б класс, 2010-2011 уч.год.

Участие в сетевом метапредметном конкурсе презентаций «Этот удивительный термин».2010-2011 уч. год. 6б, 7а кл.

Ведение неаудиторной занятости учащихся 10-11 класса по подготовке к олимпиадам.2008-2009,2009-2010 уч.годы

Участие в межрегиональной викторине «В поход за фразеологизмами».2011 год 6 б класс

Участие в сетевом проекте, посвящённом книгам-юбилярам.2011 год (Приложение 2.5)

3.1. Доля обучающихся, имеющих результаты ЕГЭ выше среднего по региону (от общего числа выпускников 11 классов).

Шесть выпускных классов Талановой Н.В. проходили независимую экспертизу через ЕГЭ по русскому языку и один – по литературе. И все они неизменно показывали высокий уровень подготовки.

Результаты ЕГЭ по русскому языку и литературы учащихся Талановой Н.В.

(в сравнении с результатами по региону)

Русский язык

№ п/п

Год

Класс

Количество учащихся

Средний балл класса

Средний балл по региону

1.

2006

11 «В»

22

69,6

52,5

2.

2008

11 «А», 11 «Б», 11 «В»

72

76,7

56,2

3.

2009

11 «Б»

26

70,98

56,4

4.

2010

11 «А»

28

71,4

58

Доля обучающихся Талановой Н.В. , имеющих результаты ЕГЭ по русскому языку выше среднего по региону

2006 год

95,4%

2008 год

95,8%

2009 год

100%

2010 год

96,4%

Литература

№п/п

Год

Класс

Количество учащихся

Средний балл класса

Средний балл по региону

1.

2010



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст