Аналитическая справка по результатам исследования Изучение представлений о толерантност

Аналитическая справка по результатам исследования

«Изучение представлений о толерантности».

В настоящее время проблема толерантности приобретает всё большую актуальность.

Цель исследования – изучить представления о толерантности воспитанников.

Методика исследования: Анкета «Изучение представлений о толерантности»

(Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова)

В исследовании приняли участие 27 обучающихся 5-8 классов.

Анализируя полученные результаты ответов респондентов по анкете «Изучение представлений о толерантности», можно выделить следующее:

Варианты ответов на вопрос

«Что означает для тебя понятие «толерантность»

Количество выборов (в %)

Классы

5

6

7

8

«проявление уважения к любому человеку, независимо от своего отношения к нему»

85%

100%

66%

77%

«умение вести равноправный диалог»

42%

25%

0%

67%

«готовность пойти на компромисс»

28%

25%

33%

77%

На 1-м месте в большинстве своем респонденты воспринимают понятие «толерантность» как «проявление уважения к любому человеку, независимо от своего отношения к нему»

На 2-е место по значимости большинство обучающихся поставили «готовность пойти на компромисс»

На 3-м месте в рейтинге определение толерантности как «умение вести равноправный диалог»

Среди ответов на вопрос – «Какие черты свойственны толерантному человеку?» наиболее значимыми оказались, по мнению участников опроса, следующие качества:

- терпеливость ;

- доброжелательность ;

- доверие ;

Варианты ответов на вопрос

«Какие черты свойственны толерантному человеку?»

Количество выборов (в %)

Классы

5

6

7

8

Терпеливость

100%

87%

33%

77%

Доверие

71%

50%

33%

22%

Доброжелательность

71%

75%

33%

22%

По мнению участников опроса, наиболее несовместимыми с толерантностью являются:

- раздражительность;

- агрессивность

- хамство

Варианты ответов на вопрос

«Какие черты несовместимы с толерантностью?»

Количество выборов (в %)

Классы

5

6

7

8

Раздражительность

85%

50%

33%

66%

Хамство

42%

50%

33%

77%

Агрессивность

71%

87%

100%

77%

Труднее всего быть толерантными для обучающихся в следующих ситуациях:

- Когда тебя обзывают

- Если тебя предали

- Если сталкиваешься с несправедливостью по отношению к тебе и близким

Варианты ответов на вопрос

«В какой ситуации для тебя труднее всего оставаться толерантным?»

Количество выборов (в %)

Классы

5

6

7

8

Если тебя предали

57%

25%

66%

66%

Когда тебя обзывают

71%

62%

66%

66%

Если сталкиваешься с несправедливостью по отношению к тебе и близким

28%

75%

33%

66%

Из представленных результатов видно, что большинство подростков не допускают нарушения личностных границ. Кроме названных выше, большой процент участников опроса называют ситуацию «когда тебя обзывают». Это объясняется тем, что для этого возраста характерно обостренное чувство справедливости по отношению к себе.

Легче всего учащимся проявлять толерантность:

- в семье

- в группе друзей

- в общении с учителем

Варианты ответов на вопрос

«Где тебе легче всего быть толерантным?»

Количество выборов (в %)

Классы

5

6

7

8

В группе друзей

71%

62%

66%

55%

В общении с учителями

57%

87%

33%

33%

В семье

85%

100%

66%

77%

Анализ результатов исследования позволяет сделать следующие выводы:

Понятие «толерантность» понимается обучающимися в большинстве, как «уважение к другому человеку».

Лидирующими качествами, свойственными толерантному человеку, по мнению обучающихся, являются: терпеливость, доброжелательность, доверие.

Среди негативных качеств доминируют прежде всего те, которые связаны с неспособностью управлять своими непосредственными эмоциями – «хамство», «агрессия», «раздражительность».

Наиболее болезненными ситуациями, затрудняющими толерантное поведение, оказались ситуации, связанные с предательством и несправедливостью.

Большинство обучающихся, как показывают результаты исследования, имеют средний уровень представления о толерантности. Такие результаты показывают, что для обучающихся характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт.

Педагог-психолог Малютина Ю.В.