Аналитическая справка по итогам реализации процесса опережающего введения ФГОС основног

Аналитическая справка

по итогам реализации процесса опережающего введения ФГОС основного общего образования пилотной площадки МБОУ «Хандагайтинской СОШ Овюрского кожууна»

в 2012-2013 учебном году

Одним из направлений реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является введение новых образовательных стандартов. Согласно Приказу Министерства образования науки РФ от «17» декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие ФГОС ООО». Приказа Министерства образовании и науки Республики Тыва от 4 мая 2012 года № 806/д «О введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с 2012/2013 учебного года». С 1 сентября 2012 года в МБОУ Хандагайтинской СОШ и в других «пилотных» школах республики в 5-х классах была начата работа по введению Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО). Работа потребовала серьёзных изменений на основной ступени общего образования, в организации школьной жизни, в деятельности всего педагогического коллектива.

 Цель: создание условий для введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в образовательную практику школы.

Задачи:

Подготовить нормативно – правовую базу и программно-методическое обеспечение введения ФГОС ООО.

Информировать педагогических работников школы о нормативной базе для введения ФГОС ООО, организовать повышение квалификации администрации школы, учителей-предметников.

Проанализировать имеющиеся в школе ресурсы (кадровые, психолого-педагогические, финансовые, материально-технические, информационно–методические).

Изучить и проанализировать имеющийся опыт работы начальной школы  по внедрению ФГОС.

В течение 2011-2012 учебного года МБОУ «Хандагайтинской СОШ» работала согласно разработанного плана мероприятий по следующим направлениям:

-создание нормативного обеспечения введения ФГОС ООО;

-создание финансово-экономического обеспечения введения ФГОС ООО;

-создание организационного обеспечения введения ФГОС ООО;

-создание кадрового обеспечения введения ФГОС ООО;

-создание информационного обеспечения введения ФГОС ООО;

-создание материально-технического обеспечения введения ФГОС ООО.

Готовность образовательного учреждения к введению ФГОС ООО определялась на основе критериев:

-разработка и утверждение основной образовательной программы начального общего и основного общего образования образовательного учреждения;

-приведение в соответствие с требованиями ФГОС ООО нормативной базы образовательного учреждения (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое  обеспечение  и т. п.);

-приведение в соответствие с требованиями ФГОС общего образования и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностных инструкций работников образовательного учреждения;

-заключение дополнительных соглашений к трудовому договору с педагогическими работниками;

-определение списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего и основного общего образования с учетом соблюдения преемственности предметных линий и УМК;

-определение оптимальной для реализации модели организации образовательного процесса, обеспечивающей организацию внеурочной деятельности обучающихся;

-разработка плана методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС ООО;

-осуществление повышения квалификации всех учителей, участвующих в внедрении ФГОС ООО;

-обеспечение кадровых, финансовых, материально-технических, информационно-методических условий реализации основной образовательной программы общего образования в соответствии с требованиями  ФГОС ООО.

Во втором полугодии 2011-2012 учебного года проведена работа по приведению в соответствие с требованиями ФГОС ООО нормативной базы школы: сформирован банк нормативно-правовых документов различных уровней, внесены соответствующие изменения в Положения, разработаны новые локальные акты, изданы необходимые приказы по школе, переработаны должностные инструкции работников ОУ, разработана Основная образовательная программа ФГОС ООО.

В основной школе МБОУ Хандагайтинской СОШ обучаются 303 учащихся (14 класс комплектов по шестидневной учебной неделе. Продолжительность уроков в 5-9 классах 40 минут. По ФГОС обучается 1класс комплект 5в класс). Класс обучается в 1 смену. Обучение осуществляется по УМК «Школа России».

Учебный план, режим работы школы обеспечивают выполнение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и использование компонента образовательного учреждения в соответствии с интересами и потребностями обучающихся, способствуя реализации идеи развития личности в культурно-нравственном и интеллектуальном плане, обеспечивая условия для самовыражения и самоопределения обучающихся.

Оценочная система аттестации достижений обучающихся 5-х классов осуществляется по четвертям.

Учебный план для обучающихся по ФГОС (5 классы) включает две части: обязательную и формируемую участниками образовательного процесса. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает величину допустимой недельной образовательной нагрузки, определенной базисным учебным планом.(32 часа)

Обязательная часть учебного плана определяет состав обязательных учебных предметов для реализации основной образовательной программы основного общего образования, отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного основного образования: формирование гражданской идентичности школьников, их приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям, готовность к продолжению образования в старшей школе, формирование здорового образа жизни, знаний поведения в экстремальных ситуациях, личностного развития обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.

Школьное расписание уроков строится с учетом динамики работоспособности учащихся в течение дня и недели, ранговой шкалы трудностей предметов и на основании СанПиН 2.4.2.1178-02.

По организационному обеспечению проводились педагогические советы. «Реализация основных направлений «Новой школы», педсовет по утверждению Основной образовательной программы ФГОС ООО, утверждение рабочих программ по предметам и внеурочной деятельности.

 Система управления ФГОС ООО включает в себя:

Разработку нормативно – правовой базы (локальные акты и положения):

должностная инструкция учителя, реализующего ФГОС ОО;

должностная инструкция классного руководителя, реализующего ФГОС ОО;

должностная инструкция заместителей директора по УВР;

должностная инструкция педагога дополнительного образования;

форма договора о предоставлении основного общего образования МБОУ «Хандагайтинская СОШ»;

расписание внеурочной деятельности;

дополнительные соглашения к трудовому договору учителей, реализующих ФГОС ООО;

положение о школьном методическом объединении учителей-предметников, работающих на II ступени обучения;

положение о внеурочной деятельности;

положение о школьном сайте;

положение о информационно-библиотечном центре;

положение о физкультурно-оздоровительном центре;

положение о культурно-досуговом центре;

программа повышения уровня профессионального мастерства учителей

По информационному обеспечению интенсивно проводилась работа с родителями пятиклассников по вопросам организации обучения детей по новым стандартам, в сентябре 2012г. на родительском собрании обсудили новизну стандартов, познакомили родителей с проектом образовательной программы школы.

С родителями учащихся в сентябре 2012г заключён договор, закрепляющий права и обязанности всех участников образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС второго поколения.

Проводились общешкольные родительские собрания, где проводилась ознакомительная работа по внедрению ФГОС в образовательном учреждении. В первом полугодии в ноябре 2012-2013 учебного года для родителей был проведен семинар на тему «ФГОС ООО: основные вопросы реализации и внедрения», во втором полугодии в феврале на тему: «Организация внеурочной деятельности в школе».

 По созданию информационной образовательной среды:

-  сформирован банк проектных и исследовательских работ обучающихся.

- сформирован банк программ элективных курсов, программ внеурочной деятельности.

 По методическому сопровождению ФГОС ООО:

Успех реализации стандартов второго поколения в большей степени зависит от учителя, поэтому идет активное освещение и разъяснение концепции государственных образовательных стандартов нового поколения среди педагогических работников школы.

Составлен график повышения квалификации учителей основной школы по проблемам внедрения ФГОС ООО. В настоящее время прошли курсы повышения квалификации по актуальным вопросам ФГОС все педагоги, которые работают в 5-м классе. И в последнее время учителя нашей школы активно начали обучаться за пределами республики, в том числе директор школы прошла курсы повышение квалификации в г.Назарове школе №7. И в свою очередь они проводят семинары для наших учителей.

В течение года проводились семинары по следующим темам:

Проблемные семинары:

ФГОС ООО: актуальные проблемы реализации» — 13 сентября 2012г

«Особенности разработки основной образовательной программы основного общего образования» — 17 сентября 2012г

«Формирование универсальных учебных действий как ключевое условие повышения эффективности образовательного процесса» — 3 апреля 2013г

«Знакомство с опытом работы экспериментальных площадок г.Назарова, с.Ильичева, г.Бийска» — 16 апреля 2013г.

 По созданию кадрового обеспечения введения ФГОС ООО были проведены следующие мероприятия:

Разработан план-график повышения квалификации целевых групп педагогов.

Прошли очные и очно-заочные курсы повышения квалификации по вопросам введения ФГОС:

- учителя–предметники 5-9 классов – 15 человек по программе 72 часов.

- 14 человек по программе 12 часов.

- администрация ОУ – 2 человек.

(Внеурочка)

В 2012-2013 учебном году в соответствии с учебным планом отведено 10 часов на внеучебную деятельность. Внеурочная деятельность организуется в соответствии с требованиями Стандарта по основным направлениям развития личности:

- духовно-нравственное;

- социальное;

- общеинтеллектуальное;

- общекультурное;

- спортивно-оздоровительное.

Разработаны рабочие программы внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность в нашей школе организуется в таких формах, как проектная деятельность, кружки, экскурсии, соревнования.

Направления внеурочной деятельности в 2012-2013 г.:

 

Внеурочная занятость

Спортивно-оздоровительное

Здоровейка

1

Лопсан-Серен

А-Х. И.

Художественно-эстетическое

1.Ритмика, учимся танцевать

2. Пение «»Хамнаарак

1

1

Килчин Д.Д

Дамбаа Ч.В

Общеинтеллектуальное

 

1. Дылым тывызыы

2. Информатика

3. Фото и видео технологии

4. Шахматы

1

1

1

1

Монгуш Г.С

Донгак У.В

Куулар Е.М

Ондар С.К

Духовно-нравственное

 

1. Культура общения «Навстречу»

2. Народоведение

1

1

Донгак Д.М

Куулар Г.К

Проектная работа

«В мире проектов»

1

Донгак Д.М

Результатом участия в каждом модуле являлась выставка работ, участие на соревнованиях, проектах конкурсах и смотрах. Все результаты фиксировались в портфолио ученика и класса.

Проблемы, возникающие при введении ФГОС ООО:

Первый год участия в апробации показал как свои положительные стороны, так и выявил ряд проблем:

Отсутствие опыта у педагогов в самостоятельной разработке образовательной программы.

Напряженные условия труда у разработчиков программы, в первую очередь, связанные с огромными временными затратами.

Недостаточность оснащения современными техническими средствами в каждом отдельном классе.

Нехватка помещений для занятий внеучебной деятельностью

В школе нет условий для проведения внеурочной деятельности во второй половине дня, т.к. школа работает в две смены.

Отсутствие комнат релаксации для детей с ослабленным здоровьем, которым необходим дневной сон и дополнительный отдых.

Учителям трудно резко перестроить свою работу и в кратчайшие сроки модернизировать ее.

Финансовое обеспечение реализации ФГОС ООО.

Частое посещение курсов всеми учителями, участвующими в эксперименте, осложняет организацию учебного процесса в других классах.

Не разработаны критерии системы оценивания внеурочной деятельности.

Для успешной реализации ФГОС второго поколения    необходимо:

1. Продолжить оснащение учебных кабинетов необходимым оборудованием в соответствии с Требованиями   ФГОС.

2. Формировать материальную базу, комнаты отдыха и игровые.

3. Разработать критерии системы оценивания учащихся во второй половине дня.

4. Продолжить работу по формированию банка образовательных программ для второй половины дня.

5. Обеспечить учителей информационно-методическими ресурсами в соответствии с планируемыми результатами освоения программ основного образования;

6. Продолжить формирование электронных ресурсов для обеспечения деятельности учителей средних классов.

7. Продолжить повышения квалификации учителей как в республике, таки за пределами региона.