Аналитическая справка о динамике в коррекции развития обучающихся с ОВЗ

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 439

Петродворцового района Санкт-Петербурга

Аналитическая справка

о положительной динамике в коррекции развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

учителя Падалка Людмилы Карловны

Основываясь на статье 43 Конституции РФ, которая гарантирует право на образование для всех, включая людей с ограниченными возможностями здоровья, с 2009-2010 учебного года воспитанники Центра социальной и профессиональной реабилитации ДДИ №1, были зачислены в государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальную (коррекционную) общеобразовательную школу №439 Петродворцового района Санкт-Петербурга, в форме экстерната.

Была выстроена диагностическая модель, которая основана на взаимосвязи двух направлений – диагностического  (выявления «зоны актуального развития») и прогностического (составление группой специалистов индивидуальной программы развития воспитанника – в соответствии с полученными результатами диагностики).

Диагностика состояния уровня развития учебных навыков и степень овладения программным материалом осуществлялась в начале и конце учебного года в период 2009-2010 , 2010-2011, 2011-2012 уч.г.

Организация и изучение деятельности учащегося на всех этапах усвоения знаний: восприятия, осмысления, запоминания, воспроизведения, переноса знаний в новые условия осуществлялась педагогом-психологом, речевой деятельности – логопедом. Ниже представлены данные о динамике уровней усвоения навыков программного материала по результатам обучения по предмету математические представления и конструирование. За основу были взяты тестовые методики А. А. Хилько. (Тетрадь по математике. Подготовительный класс специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. в 3 частях.) и Фалькович Т.А., Барылкина Л.П., «Формирование математических представлений».

Диагностические задания для определения уровня школьных знаний являются основными методами в педагогическом обследовании. Они предназначены для выявления уровня усвоения учащимися учебного материала по предмету и составлены по программе обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой и Н.Н. Яковлевой и в соответствии с основными требованиями к знаниям, умениям и навыкам учащихся. Поэтому в содержание заданий включены основные, наиболее значимые вопросы курса.

Основная цель: установить степень овладения учащимися системой доступных математических знаний, умений и навыков для осуществления дифференцированного подхода при обучении математическим представлениям и конструированию к различным категориям воспитанников.

За каждое тестовое задание ставились баллы:

1балл — задание выполнено на уровне совместных действий с педагогом;

2балла –задание выполнено по подражанию;

3балла – задание выполнено по образцу;

4балла – задание выполнено по последовательной инструкции;

5баллов — задание выполнено самостоятельно;

Были определены уровни развития воспитанников по каждому разделу темы:

Перевод рейтинга в баллы:

от 0 до 19 баллов (I уровень – низкий)

от 20 до 49 баллов (II уровень – средний)

от 50 до 99 баллов (III уровень – высокий)

На основании полученных данных составлены индивидуальные профили учащихся.

Диагностика уровня актуального развития математических представлений и конструирования проводилась в начале и конце учебного года.

В 2010-20101учебном году было обследовано 17 воспитанников. Результаты обследования представлены в Приложении к справке в виде диаграмм на рис 1-4.

У всех учащихся отмечена положительная динамика усвоения математических знаний и навыков разной степени выраженности.

При оценке результатов были получены следующие данные:

Конструирование. В ходе индивидуальных занятий по заданным учителем условиям конструирования: построек по схемам, моделям, фотографиям при повторном обследовании 7 воспитанников справились со всеми заданиями данной серии и получили максимальное количество баллов против 6 на начало года, не было учащихся, не выполнивших данный вид заданий.

Количественные представления. При исследовании уровня сформированности количественных представлений воспитанникам предлагались упражнения практического характера; на выделение от одного и больше предметов из множества; на развитие отношений между числами, умение уменьшать или увеличивать каждое из чисел; счётные операции на сложение и вычитание на калькуляторе (в доступных пределах); операции с денежными купюрами и монетами в процессе практических специально организованных образовательных ситуаций; решение арифметических задач в ходе сюжетно-дидактических игр. При повторном обследовании уровень количественных представлений вырос. Так у 5 воспитанников улучшились практические навыки счёта денег в процессе сюжетных игр «Магазин», у 3 воспитанников отмечается осмысленное применение математической терминологии (уменьшить, увеличить, сумма, разность), 2 воспитанника научились составлять условия задач по рисункам. Не было учащихся, не выполнивших данный вид заданий.

Представления о форме. Чтобы исследовать уровень представлений воспитанников о форме предлагались задания на группировку предметов по форме (шары, кубы, треугольные призмы, и.т.д.) по образцу и словесной инструкции. Для невербальной классификации фигур по одному или нескольким признакам использовались логические блоки Дьенеша, наборы объёмных фигур для конструирования. Предлагались работы по рисованию с помощью трафаретов, по опорным точкам и самостоятельному рисованию, лепка пространственных фигур, выкладывание плоских фигур из природного материала. В результате проведённой работы у 14 воспитанников улучшились навыки выделения форм предметов. Кроме того отмечается улучшение эмоциональной сферы воспитанников при выполнении предложенных заданий, особенно связанных с творческим характером. Не было учащихся, не выполнивших данный вид заданий.

Представления о величине. Для исследования представлений о величине воспитанникам были предложены раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по опорным точкам, рисование объектов разной величины по подражанию действиям учителя и по образцу. С воспитанниками проводились наблюдения, дидактические игры и упражнения на формирование представлений относительности величины: близко – далеко. Предлагались задания на развитие измерительных навыков с сантиметровой лентой и измерительной рулеткой. При повторном обследовании были получены улучшенные результаты по сравнению с началом учебного года. Учащихся, не выполнивших данный вид тестов, не было.

Пространственные представления. В ходе занятий с воспитанниками о формировании пространственных представлений у 8 воспитанников улучшились навыки ориентировки в трёхмерном пространстве (в помещении), у 10 воспитанников – в двухмерном пространстве (на плоскости) по словесной инструкции по указательным знакам.

Временные представления. 17 воспитанников на начало учебного года справлялись с элементарным описанием простейших погодных явлений (холодно, тепло, сыро, град, радуга). Затруднения вызывало использование часов в реальной бытовой жизни. Называние и показ на часах времени, перевод стрелок на указанное время по образцу и словесной инструкции, реализация представлений о времени в ходе использования практических ситуаций, происходящих в разное время суток, привели к тому, что 4 воспитанника научились пользоваться часами в повседневной жизни.

Из этого следует, что на конец 2010/2011 учебного года у воспитанников, обучающихся по предмету математические представления и конструирование отмечается положительная динамика в усвоении предмета и по разделам программы были получены следующие уровни сформированности навыков:

Конструирование:

у 30% учащихся высокий уровень динамики усвоения данного раздела программы;

у 60% учащихся средний уровень динамики;

у 10% учащихся низкий уровень динамики.

Количественные представления:

у 40% учащихся высокий уровень динамики усвоения данного раздела программы;

у 53% учащихся средний уровень;

у 7% учащихся низкая динамика.

Представления о форме:

у 30% учащихся высокий уровень динамики усвоения данного раздела программы;

у 42% учащихся средний уровень;

у 28% учащихся низкая динамика.

Представления о величине:

у 60% учащихся высокий уровень динамики усвоения данного раздела программы;

у 38% учащихся средний уровень;

у 2% учащихся низкая динамика.

Пространственные представления:

у 38% учащихся высокий уровень динамики усвоения данного раздела программы;

у 42% учащихся средний уровень;

у 20% учащихся низкая динамика.

Временные представления:

у 27% учащихся высокий уровень динамики усвоения данного раздела программы;

у 53% учащихся средний уровень;

у 20% учащихся низкая динамика.

В целом, за 2010 – 20101год учащиеся показали положительную динамику в усвоении программы по предмету математические представления и конструирование.

В 2011-2012 учебном году было обследовано 23 воспитанника. На основании полученных данных составлены индивидуальные профили учащихся.

Диагностика уровня актуального развития математических представлений и конструирования проводилась в начале и конце учебного года.

У всех учащихся отмечена положительная динамика усвоения математических знаний и навыков разной степени выраженности.

При оценке результатов были получены следующие данные:

Конструирование. Применялись игры и игровые упражнения с тематическими сборно-разборными игровыми конструкторами, с разрезными картинками со смысловыми разъёмами, с сюжетными картинками с вырубленными частями круглой, квадратной, треугольной формы на узнавание целого предмета по фрагментам, конструирование по объёмному образцу. Динамику показали при повторном обследовании при постройке из строительного материала по образцу – 5 воспитанников, по словесной инструкции – 3 воспитанника, при совместной деятельности с учителем – 2 воспитанника.

Количественные представления. После проведённых занятий на формирование представлений учащихся о том, что любая совокупность объектов может быть сосчитана 10 воспитанников лучше справились с тестовыми заданиями, в которых использовался счёт объектов в любом порядке, показали динамику при определении состава числа в совместной деятельности с учителем 7 воспитанников, в решении арифметических задач с открытым результатом на наглядном материале (предметы, объёмные и плоскостные модели) – 4 воспитанника в совместной деятельности с учителем.

Представления о форме. При повторном обследовании по данной теме лучше усвоили практические действия на соотнесение плоскостных и объёмных фигур – 7 воспитанников, на идентификацию и выбор предметов по образцам с ориентировкой на форму – 8 воспитанников, рисование фигур по трафаретам – 5 воспитанников, по опорным точкам – 2 воспитанника, на вырезание фигур – 3 воспитанника.

Представления о величине. Представления о величине, в результате предложенных занятий, на которых для сравнения использовались приёмы наложения и приложения, раскрашивание, штриховку, обводку по трафаретам, по опорным точкам изображений различной величины, с последующей дорисовкой сюжетной картинки показали динамику воспитанники на уровне совместных действий с педагогом – 3 воспитанника, выполнение по последовательной инструкции – 4 воспитанника, выполнение полностью самостоятельно – 2 воспитанника.

Пространственные представления. При повторном обследовании по данной теме показали динамику при определении пространственных расположений объектов относительно друг друга на уровне совместных действий с педагогом – 5 воспитанников, показали динамику на выполнение упражнений по подражанию – 2 воспитанника, по предложенному образцу – 2 воспитанника.

Временные представления. Повторное обследование после коррекционных занятий с воспитанниками при уточнении представлений об астрономических символах (солнце, луне, звёздах, планетах) положительная динамика составила 30%. При использовании часов в реальной бытовой жизни – 25%.

По разделам программы были получены уровни сформированности навыков:

Конструирование:

у 41% учащихся высокий уровень динамики усвоения данного раздела программы;

у 50% учащихся средний уровень динамики;

у 9% учащихся низкий уровень динамики.

Количественные представления:

у 32% учащихся высокий уровень динамики усвоения данного раздела программы;

у 38% учащихся средний уровень;

у 30% учащихся низкая динамика.

Представления о форме:

у 62% учащихся высокий уровень динамики усвоения данного раздела программы;

у 23% учащихся средний уровень;

у 15% учащихся низкая динамика.

Представления о величине:

у 39% учащихся высокий уровень динамики усвоения данного раздела программы;

у 41% учащихся средний уровень;

у 20% учащихся низкая динамика.

Пространственные представления:

у 47% учащихся высокий уровень динамики усвоения данного раздела программы;

у 22% учащихся средний уровень;

у 31% учащихся низкая динамика.

Временные представления:

у 61% учащихся высокий уровень динамики усвоения данного раздела программы;

у 28% учащихся средний уровень;

у 11% учащихся низкая динамика.

Полученные данные позволяют утверждать, что в 2011/2012 учебном году у учащихся отмечается положительная динамика усвоения разделов учебной программы по предмету развитие математических понятий и конструированию.

Уровень освоения программы:

Уровни освоения программы

2010 — 2011

2011 — 2012

На начало

Учебного

года

На конец

Учебного

года

На начало

Учебного

года

На конец

Учебного

года

высокий

12%

26%

10%

25%

средний

56%

64%

67%

69%

низкий

32%

10%

23%

6%

По итогам двух лет обучения можно отметить, что в среднем по программе в целом и по отдельным показателям усвоения разделов программы показатель уровня динамики в 2010-2011 учебном году и в 2011-2-12 учебном году на конец учебного года выше, чем на начало учебного года.

Диаграмма положительной динамики в коррекции развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 2010/2011 учоду

59%

53%

59%

29%

12%

53%

18%

24%

47%

29%

29%

18%

18%

41%

41%

35%

47%

18%

Конструирование

Количественные представления

Представления о форме

На начало

учебного года

На конец

учебного года

На начало

учебного года

На конец

учебного года

На начало

53%

учебного года

На конец

53%

учебного года

29%

41%

29%

29%

35%

6%

29%

35%

35%

41%

41%

18%

18%

29%



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст