Мозаика синтез искусств

Синтез искусств. Мозаика

(к 300 –летию М.В. Ломоносова).

Мозаика (выполнение мозаики по собственному эскизу).

Цели и задачи:

Воспитывать нравственно-эстетическое восприятие мира, любовь к искусству.

Развитие творческой фантазии, интерес к художественному труду.

Формирование представления о мозаике , как о виде монументального искусства.

Закрепление навыков работ с бумагой, пластилином и другими поделочными материалами в технике аппликация (торцевание).

Оборудование и материалы:

Фотографии и репродукции с изображением различных видов мозаики; мультимедийная подборка материала о монументальном искусстве мозаика; художественные материалы для выполнения эскиза и работ в технике аппликации. Возможны варианты исполнения(бумага, цветной пластик, пластилин, аракал на пластмассовую объёмную форму).

План уроков

Урок 1

Беседа об искусстве мозаики, его истории, характерных особенностях, связи с архитектурой, просмотр мультимедийного материала.

Постановка художественной задачи.

Практическое выполнение задачи (эскиз, цветовое и сюжетное решение).

4)Подведение итогов (просмотр выполненных эскизов).

5) Домашнее задание: принести художественные материалы (цветная и белая бумага, ножницы, клей) для выполнения по эскизу аппликации.

Урок 2

Постановка художественной задачи. Просмотр образцов аппликаций ( детские работы) из бумаги, открыток, пластилина.

Практическое выполнение задания (мозаика – аппликация из бумаги, пластилина или другого природного художественного материала).

Подведение итогов.

Домашнее задание : предложить оформить работу в рамочку и продолжить работу в технике мозаика используя различные декоративные и художественные материалы.

Урок 1

Содержание беседы.

В 2011 году исполняется 300 лет со дня рождения первого российского академика Михаила Васильевича Ломоносова (19.11.1711-15.04.1765). Выдающийся ученый, Человек и Гражданин своей страны, он жил и творил в послепетровскую эпоху, когда происходили исторически значимые социальные преобразования. Гений М.В.Ломоносова проявился в его многогранном таланте, благодаря которому он смог стать «первым нашим университетом». (А.С.Пушкин).

Актуальность обращения к жизни и деятельности первого российского академика обусловлена необходимостью познания его наследия, потребностью изучения личности и судьбы ученого.

Мы продолжаем разговор о синтезе искусств в архитектуре, на примере монументальной живописи и познакомимся с ещё одним видом этого искусства – мозаикой.

Мозаика- изображение, составленное из кусочков, разноцветных натуральных камней, стекла( смальты), керамики, дерева и других материалов.

Мозаика — (в переводе с французского) изображение или узор.

Во время раскопок в Уре (Древняя Азия) были обнаружены мозаики из раковин и лазурита, которые изображали военный поход и сцены из мирной жизни. Их возраст около 4600 лет. В Древнем Риме мозаикой украшали полы и стены домов составляли её из разноцветной гальки (морские камешки).

Позднее в Византии стали делать мозаику из смальты- специальных стеклянных кубиков и пластинок. Если смальта была прозрачной, под неё подкладывали фольгу (серебряную «бумагу»). Мозаики необыкновенной красоты были созданы в Византии. Они служили частью живописного убранства храмов.

В эпоху Возрождения во Флоренции и Риме очень любили мозаику из цветных камней различных пород. Таким образом, существует два типа мозаичных произведений: а) составленные из малых кубиков смальты или камня (восходящая к античности –римская мозаика) и получаемые из тонких пластов разноцветных мраморов и яшм, вырезанных и составленных по контуру изображений (флорентийская мозаика).

Мозаика сходная с последней по технике исполнения но изготовленная из различных пород дерева называется – инкрустация.

Искусство классической смальтовой мозаики знает два способа изготовления: «прямой набор», когда из кусочков смальты или камня изображение выкладывается непосредственно на архитектурных поверхностях и закрепляется в не затвердевшем штукатурном слое; «обратный набор», когда мозаика выкладывается по кальке будущей картины лицом в низ, и после закрепления с тыльной стороны мозаичного набора его лицевая поверхность окончательно обрабатывается, иногда шлифуется и покрывается воском.

Русские мастера в древности тоже владели искусством мозаики. Многие соборы Х-Х1 веков в Киеве, Чернигове, во Владимиро-Суздальском княжестве славились своими мозаичными картинами из цветной смальты. Позднее это искусство пришло в упадок из-за монголо-татар и о нём забыли.

Возродил мозаику на Руси Михаил Васильевич Ломоносов. Он основал первую химическую лабораторию, где сам проделал тысячи опытов, пока не добился получения цветного стекла. Ломоносов добился и создал 112 оттенков смальты.

Пою перед тобой в восторге похвалу

Не камням дорогим, не злату, но стеклу.

М.В.Ломоносов.

Под Санкт – Петербургом в селе Усть- Рудницком в 1753 году он основал фабрику цветного стекла. Позднее мозаичную мастерскую в самом Петербурге где и была создана первая огромная мозаичная работа «Полтавская баталия». Работа над мозаикой длилась два года и для её выполнения пошло 1 030 000 кубиков смальты.

Это красочное искусство многие художники и в настоящее время используют в своих творческих замыслах , при оформлении различных архитектурных сооружений, для декорирования сувениров, мебели, интерьера.

Вопросы задаваемые в ходе беседы и просмотра слайдов:

1) С какими типами мозаик вы сегодня познакомились? ( «римская», «флорентийская»)

2) Какой вариант мозаики показан на слайде? («прямой набор»)

Выделены слова которые можно продублировать на доске:

мозаика, смальта, римская, флорентийская, прямой набор, обратный набор, инкрустация.

Урок 2

1.Постановка художественной задачи. Показ второй части презентации (детские работы из различных художественных материалов).

Мы с вами познакомились с искусством мозаика, узнали его прошлое и настоящее, способы её выполнения, сделали эскиз для выполнения собственной работы.

Вы будете работать в технике аппликации. Кусочки цветной бумаги будете клеить прямо на эскиз. Будет очень интересно, если вы выберете одинаковую форму кусочков бумаги (квадратную, круглую , прямоугольную, треугольную, овальную).

2.Практическая работа. В ходе практической работы учитель может корректировать действия учащихся (подсказать).

3. Подводим итог. Обсуждаем композицию, цветовое решение и выбираем наиболее удачные работы .

4. Домашнее задание.

Используемая литература:

Школьная энциклопедия «Древний мир»;

Энциклопедия для детей «Искусство» Аванта +;

Внеклассная работа по труду составитель. А.М.Гукасова;

Методические рекомендации по преподаванию ИЗО и художественный труд под редакцией Б.М.Неменского;

«Прекрасное рядом с тобой» учебник- тетрадь по курсу «Синтез искусств» О.А.Куравина, Е.А.Лутцева;

Личный поисковый материал –

фотографии г.Краснодар,

ст. Нововеличковская.

Урок подготовил учитель ИЗО и Черчения

Колинько Наталья Александровна

Краснодарский край Динской район

Ст. Нововеличковская БОУСОШ № 38