Мой взгляд на дошкольное образование как чему и зачем учить в детском саду статья

Мой взгляд на дошкольное образование

За многие десятилетия мировая педагогическая наука опытным путём проб и ошибок, путём научных исследований накопила изрядный запас знаний о ребёнке, методов и приёмов о том, как растить, как воспитывать, как и чему учить.

Мне кажется, что в настоящее время очень важным и актуальным становится вопрос о месте дошкольной педагогики в общей системе образования.

Назрела проблема взаимоотношений со школой, преемственности между детским садом и школой.

Дело в том, что современная система образования рассматривает дошкольный период жизни ребёнка главным образом как возраст подготовки детей к школьному обучению. При этом упускается из виду, что этот этап жизни человека имеет самостоятельную ценность.

Всемирная педагогика прошла опыт искусственной акселерации развития детей, когда основываясь на данных о больших потенциальных возможностях дошкольников, проводилось сверхраннее, максимально форсированное обучение, сокращающее детство (например, обучение чтению двухлетних детей). Такая концепция может оказаться весьма опасной.

Необходимо учитывать не только то, ЧТО ребёнок может усвоить при интенсивной тренировке, но и каких физических и духовных сил это от него потребует. Перегрузки особенно опасны для растущего организма.

Мы должны отдавать себе отчёт в том, как далеко мы можем зайти по пути, так сказать, интенсификации дошкольного обучения и каковы подлинно оптимальные педагогические условия, способные обеспечивать всестороннее и гармоническое развитие личности ребёнка.

Перед нами должны стоять вопросы не только ЧТО, но и СКОЛЬКО, КАК, КОГДА и КАКОЙ ЦЕНОЙ мы готовы этого добиваться.

В педагогике, психологии и физиологии есть очень важное понятие — сензитивный возраст, т.е. возраст наиболее благоприятный для развития соответствующих новообразований.

На всё своё время: чтобы приучаться к горшку, учиться говорить, учиться творчеству и сочувствию. Мы все помним классический пример детей-маугли. Детей, которых начинали обучать только с возраста 9 – 12 лет, так и не смогли научить ни разговаривать, ни навыкам самообслуживания, не говоря уж о том, что и мышление их так и осталось неразвитым. Они так и не смогли стать людьми в полном смысле этого слова.

Что ребёнок не дополучил в дошкольном детстве – никогда уже не будет навёрстано. На этом примере мы видим, что теряется безвозвратно. Были пропущены сензитивные периоды для формирования наиболее важных аспектов человеческой личности.

КАК и ЧТО?

Дети на протяжении всего дошкольного периода развития должны иметь возможность заниматься ведущей для данного возраста деятельностью, а именно игровой.

В игре развиваются психические процессы (мышление, память, внимание и др.), речь. В игре формируются универсальные предпосылки учебной деятельности: функция обобщения, воображение и фантазия, умение соотносить свои действия с образцом, умение подчиняться правилу, умение сотрудничать и др. Игра способствует развитию воли дошкольника, т.к. игра вынуждает ребёнка, выполняя её правила, действовать как бы по самопринуждению.

Таким образом, можно сделать вывод, что именно игра является наиболее адекватной формой обучения в детском саду.

Если ребёнок полноценно играл в дошкольном детстве, т.е. прошёл все ступени игры от предметной до игр с правилами, то к семи годам обучающая функция игры исчерпывается и появляется новая потребность – заняться серьёзным видом общественно признанной деятельности. Такой ребёнок, приходя в школу, воспринимает систематическое обучение как новую интересную взрослую деятельность.

Замечено, что дети, приходящие в школу раньше семи лет и не играют полноценно, и не учатся полноценно, что сказывается на их отношении к учёбе.

Приведу простенький пример на бытовом уровне

Я как-то провела небольшой эксперимент: после занятий объявила детям, что сейчас буду читать им интересную книгу, но, если кто не хочет слушать, тот может пойти поиграть. И вот какой получила результат: вся группа дружно отправилась играть, а сказку остались слушать только двое – так сказать, мои «интеллектуалы» (причем, именно эти дети тяготели к обществу взрослых и имели проблемы в общении с другими детьми). Какие выводы можно из этого сделать? Что играть – наиважнейшее детское дело, а всё остальное потом. Что при всех наших благих намерениях вложить в воспитанников как можно больше знаний и умений нельзя забывать и о особенностях детской психики и детского организма.

Помимо игры дети в саду должны иметь возможность заниматься традиционными видами детских занятий: познавательно-исследовательской, продуктивной, слушанием литературы, общением со взрослыми и сверстниками, природой. Каждый из этих видов деятельности необходим для личностного, интеллектуального и физического развития ребёнка.

Занимаясь этими видами ребёнок получает реальный жизненный опыт, необходимый для психического и физического развития.

Так, познавательно-исследовательская деятельность помогает расширять кругозор, формировать картину мира, развивает мышление.

Занимаясь продуктивной (в т.ч. трудовой и творческой) деятельностью он получает различные умения и навыки. Именно в процессе труда и общения воспитываются моральные и нравственные качества.

Чтение художественной и научно-популярной литературы развивает и речевое, и интеллектуальное, и личностное развитие.

Итак, научно доказано и проверено опытом, КАК и ЧЕМУ мы должны учить. И на эти вопросы нам чётко даёт ответы Программа воспитания и обучения в детском саду.

К сожалению, в последние годы явно прослеживается вредная тенденция рассматривать детский сад только как ступень перед школой. Общество в лице родителей и учителей желает, чтобы детский сад был нацелен в основном на подготовку к школе и выдавал будущему первокласнику некий набор знаний, умений и навыков школьного типа, почти соответствующий программе первого класса.

Наивные родители считают, что если чадо к 1-му сентября бегло читает, считает до ста, решает задачи в два действия и пишет под диктовку, быть ему отличником от первого до последнего класса, а там и институт замаячил.

Учителя тоже с самыми лучшими намерениями считают, что у них появляется больше времени, чтобы дать ещё больше знаний.

Я видела передачу перед началом учебного года, когда ведущий спрашивает у учительницы, должны ли дети уметь читать, поступая в 1-ый класс. И та на всю страну отвечает: да, желательно, это хорошо. Для кого? Для учителя? А для ребёнка? А ещё некоторые учителя жалуются, что дети ручку не умеют держать.

И вот, бедные родители атакуют воспитателей, нанимают тех же учителей, кнутом и пряником, сквозь слёзы штудируют программу первого класса.

Обидно, что критерием оценки нашей с вами работы у нынешних родителей стало: научили читать, считать, писать – хороший сад, нет – плохой.

На самом деле, такая псевдоподготовка к школьному обучению приводит к быстрому угасанию познавательного интереса и учебной мотивации, поскольку для младших школьников характерно стремление к новым и сложным для них заданиям, но при дублировании программы 1-го класса они с такими уже не встречаются.

Мы должны передать школе здорового, прежде всего, ребёнка со стойким познавательным интересом… к окружающему миру, жизни, знаниям.

Основой философии дошкольного образования должна быть, я считаю, самоценность дошкольного детства.

Эту позицию мы должны отстаивать перед обществом.

В заключение хочу сказать, что в этих нелёгких поисках педагогической истины мы должны всегда знать чувство меры, полагаться на здравый смысл и соблюдать принцип «Не навреди»!