Мой выбор

Образовательная программа «Мой выбор»

Цель образовательной программы «Мой выбор» — формирование у учащихся умений анализировать социальную действительность, навыков самостоятельного выбора и готовности нести личную ответственность за принятое решение.

Программа «Мой выбор» прививает учащимся толерантность, способность к сотрудничеству, развивает чувство ответственности за свою судьбу.

Практика показала, что программа «Мой выбор» реально решает следующие задачи:

Формирует умения анализировать социальную действительность, выявлять и сопоставлять альтернативные варианты решений.

Обеспечивает нравственное становление личности учащихся через формирование навыков самостоятельного принятия решений, готовности нести ответственность за собственный выбор.

Формирует у учащихся социальные компетенции человека современного общества: терпимость и умение вести диалог; ответственность за свое будущее; социальную активность и творчество.

По программе «Мой выбор» разработаны и изданы:

«Рабочая тетрадь для старшеклассников»;

«Учебно-методическое пособие для учителя»;

«Энциклопедия материалов по учебному курсу «Мой выбор»;

«Книга методик»;

«Методическое пособие по вовлечению учащихся в социальную практику»;

«Методическое пособие по использованию учебного курса «Мой выбор» во внеклассной воспитательной работе»;

создан 1,5-часовой документальный учебно-методический фильм для учителей.

«Учебно-методическое пособие для учителя» и «Рабочая тетрадь для старшеклассников» имеют гриф «Допущено» Министерства образования Российской Федерации.

В основе содержания учебного курса «Мой выбор» лежат проблемы, которые близки и понятны подросткам: как строить отношения в коллективе и противостоять давлению; как выстроить взаимоотношения в семье; что значит быть здоровым; как ориентироваться в море информации и сложностях современной политической жизни.

На уроках по курсу «Мой выбор» учитель моделирует реальные жизненные ситуации, в ходе которых учащиеся приобретают навыки анализа, поиска альтернативных решений, принятия взвешенных решений, за которые необходимо нести ответственность.

Учебный план курса «Мой выбор»

Темы

Количество часов

Вводное занятие. «Человек свободного общества»

1

Занятие № 1. «Я выбираю»

2

Занятие № 2. «Учимся строить отношения»

2

Занятие № 3. «Моя малая Родина»

2

Занятие № 4. «Моя семья»

1

Занятие № 5. «Мое здоровье»

3

Занятие № 6. «Я и политика»

2

Занятие N8 7. «Четвертая власть»

2

Занятие № 8. «Преступление и наказание»

1

Итоговое занятие. «Свобода и ответственность -выбор XXI века»

1

Общее количество часов по курсу

17

Варианты использования учебного курса «Мой выбор»

Авторами предлагается шесть вариантов использования учебного курса «Мой выбор».

Вариант первый. Отдельный спецкурс.

Обоснование. Данный курс может стать факультативным занятием или включаться за счет школьного компонента. Такой вариант представляется наиболее эффективным, так как все занятия курса имеют внутреннюю логику, взаимосвязь и определенную последовательность от первого до последнего урока курса.

Практические рекомендации. При использовании этого варианта возможно расширение временных рамок до 34 часов за счет более детального рассмотрения материалов либо через дополнение курса другими темами. Наиболее оптимальным вариантом представляется проведение парных занятий, так как некоторые темы, рассчитанные на 2 часа, могут утратить предполагаемый эффект при недельном перерыве. В то же время преподаватель может использовать курс и при наличии 1 часа в неделю.

Вариант второй. Модуль в преподавании какого-либо обществоведческого курса

Обоснование. Предлагаемые в пособии темы могут повторять уже существующие курсы. Вместе с тем курс обладает особой организацией материала и методикой, поэтому от учителя требуется особое мастерство его органического включения.

Практические рекомендации. Темы, в которых учебный курс может быть использован в качестве модуля: Общественные отношения. Информационное общество. Характер и воля. Способности и пути их развития. Деятельность. Самосознание человека. Знание как продукт познания. Мировоззрение. Ценности и ценностные ориентации. Социализация личности. Межличностные отношения. Свобода и ответственность личности. Социальные интересы. Конфликты (а также другие темы, связанные с политико-правовой и социальной сферами жизни человека).

Вариант третий. Использование отдельных занятий

Обоснование. Учитель может использовать только отдельные уроки (не следует, однако, забывать о цельности курса и нежелательности его искусственного дробления).

Практические рекомендации. При невозможности использовать все занятия представленного курса учитель может выбрать наиболее интересные, по его мнению, занятия. При этом следует помнить, что цели и задачи должны быть пересмотрены при фрагментарном заимствовании отдельных занятий.

Вариант четвертый. Проведение классных часов, внеклассных и внешкольных мероприятий

Обоснование. Представленный курс наряду с «Методическим пособием по воспитательной работе по программе «Мой выбор» может послужить основой разработки системы воспитательной работы в школе. В данном случае происходит гармоничное сочетание учебной программы с системой воспитательных мероприятий.

Практические рекомендации. При использовании подобного подхода необходимо помнить, что разработанные занятия предназначены для проведения уроков и использование их в качестве внеклассных мероприятий может потребовать некоторых корректировок и усиления отдельных воспитательных элементов содержания.

Вариант пятый. Включение занятий в отдельные спецкурсы

Обоснование. В ряде школ уже существуют курсы, связанные с политологией, правом, культурологией, психологией, социологией и другими социальными дисциплинами, элементы которых входят в представленный интегрированный курс.

Практические рекомендации. Занятия могут быть включены в существующие программы, но при этом возрастет опасность потери ключевой идеи: каждый должен уметь делать свободный выбор и нести за него ответственность не только внешнюю, но и внутреннюю.

Вариант шестой. Использование отдельных методических приемов

Обоснование. В школьном преподавании до сих пор сохраняются господство репродуктивных подходов и использование пассивных методов в преподавании. Поэтому даже при отсутствии интереса к содержательной части предлагаемого курса каждый преподаватель может использовать идеи неординарных методических подходов преподавания.

Практические рекомендации. Предлагаемый курс построен на использовании активных и интерактивных методов преподавания, поэтому учитель любого школьного предмета может найти для себя интересные идеи, которые окажут помощь в разработке собственных уроков или отдельных курсов. Кроме того, материал структурирован в четкий развернутый план урока, что может оказать помощь при составлении собственного плана урока. Методисты и преподаватели институтов повышения могут использовать представленные разработки для обсуждения с учителями основных элементов планов уроков.

«Мой выбор».

Элективный курс обучения учащихся 8-9 классов основной средней школы.

(Ахметова И., Иванова Т., Иоффе А. и др. Мой выбор, учебно-методическое пособие для учителей средней школы, 2-е издание, испр. и доп., М., ЗАО «Учительская газета», 2001г.)

12-часовой курс «Мой выбор рассчитан на работу с учащимися» 8-9-х классов основной средней школы. В основе данного курса лежит открытая позиция педагога, в соответствии с которой учитель, проводящий урок, не настаивает на правильном ответе ученика, не требует от него обязательного положительного выбора. Главное в другом – дать каждому ученику максимально полную информацию о последствиях того или иного варианта выбора, научить его делать свой собственный выбор и принимать на себя ответственность за его последствия.

Курс «Мой выбор» является практико-ориентированным, так как его основное содержание непосредственно связано с жизнью, потребностями и интересами самих школьников.

Структурно материалы каждого занятия включают в себя:

название урока;

цели урока;

вопросы;

основные понятия, рассматриваемые на уроке;

примерную структуру урока;

ход урока;

вопросы для обсуждения (рефлексивный аспект);

материалы к уроку.

Примерная структура урока оформлена в виде таблицы, в которой представлены логика изложения и рассмотрения материала, последовательность этапов урока, формы и методы его проведения, указаны отводимое время и ожидаемые результаты.

Данный курс может быть использован в школьной программе в различных вариантах:

отдельным курсом (как факультативное занятие или включаться за счет школьного компонента);

модулем в преподавании какого-либо обществоведческого курса;

использовать как отдельные занятия;

проводить в форме классных часов и внеклассных школьных мероприятий.

включение занятий в отдельные спецкурсы

использовать отдельные методологические приемы.

Помимо пособия для учителей курс «Мой выбор» предлагает рабочую тетрадь для учеников, которая содержит задания, тесты, кроссворды, дополнительную информацию для учащихся.