Мои учебные материалы

о

Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований

В учебном пособии, рекомендованном Учебно-методическим объединением вузов Российской Федерации по педагогическим специальностям, поэтапно раскрывается методика и методология научной работы в сфере образования. Рассмотрены такие методы, как беседа, интервью, анкетирование, наблюдение, тестирование и педагогический эксперимента, также вопросы сводки и обработки результатов исследования, проблемы шкалирования, измерения и психолого-педагогической интерпретации результатов.

Пособие адресовано студентам 3–5-х курсов высших педагогических учебных заведений, обучающихся по специальности «031000 – Педагогика и психология».

Предисловие

Представленное учебное пособие является результатом многолетней работы автора в области методологии и методов психолого-педагогического исследования. Актуальность данного исследования обусловлена требованиями современной образовательной практики. В школах введена ставка «педагог-психолог», также необходимо отметить стремление многих учителей-практиков, работающих в инновационной школе, к организации собственной научно-исследовательской деятельности в сфере образования, поэтому высшие педагогические учебные заведения должны осуществлять подготовку специалистов на высоком теоретическом и методологическом уровне.

Учебное пособие адресовано студентам педагогических учебных заведений, преподавателям кафедр педагогики и психологии, школьным учителям и психологам, аспирантам и соискателям, ведущим самостоятельную исследовательскую работу в сфере образования. Текст составлен на базе действующего государственного стандарта высшего профессионального образования по специальности «031000 – Педагогика и психология», квалификация «педагог-психолог». Дисциплина «Методология и методы психолого-педагогических исследований» включена в блок общепрофессиональных дисциплин федерального компонента.

В учебном пособии поэтапно раскрывается методика и методология научной работы в сфере образования. Раскрыты такие методы, как беседа, интервью, анкетирование, наблюдение, тестирование и педагогический эксперимент. Рассматриваются вопросы сводки и обработки результатов исследования, проблемы шкалирования, измерения и психолого-педагогической интерпретации результатов. Представлены требования к составлению научного аппарата психолого-педагогического исследования, требования к оформлению результатов научной работы. Рассмотрение каждой темы завершается вопросами и заданиями для самоконтроля, а также словарём основных понятий и терминов, соответствующих данной теме.

Материал был апробирован автором на протяжении ряда лет в выступлениях на заседаниях кафедры педагогики Стерлитамакского государственного педагогического института, научных конференциях, в процессе организации методологических семинаров с аспирантами, студентами-старшекурсниками и учителями-практиками.

Глава 1. Планирование психолого-педагогического исследования

Под исследованием в области педагогики можно понимать процесс и результат научной деятельности, направленные на получение новых знаний о закономерностях организации учебно-воспитательного процесса. Планирование исследования является одним из первоначальных этапов научной деятельности.

Психолого-педагогическое исследование может включать ряд этапов:

- первоначальное определение темы, проблемы, цели, гипотезы и задач исследования;

- теоретический анализ имеющейся информации как в современной теории, так и в истории науки;

- организация опытно-экспериментального исследования;

- литературное оформление полученных результатов и окончательное определение темы, проблемы, цели, объекта, гипотезы и задач исследования; разработка научно-методических рекомендаций, применение результатов исследования в педагогической практике.

§ 1. Первоначальное определение темы

Чем обуславливается обоснование новой темы в науке? Выбор темы исследования, помимо научного любопытства самого исследователя, во многом определяется запросами и потребностями общества. От степени общественной значимости зависит финансирование разработки научной проблемы и оценка результата деятельности ученых. Выбор темы, как и возможности науки, также определяется особенностями самой науки, ее состоянием и уровнем развития. Каждая наука последовательно проходит и осваивает этапы описательности, систематизации и прогнозирования. Примерно эти же этапы наблюдаются и внутри разделов каждой науки. Например, у большинства естественных наук период описательности прошел в XVII-XIX веках. В прошлом столетии многие великие умы были заняты тем, что пытались систематизировать и классифицировать все известные химические элементы, что закономерно привело одну из таких попыток Д. Менделеева к созданию периодической таблицы химических элементов.

Изучение продуктивности ученых в разных странах привело к такому выводу, что не только социальный заказ придумать, но и жесткий контроль за целями исследования не мешают научному творчеству. Контроль за целями, но не за методами творчества стимулируют новаторство ученых. Излишняя свобода выбора, наоборот, оказывает тормозящий эффект на исследователя, так как многие стараются выбрать менее рискованный, но более проверенный путь. К сожалению, некоторые исследователи придают слишком большое значение внешним факторам в творческом процессе.

Цели деятельности учителя-практика и педагога-психолога, исследующего закономерности в сфере образования, разные. Цель учителя – достижение высоких результатов обучения, что выражается в получении призовых мест на городских, республиканских или международных предметных олимпиадах, в поступлении выпускников в вузы и др. Цель научного исследования можно разбить на три основные задачи, а именно: психолого-педагогическая диагностика, объяснение причинно-следственных отношений между достигнутым результатом и применяемыми средствами, а также прогноз результатов на будущее.

Учитель, методист или директор школы должны отдавать все силы одновременно по всем направлениям в учебно-воспитательной работе. Педагог-исследователь, наоборот, должен стараться глубже изучить только одно направление и работать не со всеми школьниками, а лишь с проблемными детьми, совершенствовать только экспериментальную программу.

Начинающему исследователю, прежде всего, необходимо определиться с направлением научного поиска, выбрать именно то, которое кажется наиболее актуальным. По данному направлению необходимо прочитать с десяток монографий и три-четыре десятка научных статей. Прочитанное необходимо обдумать, сопоставить с имеющимися жизненными впечатлениями, наметить возможные варианты собственного исследования, изложить весь собранный материал в форме реферата объемом в 20-30 машинописных страниц. В процессе этой работы необходимо размышлять над темой исследования. Со временем, по мере накопления материала, знакомства с новыми концепциями и теориями тема исследования будет систематически обновляться, изменяться. Это вполне естественный процесс научной работы. Наоборот, было бы странно, если бы тема исследования никогда не изменялась. Однако, несмотря на это, с темой необходимо определиться в начале исследования.

Проблема, цель, гипотеза и задачи исследования должны быть сформулированы в самом первоначальном виде именно на этом этапе исследования. На протяжении всей работы они будут уточняться, все более приближаясь к идеалу.

§ 2. Теоретический анализ информации

Любое научное исследование начинается с изучения истории и современного состояния проблемы. При этом необходимо определить, какие существуют подходы к её рассмотрению, в чём заключается сущность каждого из них, какие у них достоинства и недостатки, какие учёные придерживаются той или иной точки зрения. Подобный анализ даст богатую пищу для размышления, что в дальнейшем подлежит проверке в ходе организации опытно-экспериментальной работы.

Поскольку философия служит основанием как для психологии, так и для педагогики, то необходимо проработать труды философов. Можно ознакомиться с фундаментальными монографиями, но обязательно следует поднять все номера журнала «Вопросы философии» за последние два-три года, законспектировать статьи, пересекающиеся с кругом изучаемых вопросов.

Параллельно следует изучать работы учёных из смежных наук таких, как: медицина, физиология, социология, частные методики преподавания. Многие научные проблемы параллельно изучаются в рамках различных наук, так как объект один, но предмет исследования у всех различается. Порой бывает, что исследования одной науки вырываются вперёд, в этом случае нет ничего страшного в том, чтобы позаимствовать у них полученные результаты или перенять исследовательские методы. Только делать это следует корректно, ссылаясь на приоритет того или иного учёного.

На первоначальном этапе поиска необходимо проработать все доступные энциклопедии, словари и справочники, определиться с используемыми терминами, очертить для себя круг исследуемых вопросов. Со временем они будут уточняться и ограничиваться, а зона поиска – всё больше сужаться.

В конце концов наступает такое время, когда исследователь начинает видеть, что в философской, психолого-педагогической литературе, а также в других смежных науках он не находит никакой новой информации. Каждая новая прочитанная работа лишь повторяет известные сведения. К этому периоду уже бывает накоплена солидная пачка конспектов первоисточников, в которых отражены самые противоречивые мнения. Наступило время осмысления опытно-экспериментального этапа исследования, ибо главным критерием истины является практика.

§ 3. Организация опытно-экспериментального исследования

В процессе опытно-экспериментального исследования проверке подлежат рассмотренные теоретические положения. Здесь может быть подтверждено то, что выдвинуто предшественниками, а также уточнено и продвинуто далее. Экспериментально может быть опровергнуто какое-либо утверждение в тех или иных условиях, и возможно подтверждена новая оригинальная точка зрения.

Опытно-экспериментальное исследование в сфере образования, как правило, занимает длительный период времени и включает в себя целый букет различных методик (наблюдение, опрос, диагностирование). Основной трудностью является обоснование методики опытно-экспериментальной работы, ибо доказать можно всё, что угодно, если не продумана методика эксперимента. К примеру, исследователь проводит большой объём работы, пытаясь экспериментально доказать, что при использовании новых дидактических средств результативность обучения повышается. Но в итоге ему говорят: «Позвольте, ещё до формирующего эксперимента результаты тестирования в экспериментальном классе превышали аналогичные значения контрольного класса. Стоило ли огород городить?» Время ушло, силы потрачены, а результаты никого не впечатляют только потому, что в самом начале не было продумано, какой именно класс сделать экспериментальным.

Экспериментальная работа может быть как долговременной, так и кратковременной, здесь может быть задействованы от двух-трех испытуемых, до нескольких десятков и сотен. Всё зависит от поставленной цели, гипотезы и задач организуемого исследования. Параметры должны быть заранее продуманы, насколько это доказательно будет выглядеть в конце концов.

§ 4. Литературное оформление результатов

В настоящее время научные работы разделяются на фундаментальные, прикладные и на разработки. Фундаментальные работы освещают теоретические закономерности педагогики, ее методологию. Прикладные исследования решают отдельные теоретические и практические задачи, они связывают теорию с практикой. Разработки непосредственно обслуживают практику, сюда относятся учебные программы, методические пособия, учебники, дидактические материалы. В любой психолого-педагогической дисциплине могут быть и фундаментальные, и прикладные исследования, и разработки.

К фундаментальным относятся исследования, нацеленные на поиск новых идей, путей и методов познания и объяснения. Фундаментальные исследования характеризуются следующими отличительными признаками: исторический подход к изучению объективной действительности; критический анализ существующих научных концепций, выявление перспектив движения, противоречий, ведущих тенденций; богатство фактического материала, использованного для иллюстрации исследования.

К целенаправленным теоретическим исследованиям относятся такие, в которых ученый имеет дело с уже сформулированными теоретическими проблемами, а работа нацелена на критическое изучение ранее предложенных решений, на модификацию, уточнение или эмпирическую проверку принятых в науке законов, теорий, гипотез. Цель этого вида исследований в том, чтобы разграничить проверенные и гипотетические знания, осознать новые проблемы.

Прикладные исследования и разработки направлены на практическое использование сформулированных законов и теорий. При оценке прикладных исследований в первую очередь учитывается практическая значимость работы. Актуальность работы характеризуется ее практической необходимостью, значимость — широтой и направленностью исследования. Прикладные исследования и разработки имеют большое общественное значение, так как именно от их использования учителями-практиками зависит появление социальных и экономических результатов от научно-педагогических исследований.

Работы разделяют также на теоретические и экспериментальные в соответствии с основным методом исследования. Например, в истории педагогики основной метод – теоретический, опытная работа здесь подчас невозможна.

Важнейшей характеристикой психолого-педагогического исследования является его результат – совокупность новых идей, практических и теоретических выводов, полученных в соответствии с целями и задачами работы. Ценность любого исследования определяется именно полученным результатом. Результат исследования должен быть обоснованным и доказанным, иметь значение для науки и практики, нести общественно новые знания.

Результатом завершенных психолого-педагогических исследований может быть разработка новых концепций обучения, воспитания, методов, форм и средств обучения; выявление закономерностей учебного процесса; постановка новых педагогических проблем; подтверждение или опровержение гипотез; разработка классификаций (уроков, методов обучения, типов заданий); анализ практики обучения, воспитания и т.д.

Можно выделить следующие основные результаты психолого-педагогических исследований.

Теоретические положения – новые концепции, подходы, направления, идеи, гипотезы, закономерности, тенденции, классификации, принципы в области обучения и воспитания, развития педагогической науки и практики. Их уточнение, развитие, дополнение, разработка, проверка, подтверждение, опровержение.

Практические рекомендации – новые методики, правила, алгоритмы, предложения, нормативные документы, программы, объяснительные записки к программам. Их уточнение, дополнение, разработка, проверка. Все эти материалы в результате оформляются в научные публикации. Причем материалы одного и того же исследования могут быть опубликованы в разных формах, так как многие исследования длятся годами и десятилетиями, над ними начинают работать коллективы целых лабораторий и научно-исследовательских коллективов.

Научные публикации могут быть различных жанров и видов: реферат (автореферат), диссертация, инструктивно-методический материал, монография, научно-популярное издание, программа, учебное пособие, методические указания, словарь, справочное издание, энциклопедия. Студенты педагогического вуза могут ориентироваться на такие формы научной продукции, как доклад, тезисы доклада, научный отчет, реферат, курсовой проект (курсовая работа), дипломный проект (дипломная работа).

В качестве оценки научных психолого-педагогических студенческих работ рассматриваются такие признаки, как самостоятельность подбора и изучения основной и дополнительной литературы по проблеме, критическое использование научной литературы, раскрытие различных точек зрения, определение собственного отношения к ним; обоснование выбора проблемы и темы исследования, актуальность темы, ее теоретическая значимость, связь работы с потребностями практики воспитания учащихся, самостоятельность опытно-экспериментальной работы, новизна подхода и результатов, методологическая обоснованность, адекватная предмету методика исследования, наличие достаточно разработанного аппарата, грамотная интерпретация и обработка полученных данных, четкое оформление текста согласно требованиям ГОСТа, владение научным стилем изложения.

Основные понятия по теме

АВТОРЕФЕРАТ – краткое изложение научного произведения самим автором.

БРОШЮРА [

ДЕПОНИРОВАНИЕ [

ДИССЕРТАЦИЯ [

МОНОГРАФИЯ – научный труд, углубленно разрабатывающий одну тему, ограниченный круг вопросов.

ПЛАГИАТ [

ПРЕПРИНТ [

РЕФЕРАТ [

РЕЦЕНЗИЯ [

КОМПИЛЯЦИЯ [

КОНСПЕКТ [

Вопросы и задания для самоконтроля

Обоснуйте приведённую логику организации этапов психолого-педагогического исследования.

Какие ещё этапы вы могли бы выделить дополнительно к приведённым здесь?

Какую цель преследует каждый из обозначенных этапов научного исследования?

В каком случае можно было бы пропустить тот или иной этап?

Глава 2. Требования к применению методов исследования

При описании результатов исследования недостаточно представить только номенклатуру методов. Необходимо обосновать выбор методов, способы их сочетания на каждом этапе поиска, а также обосновать систему методов и приемов, методику как часть общей системы исследования. В конечном счете научный подход заключается в обосновании разработанной методики исследования. Методические просчеты всегда приводят к ошибочным результатам, неверным выводам.

Научный подход к исследованию окружающей действительности, отличающийся от наивного наблюдения за явлениями природы или преднамеренного шарлатанства, характеризуется сложившимися в рамках данной науки традициями к разработке методики исследования. Картина окружающего мира, помимо науки, формируется на протяжении многих тысячелетий также и в рамках вненаучных представлений. Например, много сведений можно почерпнуть из мифологии, древнерусских летописей, башкирских шежере, легенд, устных преданий, народных сказаний, песен и тому подобных источников. Человечеством на протяжении многих веков формируется картина мира в рамках религиозных воззрений, которые также нельзя назвать научными. Наконец, традиционно научному видению противопоставляется философское осмысление действительности

Народные приметы, религиозные догмы, философские концепции противопоставляется научной картине мира. Всё это к науке не имеет никакого отношения. Основное отличие заключается в применении ненаучных методов сбора и обработки информации. В рамках любой науки учёный всегда разграничивает доказанное и предположительное, эмпирические факты и теоретические выводы. Учёный никогда ничего не принимает на веру, он всё проверяет и перепроверяет столько раз, сколько необходимо для убедительного доказательства выведенной закономерности.

Не в пример научному методу религиозная картина мира строится на вере в сверхъестественное, смешивая в единую кучу предположения, домыслы и неопровержимые факты. Народные приметы сделаны как правило на основе «наивного» наблюдения. Если тёмному человеку сотню раз переходила дорогу чёрная кошка, но на сто первый раз это совпало с сильным эмоциональным потрясением, то человек делает вывод, что во всём виновата именно чёрная кошка, при этом сам не замечая того, как впадает в типичную логическую ошибку: «После этого, следовательно, по причине этого». А подобным образом обосновывается множество народных примет. Философия гораздо ближе к науке, нежели религиозное и бытовое сознание, но, как говорят сами философы: философия – не наука. И они правы, так как в философии существуют различные теоретические построения, необходимые для осмысления окружающей картины мира, но отсутствует метод эксперимента, применяемый в науке для проверки теоретических обобщений.

Однако, несмотря на видимое противопоставление научных и вненаучных форм отражения действительности, некорректно было бы говорить о том, что какая-либо модель познания выше всех остальных. Всем известно, что научное познание сильно ограничено, несмотря на все свои существующие достижения. Помимо этого, когда мы говорим о достоинствах научных форм познания, нельзя забывать о том, что путь этот не всегда прямолинеен, порой он извилист и напоминает спираль, которая вьётся вокруг истины, приближаясь, но никогда не совпадая с ней до самого конца

Для каждого этапа исследования следует применять наиболее оптимальный комплекс методов, при этом рекомендуется руководствоваться следующими требованиями: необходимо такое сочетание методов, которое позволяет получить разносторонние сведения; методы должны отражать динамику развития определенных качеств во времени, методы должны позволять анализировать не только результаты, но и условия, при которых они были получены.

Так, методы опроса (беседы, интервью, анкетирование) могут быть использованы в самом начале крупного психолого-педагогического исследования с целью ориентировки при выборе возможных проблем, в середине – с целью уточнения и координации, в конце – для сопоставления полученных результатов с мнениями самих участников эксперимента. Тестирование может быть применено в контрольной и экспериментальной группах до формирующего эксперимента и после него. Предполагается, что вначале результаты в контрольной группе были выше, а после проведения формирующего эксперимента, стали ниже, чем в экспериментальной. Метод наблюдения может проводиться непрерывно на протяжении длительного период времени, его результаты помогают отразить динамику изменения поведения испытуемых.

При выборе методов начинающие исследователи допускают ряд характерных ошибок, которые заключаются в следующем: шаблонный подход к выбору метода, трафаретное его использование без учета конкретных задач и условий исследования; универсализация отдельных методов или методик, например, анкетного опроса, тестирования или социометрии; игнорирование или недостаточное использование теоретических методов, особенно идеализации, восхождения от абстрактного к конкретному; неумение из отдельных методов составить целостную методику.

Начиная работу молодой исследователь сталкивается с тем, что методов научного исследования существует достаточно много, но целостная концепция применения тех или иных методов отсутствует. Многие начинающие исследователи работу над методикой исследования начинают с того, что ищут аналогичные работы, заимствуют использованные методы, тем самым добавляя к ошибкам, допущенным предшественниками, свои собственные. Увидев это, они начинают осознавать, что даже общепринятые методики, разработанные авторитетными учёными, признанными в США и Европе, в данном случае должны быть либо адаптированы, либо положены в основу своих собственных, вновь разработанных.

Редко бывает так, чтобы для достижения поставленной цели достаточно было применение лишь одного метода. Такое возможно в небольшом исследовании, организованном чисто в учебных целях на этапе освоения пользования инструментарием. Однако порой встречаются дипломные работы и даже диссертации, написанные с опорой на один метод. В большинстве случаев грешат универсализацией методов опроса, тогда как необходимо помнить, что в процессе опроса выявляется лишь мнение респондента, которое может быть вольно или невольно приукрашено. Основываясь только на чьём-то мнении нельзя сделать никаких психолого-педагогических выводов.

Не все учёные уделяют должного внимания методам теоретического исследования. Как это ни странно звучит, но многие, приходя в науку, даже бравируют тем, что они ничего не знают, с оттенком гордости в голосе, делая заявления, мол, я не теоретик, я – практик! На наш взгляд, владеть навыками интеллектуальной деятельности, уметь сопоставлять, обобщать, анализировать, классифицировать и делать самостоятельные выводы должен не то что каждый учёный-теоретик, но даже любой специалист с высшим образованием. Однако из года в год видно, как по школярской традиции многие студенты сначала некритично переписывают друг у друга конспекты первоисточников, рефераты и контрольные работы, а затем подобным манером пытаются составить уже научный труд.

Необходимо придерживаться следующих критериев при выборе и обосновании методов педагогического исследования: адекватность объекту, предмету, общим задачам исследования, накопленному материалу; соответствие современным принципам научного исследования; соответствие логической структуре (этапу) исследования; гармоническая взаимосвязь с другими методами в единой методической системе. Все составные элементы методики и методику в целом нужно проверить на соответствие задачам исследования, достаточную доказательность.

§ 1. Методы теоретического исследования

К методам теоретического исследования относятся следующие: абстракция и конкретизация, индукция и дедукция, анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение.

Под абстракцией (абстрагированием) [

Так, в процессе мышления человек отбрасывает второстепенное и таким образом продвигается к познанию необходимого, существенного. Таким образом человек овладевает любой областью знания. Временный отход от ряда свойств, признаков, связей исследуемого предмета необходим для углубленного осмысления, так как сущность предмета становится понятной исследователю лишь в «чистом виде». В. И. Ленин писал, что все научные абстракции отражают природу глубже, полнее, вернее: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике – таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности» (СНОСКА: Ленин В.И. Философские тетради // Полн. собр. соч. – Т. 29. – С. 152-153.).

В процессе психолого-педагогического исследования не всегда можно воспользоваться микроскопом или химическими реактивами, но всегда можно опираться на силу абстракции. Если ставится задача раскрыть сущность предмета, явления, в процессе абстрагирования выбираются общие признаки, свойства, связи, отношения и отбрасываются побочные. Это приводит к созданию понятий, категорий, в которых отображаются существенные признаки явлений и предметов действительности. Например, ребёнок не научится считать до тех пор, пока не начнёт осознавать, что необходимо отвлекаться при рассмотрении предметов от всех их прочих свойств, кроме числа

Существует несколько приёмов абстрагирования используемых в зависимости от реальных объектов и цели абстрагирования. Если необходимо образовать общее понятие о каком-то классе предметов, обычно применяется обобщающая абстракция, иначе её называют абстракция отождествления. Обобщающая абстракция образуется путем выделения у многих предметов общих одинаковых признаков. Изолирующая абстракция, или аналитическая абстракция, не предполагает наличия многих предметов, ее можно совершить, имея всего один предмет, при этом аналитическим путем вычленяется нужное нам свойство с фиксированием на нем нашего внимания. Идеализация, как приём абстрагирования, акцентирует внимание на существенных признаках, отсутствующих в чистом виде в предмете. Идеализация – мыслительный акт, связанный с образованием некоторых абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности. Идеализированные объекты служат средством их научного анализа, основой для построения теории этих реальных объектов. Идеализация выступает важным средством познания законов действительности. Например, учёные фигурируют понятиями «абсолютно чёрное тело», «чистый газ», «чёрный ящик», которых в том смысле, в котором они рассматриваются, в действительности не существует. В педагогике ориентируются на идеальную цель воспитания, которую достичь невозможно, но стремиться к ней надо.

Метод конкретизации теоретических знаний. Конкретизация [

Конкретным является материальный предмет во всём многообразии признаков, свойств, связей и отношений. Конкретным является то, что реально. В мышлении конкретно то, что отражает объективную действительность. Изучая конкретное, исследователь создаёт абстрактное, опираясь на абстрактное, он опять восходит к конкретному, на сей раз на более высоком уровне, обогащённый знанием абстрактного.

Индукция [полная индукция и неполная индукция. Но обобщение в неполной индукции всегда будет носить лишь вероятностный, а не достоверный характер. В реальном познании индукция всегда выступает в единстве с дедукцией.

В качестве метода исследования индукция понимается как путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактов совершается переход к общим положениям, отдельные факты как бы наводят исследователя на общее положение. Индуктивный метод используется также и в том случае, когда исследователь переходит от знания менее общих положений к знанию более общих положений.

Дедукция [

Дедукцию, как метод исследования, можно использовать следующим образом. Для нахождения нового знания о предмете, во-первых, надо найти ближайший род, в который входит этот предмет, во-вторых, применить к нему соответствующий закон, присущий всему данному роду предметов. Также метод дедукции применяется в процессе перехода от знания более общих положений к знанию менее общих положений.

Форма изложения материала в данной главе и в данном параграфе также представлена дедуктивно: от более общего к менее общим положениям, правилам, законам.

Анализ [

Анализ неразрывно связан с синтезом. В мыслительных операциях анализ и синтез выступают как логические приемы мышления, тесно связанные с рядом мыслительных операций: абстракцией, обобщением. Л.С. Выготский считал, что анализ может иметь две принципиально различные формы разложения: на элементы и на единицы. Более продуктивным является способ разложения на единицы. Разложение многих психологических явлений он сравнивал с химическим анализом воды. Изучение водорода и кислорода порознь никакого представления о свойствах воды не дают. Выделение же единицы (в данном случае молекулы воды) дает возможность увидеть характерные свойства, присущие целому в их живой, далее неразложимой форме.

Одной из форм анализа является классификация предметов и явлений. Логика выработала ряд правил аналитического исследования. Перед анализом исследуемого предмета (явления) необходимо выделить его из другой системы, в которую он входит как составной элемент. Необходимо установить основание, по которому будет производиться анализ. Основанием называется тот признак анализируемого предмета, который отличает одни компоненты от других. Анализ должен производиться ступенчато, поэтапно. На каждой ступени анализа должно выбираться одно основание деления, а не несколько сразу. Выделяемые в результате анализа элементы должны исключать друг друга, а не входить один в другой.

Синтез [

Синтез соединяет общее и единичное, единство и многообразие. Движение мысли от причины к следствию есть синтетический, конструктивный путь. Он имеет большое значение не только при получении новых фактов, но и при формулировании проблем, конструировании гипотез, разработке теорий, также заключается в объединении различных теоретических утверждений, в результате чего осуществляется межсистемный перенос знаний и рождается новое знание.

Синтез в научном исследовании необходим при решении важных теоретических вопросов: 1) представлении изучаемого предмета как координированной системы связей с видением существенных сторон; 2) выяснения наличия у изучаемых явлений единой природы, общих существенных элементов различных явлений; 3) выявление связей между законами и зависимостями, относящимися к одному объекту.

Синтез не простое сложение частей, а логически-конструктивная операция, используемая как метод исследования для выдвижения идеи, гипотез, развития их в научные теории. На первом этапе исследования, когда происходит общая ориентировка, сбор данных, уточнение проблемы, выработка гипотезы, применяется преимущественно анализ компонентов педагогического процесса и их предварительный синтез. На втором этапе обычно происходит изучение выделенных элементов в изменяющихся, варьируемых условиях. Здесь нередко преобладает поэлементный анализ. На третьем этапе полученные результаты обобщаются, соотносятся с целым, проверяются и апробируются в системе целостного педагогического опыта. На этом этапе преобладает синтез.

Классификация [

Составление классификации подчиняется определенным логическим правилам: 1) в одной и той же классификации должно быть одно и то же основание для выделения каждого элемента, например, нельзя классифицировать учащихся какой-либо школы одновременно в одной и той же классификации по таким основаниям, как возраст, успеваемость и любимое хобби; 2) объём членов классификации должен соответствовать объему классифицируемой совокупности, то есть сумма членов классификации должна исчерпывать совокупность и не превышать ее (требование соразмерности деления); 3) члены классификации должны исключать друг друга, т.е. ни один из членов не должен входить в объем другого; 4) подразделение на подклассы должно быть непрерывным, т.е. идти по линии постепенного нарастания или ослабления выделенного в качестве основания признака, не перескакивая через ближайший подкласс.

Сравнение – сопоставление объектов с целью выявления сходства и различия между ними. Оно является важной предпосылкой обобщения, играет большую роль в умозаключении по аналогии, также используется в качестве приема дополняющего, а иногда и заменяющего определение. Сравнение изучаемого предмета с другими по принятым параметрам помогает выделить и ограничить объект и предмет исследования. Путем сопоставления выделяют общее и специфическое в изучаемом, отбирают наиболее эффективные методы обучения.

Сравнению подлежат только однородные понятия, которые отражают однородные предметы и явления объективной действительности. Любое сравнение предполагает в различающихся предметах нечто общее. Например, нельзя сравнивать либидо, рассеянность и симуляцию. Сравнению в предметах подлежат наиболее важные признаки, ибо сходство и различие с другими предметами важно лишь по существенным признакам.

В исследованиях по сравнительной педагогике сравнение выступает основным средством и содержанием работы. На уровне чувственного познания сравнение фиксирует внешнее сходство и различие, на уровне реального познания – сходство и различие внутренних связей, что служит предпосылкой выяснения закономерностей, сущностей, всеобщего и необходимого. Без сравнения невозможны аналогия, индуктивные и дедуктивные заключения, классификация, анализ и синтез.

Обобщение – мысленное выделение каких-нибудь свойств, принадлежащих некоторому классу предметов; переход от единичного к общему, от менее общего к более общему. Когда человек обобщает понятие, то включает его в объём другого более широкого понятия, в объём которого входит и объём исследуемого понятия. Например, обобщить понятие «игра» – значит включить объём данного понятия в объём понятие «деятельность». Таким образом, чтобы обобщить какое-либо понятие, надо от признаков исходного понятия отбросить все признаки, присущие только предметам, составляющим объём этого понятия.

Итак, к методам теоретического исследования относятся: абстракция, конкретизация, анализ и синтез, индукция и дедукция, а также методы классификации, сравнения и обобщения. Эти методы направлены на создание теоретических обобщений, установление и формулирование закономерностей изучаемых явлений.

§ 2. Методы эмпирического исследования

К методам эмпирического уровня исследования обычно относят следующие: изучение литературы, документов и результатов деятельности, наблюдение, опрос (беседа, интервью, анкетирование), оценивание (метод экспертов или компетентных судей), тестирование, изучение и обобщение педагогического опыта, опытная педагогическая работа, эксперимент. Последние три по существу представляют собой комплексные методики, включающие определенным образом соотнесенные частные методы.

Любое исследование необходимо начинать с изучения литературы, документов и результатов деятельности. Изучение литературы помогает отделить известное от неизвестного, использовать накопленный опыт, четко очертить изучаемую проблему.

Знакомство с литературой осуществляется по следующей схеме: ознакомление с аннотацией, введением, оглавлением, заключением, беглый просмотр содержания. После этого определяется способ проработки издания: тщательное изучение с конспектированием, выборочное изучение, сопровождающееся выписками, общее ознакомление с аннотированием.

Результаты изучения литературы по каждому вопросу необходимо оформить в виде тематических обзоров, рефератов, рецензий, в которых излагаются важнейшие положения, выявляются основные точки зрения, обозначаются малоразработанные, неясные и дискуссионные положения. Важно подчеркнуть, что нового, оригинального вносит автор каждой работы, высказать свое отношение к авторским позициям и полученным им выводам.

Объем и характер опытно-экспериментальной работы в педагогических исследованиях обычно не вызывает существенных возражений. Копья скрещиваются чаще всего при интерпретации результатов, обоснования применявшихся критериев оценки и методик статистической обработки данных.

Интерпретируя результаты опытно-экспериментальной работы необходимо иметь в виду, что невозможно за короткий промежуток времени оценить ее эффективность, так как, во-первых, личность формируется долгий промежуток времени, а педагогический эксперимент ограничен во времени, во-вторых, на формирование и развитие личности накладывает свой отпечаток бесчисленное множество разнообразных факторов, многие из которых учесть невозможно. Поэтому необходимо подчеркнуть условность результатов всех педагогических экспериментов в силу особой специфики педагогической науки.

Помимо всего прочего, результат опытно-эксперименталь-ной работы всегда имеет личностную обусловленность, субъективность во взаимоотношениях между учителем и учащимися. Каждый класс имеет свое «лицо», любой педагог имеет свои симпатии и антипатии, которые могут им и не осознаваться. Поэтому для получения действительно достоверных результатов исследования и нейтрализации воздействия субъективных факторов, необходимо привлечение огромных контингентов учащихся и педагогов. Однако это не всегда возможно, не всегда целесообразно.

Опытно-экспериментальная работа не предусмотрена в работах по истории педагогики, где эмпирическое исследование проводится на архивных материалах, исторических работах, материалах этнографических экспедиций. То же касается работ по методологии педагогики и психологии, отчасти по сравнительной педагогике. Кроме того, исследование может быть построено на обобщении педагогического опыта.

Основные понятия по теме

АБСТРАГИРОВАТЬ [

АБСТРАКЦИЯ [

АНАЛИЗ [

АНАЛОГИЯ [

ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД – способ исследования, основанный на анализе процессов возникновения, становления предмета, изучение переходов от низших ступеней развития к высшим.

ГИПОТЕТИКО-ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОД – способ научного исследования, при котором в начале высказывается несколько гипотез о причинах изучаемых явлений, а затем дедуктивным путём выводятся из гипотез следствия. Если полученные результаты соответствуют всем фактам, которых касается гипотеза, то последняя признаётся достоверным знанием.

ДЕДУКТИВНЫЙ – основанный на дедукции; пользующийся методом дедукции; дедуктивный метод — способ исследования, изложения, при котором частные положения логически выводятся из общих положений (из аксиом, постулатов, правил, законов).

ДЕДУКЦИЯ [

ИДЕАЛИЗАЦИЯ – один из видов абстрагирования, в результате которого создаются понятия идеализированных объектов, например, «средний ученик».

ИНДУКЦИЯ [

КЛАССИФИКАЦИЯ – многоступенчатое, разветвленное деление логического объема понятия. Результатом К. является система соподчиненых понятий: делимое понятие является родом, новые понятия – видами, видами видов (подвидами) и т.д.

МЕТОД [

МЕТОДОЛОГИЯ – 1) учение о научном методе познания; 2) совокупность методов, применяемых в какой-либо науке.

МОДЕЛЬ [

МОДЕЛИРОВАНИЕ а) совокупность методов построения моделей и изучения на них соответствующих явлений, процессов, систем объектов (оригиналов); б) совокупность методов использования результатов изучения моделей для определения или уточнения характеристик самих объектов исследования, для улучшения управления ими, для проверки соответствующих гипотез об оригинале, для рационализации способов построения вновь конструируемых объектов. Моделирование может быть выражено в физической или знаковой форме.

ОБОБЩЕНИЕ – мыслительная операция, переход от мысли об индивидуальном, заключенном в понятии, суждении, норме, гипотезе, вопросе, к мысли об общем; от мысли об общем к мыслям о более общем; от ряда фактов, ситуаций, событий к их отождествлению в каких-то свойствах с последующим образованием множеств, соответствующих этим свойствам. Путем индуктивного О. образуются также и суждения.

ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ [экстра…+ лат. polire – делать гладким, отделывать] – метод научного исследования, заключающийся в распространении выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на другую его часть.

СИНТЕЗ [

Вопросы и задания для самоконтроля

Что предполагает требование оптимальности при выборе методов исследования?

Раскройте основные критерии выбора и обоснования методов психолого-педагогического исследования.

Перечислите характерные ошибки при выборе методов исследования.

Дайте характеристику методам теоретического исследования.

Глава 3. Эксперимент в сфере образования

§ 1. Специфика метода эксперимента

Эксперимент [

Достоинства эксперимента заключаются в следующем: эксперимент позволяет искусственно отделить изучаемое явление от других; целенаправленно подменять условия педагогического воздействия на испытуемых; повторять отдельные изучаемые педагогические явления примерно в тех же условиях. В широком значении понятие «эксперимент» («экспериментальное исследование») противопоставляется понятию «теория» («теоретическое исследование»).

В эксперименте все строится на сравнении и сопоставлении. Здесь может быть использован комплекс методов: наблюдение, опросы, изучение продуктов творческой деятельности, организация определенных видов групповой и индивидуальной работы и др. Следовательно педагогический эксперимент имеет комплексный характер.

Педагогический эксперимент служит для решения ряда задач исследования: определение зависимости между педагогическим воздействием и полученным результатом обучения, воспитания и развития учащихся; проверка гипотез об эффективности соответствующих методов, форм, средств и приемов обучения и воспитания учащихся; выявление зависимостей между определенным условием (их системой) и достигаемым результатом; определение зависимости между результатом и затратой времени и усилия педагогов и учащихся; сравнение эффективности нескольких вариантов педагогических воздействий и условий выбора оптимального варианта по какому-либо критерию (эффективности, затрачиваемому времени, усилий, средств); обнаружение причинных связей. Иными словами, эксперимент в сфере образования позволяет целенаправленно изучать педагогическое явление, выявляя причинно-следственные связи и отношения.

Получение объективных экспериментальных данных предполагает соблюдение ряда условий.

Выборка должна составляться с учетом принципа случайности испытуемых, исследователей, условий опыта. Это необходимо для исключения интерсубъективного воздействия испытуемых и исследователей на результат эксперимента. При определении размера выборки в эксперименте важно учитывать, насколько большие различия должны быть оценены. Во всяком случае наилучший выход – брать по возможности самую большую выборку. Выбор необходимого числа объектов для эксперимента обуславливается целью исследования. Большое значение имеет также то, кому будут адресованы рекомендации: всем типам школ, для работы с каким-то одним возрастом учащихся.

Требование надежности методики исследования выражается в том, что при повторении опыта данная методика должна дать прежний результат. При выборе конкретных методик учитывается их наибольшая информативность, при этом желательно производить описание всех фактов с использованием языка математики, математического аппарата. В процессе проведения экспериментальной работы необходимо создавать повторяющиеся ситуации для подтверждения (опровержения) ранее полученных данных.

Необходимость значительности расхождения с предполагаемой гипотезой полученных данных достигается с помощью методов математической статистики, когда определяется статистическая значимость различий между доэкспериментальным и послеэкспериментальным состоянием объекта. Если вероятность того, что различие не является случайным, велика, то нулевая гипотеза отвергается или проводится дополнительное число опытов до окончательного выяснения этого вопроса.

Методика эксперимента должна описываться так, чтобы ее можно было повторить. Для этого освещаются следующие аспекты исследования: а) испытуемые – отмечаются существенные для данного эксперимента характеристики (количество, возраст, пол); б) использованное оборудование – описание приборов, существенных для эксперимента; в) процедура – описание последовательных этапов проведения эксперимента, какие инструкции давались испытуемым, как они их выполняли.

§ 2. Типы экспериментов

Классификация педагогического эксперимента возможна по следующим признакам: по длительности во времени, по структуре, по целям, по организации проведения, по степени гласности и др.

По времени выделяют длительные и кратковременные эксперименты. Определение необходимой длительности эксперимента проводится в соответствии с поставленной целью. Например, при изучении процесса развития мышления, воли, эмоциональной сферы, эксперимент должен быть не менее года, а возможно и больше. Эксперимент с учебными целями может занимать гораздо меньше времени, но и здесь большое значение имеет цель исследования.

По структуре выделяют простые и сложные эксперименты. Практически в любом эксперименте используется комплекс методов: наблюдение, опросы, изучение продуктов творческой деятельности, организация определенных видов групповой и индивидуальной работы. Следовательно, педагогический эксперимент, как правило, имеет комплексный характер.

По целям различают формирующие и констатирующие эксперименты. Формирующий эксперимент – метод запланированного осуществления и регистрации изменений, происходящих в педагогическом процессе. Формирующий эксперимент позволяет раскрывать сущность, закономерности, механизмы, динамику, тенденции учебно-воспитательного процесса.

Формирующий эксперимент более точно называют опытно-экспериментальной работой. В научной психолого-педагогической литературе также используются следующие синонимы: обучающий, воспитывающий, созидательный, преобразующий, генетико-моделирующий эксперимент.

По организации проведения выделяют лабораторные, естественные и комплексные эксперименты. В лабораторных условиях эксперимент проводится тогда, когда необходимо использовать специальную аппаратуру, например, электроэнцефалограф для измерения электрических потенциалов коры головного мозга. Считается, что эксперимент проводится в естественных условиях в тех случаях, когда испытуемые чувствуют себя в привычной обстановке, то есть на спортплощадке, в классе, в кабинете информатики и вычислительной техники, в мастерской. Комплексный эксперимент соответственно предполагает исследование как в специально оборудованной лаборатории, так и в повседневной обстановке.

По степени гласности различают открытые и закрытые эксперименты. Под открытыми понимаются такие, когда испытуемым объявляются задачи эксперимента. В случае открытого эксперимента результаты могут вольно или невольно искажаться участниками событий, поэтому и разрабатывают закрытые эксперименты. Закрытым эксперимент бывает тогда, когда испытуемые ни о чем не догадываются. Например, идет урок физкультуры, который со стороны наблюдается исследователем. В некоторых экспериментальных школах могут быть специально оборудованные классы с видеокамерой или скрытым микрофоном. Возможно, что между лаборантской комнатой и классом имеется небольшое окошечко со специальным стеклом, как у солнцезащитных очков. Учащимся в классе видно лишь зеркало, а экспериментатору – весь учебный процесс.

По функции выделяют разведочный, основной и контрольный эксперименты. Разведочный эксперимент может организовываться лишь в случае необходимости. Он предшествует основному, уточняет задачи. За основным опять в случае необходимости может быть проведен контрольный, дополнительный эксперимент. Контрольный эксперимент осуществляется с целью дополнительной проверки каких-либо зависимостей.

Пилотажный эксперимент (пилотажное исследование) выделяется в том случае, когда изучаемая область относительно неизвестна и система гипотез отсутствует. Результаты пилотажного эксперимента могут помочь уточнить направление дальнейшего анализа.

Традиционный (классический) и многофакторный эксперименты. В традиционном эксперименте меняется лишь одна часть – независимая переменная, а при многофакторном – несколько переменных. Например, исследуются две переменные, каждая из них имеет два уровня, так как экспериментатор изучает групповую форму обучения в сопоставлении с фронтальной, при этом он использует два метода обучения – проблемный и традиционный. В этом случае схема данного многофакторного эксперимента будет следующей (см. табл. 1).

Таблица 1

Схема многофакторного эксперимента

МЕТОДЫ

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Групповое

Фронтальное

Проблемный

Группа 1

Группа 3

Традиционный

Группа 2

Группа 4

По логической структуре доказательства гипотезы различают линейный и параллельный эксперимент. Линейный эксперимент отличается тем, что анализу подвергается одна и та же группа, являющаяся и контрольной, и экспериментальной. В этом случае еще до начала эксперимента четко фиксируется все контрольные, факторные и нейтральные характеристики группы (или условия ее функционирования), и по истечении определенного, заранее заданного времени вновь измеряется состояние объекта по его контрольным характеристикам.

В параллельном эксперименте участвуют две группы: контрольная и экспериментальная. Их состав должен быть идентичен по всем контрольным, а также нейтральным характеристикам, которые могут повлиять на исход эксперимента. Характеристики нейтральной группы остаются постоянными на протяжении всего эксперимента, а экспериментальной – изменяются. Потом контрольные характеристики сравниваются и делаются выводы о причинах произошедших изменений.

В ходе параллельного эксперимента иногда применяется прием перекрестного исследования, когда экспериментальный и контрольный классы меняются попеременно местами, что способствует обнаружению изменений под влиянием экспериментальной системы мер, осуществляемой как самим исследователем, так и подготовленными им учителями и воспитателями.

§ 3. Основные этапы проведения эксперимента

Эксперимент условно можно разделить на три этапа: подготовительный, организационный, итоговый.

Подготовительный этап включает планирование эксперимента. Определяется цель эксперимента. Подбираются объекты (классы, школы) в качестве экспериментальных и контрольных групп. Выделяется предмет исследования. Определяется длительность эксперимента, продумываются конкретные методики (анкеты, интервью), устанавливаются контрольные, факторные и нейтральные признаки, по которым можно судить об изменениях, происшедших в объекте. Выбираются способы контроля протекания эксперимента, определяются формы фиксации результатов, способы их обработки. Организовывается апробация на небольшом числе испытуемых, а при необходимости вносятся корректировки.

Этап проведения эксперимента включает изучение начального состояния всей системы, для этого необходимо сделать контрольный срез. На данном этапе необходимо выявить условия и специфику экспериментальной работы, провести инструктаж участников, если таковые имеются. Необходимо продумать и осуществить фиксацию данных о ходе эксперимента, то есть формы регистрации промежуточных срезов.

По итогам первого констатирующего среза подбираются контрольный и экспериментальный классы. Контрольный и экспериментальный классы должны быть одинаковы по количеству учащихся, возрасту, текущей успеваемости, профессиональной подготовке учителя. В первом констатирующем срезе в контрольном классе исследуемые параметры должны быть выше, чем в экспериментальном, а после проведения формирующего эксперимента наоборот – ниже. В этом случае будет доказана выдвинутая гипотеза и можно говорить об эффективности предлагаемых методов обучения. Схема классического эксперимента выглядит следующим образом (см. табл. 2)

Таблица 2

Схема классического эксперимента

ГРУППЫ

ПРЕТЕСТ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

ПОСТ-ТЕСТ

Экспериментальная

+

+

+

Контрольная

+

-

+

Этап подведения итогов экспериментальной работы заключается в том, что проводится описание результатов, характеристика условий, при которых были получены благоприятные результаты, описание особенностей учителей-экспериментаторов, оцениваются затраты времени, указываются границы применения апробированной в ходе эксперимента системы мер. В заключение необходимо переходить от эмпирического изучения к теоретической обработке материала, ибо факты всегда есть следствие причин, и эти причины устанавливаются на основе фактов. Обработка материала делается путем вычисления статистик для проверки гипотез, после этого необходимо произвести интерпретацию результатов.

Итак, эксперимент в сфере образования направлен на то, чтобы выявить и подтвердить, что в результате применения новой методики происходит положительный сдвиг по следующим параметрам: а) время обучения сокращается, б) качество учебно-воспитательного процесса улучшается, в) нагрузка на учителя и учащихся снижается.

Основные понятия по теме

ГРУППА КОНТРОЛЬНАЯ – группа испытуемых, которые не подвергаются никаким экспериментальным воздействиям, так как она служит для сравнения во время эксперимента.

ГРУППА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ – группа испытуемых, подвергнутых экспериментальному воздействию (в отличие от контрольной группы).

ЭКСПЕРИМЕНТ [

СТОХАСТИЧЕСКИЙ [

РЕЦИПИЕНТ – человек, воспринимающий информацию (читатель, слушатель).



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст