Мои статьи

Психолого-педагогические особенности формирования

интереса к чтению у детей младшего школьного возраста.

В настоящее время существует проблема отсутствия интереса кчтению у детей. Эта проблема существует как у детей младшего школьного возраста так и у старших школьников. Навыки чтения — это залог того, что ребенок будет хорошо учиться по всем предметам . Если ребенок читает, значит и писать будет грамотно. Многие специалисты заняты проблемой отсутствия интереса к чтению у детей. Так же надо отметить и тот факт, что отсутствие интереса к чтению наблюдается и у студентов. Последние предпочитают книгам компьютер. Современный ребенок уже к шести годам прекрасно обращается с компьютером, гораздо лучше, чем многие взрослые. Может самостоятельно посмотреть мультфильм или детский фильм. Телевизор вообще неотъемлемая часть детского досуга. Школа вступила в конкурентную борьбу за ребенка с компьютером и телевизором. Пока перевес на стороне последних. Детям просто не интересно учиться, а играть в компьютер и смотреть телевизор – это вызывает большой интерес. Нужно разжечь интерес у детей. Применяя все известные методы и методики.

Существует очень много работ по формированию интереса к чтению, формированию навыков общения, методов преподавания предметов –литературы и русского языка. Преподавать литературу можно по-разному. Можно просто прочитать книгу, а можно потом обыграть ее.

Театр вызывает у детей большой интерес и несомненно всем детям нравится играть. Возможно создание детского школьного театра и привлечение в постановки , как младших школьников так и старших сформирует интерес. Для младших можно облегчить задачу постановки спектакля постановкой коротких сценок. Очевидно, чтобы сыграть роль нужно прочитать книгу. Прочитали стихотворение или сказку и обыграли ее по ролям. Материал усвоится в несколько раз лучше. Техника чтения, выразительность, выучивание стихов и домашнее задание — вот каких результатов можно добиться одной маленькой постановкой. А после спектакля — обсуждение увиденного. Это и формирование навыков устной речи, и формирование собственной точки зрения и умение строить диалог, анализировать. И все это можно дать в игровой форме и усвоится это легко и с радостью.

1

Развитие мышления, понимание литературы, умение анализировать текст -вот чего мы добиваемся от детей и для чего стараемся вложить в них любовь к книге и к театру. Родителям очень важно, чтобы ребенок ходил в театры. Обязательно приобщать его к театру. Походы в кино-это тоже неплохо, но театральная постановка дает намного больше ощущений и эмоций. И чем больше родители будут водить детей в театр, тем богаче будет их духовный мир. Походы в театр можно организовать и целым классом. А потом после спектакля на уроке можно обсудить постановку, написать небольшой отзыв.

Ведущий вид деятельности младшего школьника-обучение, так надо научить его учиться и не просто учиться, а чтобы ему было интересно учиться. Заинтересовался ролью в школьном спектакле или сценке — выучи роль, возьми книгу, прочитай все о своем персонаже. Разными способами можно заставить ученика учиться. Ведущий вид деятельности ребенка начиная с пятого класса -это общение. можно с равнодушием взирать на общение детей , даже если темы общения не вписываются в школьные рамки, а можно создавать такие ситуации при которых дети будут общаться литературным языком и на литературные темы. Возможно некоторые дети начнут писать сами. Пусть это будут короткие произведения, шуточные рассказы, сказки. И потом можно обыграть и эти произведения в виде сценок или поставить спектакль.

В настоящее время есть проблема во всем мире — проблема раннего детства. И это не случайно — первые годы жизни период наиболее интенсивного нравственного развития. Закладывается фундамент психического, физического и нравственного здоровья. От того в каких условиях протекает развитие и зависит будущее ребенка. Научите ребенка ценить прекрасное, слушать классическую музыку, читать классическую литературу, считайте , что фундамент заложен. И возможно его вкусы изменятся и читать он будет очень разные произведения и смотреть очень разные постановки , но фундамент, заложенный в детстве останется. Влияние культурных и индивидуальных особенностей семьи чрезвычайно значимо для развития ребенка. Влияние семьи и особенно матери на ребенка и его развитие огромно. По Э.Эриксону период новорожденности-переходный от реактивного к активному. Происходит интенсивное развитие психики, формируется

2

потребность в общении. Роль матери состоит в активном втягивании ребенка в процесс общения. Период первого и второго полугодия рассматривается, как сензитивный в развитии эмоциональной сферы. Роль матери обеспечивать эмоциональный комфорт и взаимодействие с ребенком. Второй-третий год жизни изучается развитие структуры и содержание эмоциональной сферы ребенка. Большое внимание уделяется материнско-детскому взаимодействию. Роль родителей во всех возрастах состоит в следующем: адекватное участие, поддержка, предоставление самостоятельности, управление поведением. Роль взрослого-в обучении функциям освоения внешнего мира, игровой деятельности. Непременное условие развития-это базовое отношение к миру, которое характеризуется, как базовое доверие, уверенность в поддержке, активное и доверительное отношение к миру, позволяющее ощущать ребенку эмоциональный комфорт и уверенность в любом акте его отношения с миром. С первых дней ребенок слышит слова и развивает свой пассивный запас слов, который затем становится активным.

Надо понимать, что средства массовой информации не могут заменить общение. Анализ поведения детей показывает только присутствие взрослого делает необходимым употребление речи. Общение так же характеризуется стремлением к самооценке, самопознанию, нужде в сотрудничестве или соучастии. Как мы видим про компьютер и телевизор ни сказано ни слова. Так значит надо научиться общаться с собственными детьми. Причем с рождения. И общаться надо постоянно и качественно. Обсуждать книги и фильмы, спектакли и телевизионные программы. Можно в игровой форме сочинять четверастишья на тему прошедшего дня. А можно писать дневник и описывать каждый день. Но непременно обсуждать и общаться.

3

Не поощряйте игру в компьютер. Не прикрывайтесь делами и заботами по дому или работой. Пусть поиграет в компьютер, а я пока отдохну или что-нубудь сделаю. Пусть ребенок в это время лучше нарисует рисунок и расскажет, что делают пресонажи его рисунка или придумае короткую историю.

Если рассмотреть детские сады, то станет понятно, почему там не показываю мультфильмы детям. Воспитатели там все время занимают детей. Дети лепят, рисуют, играют читают, поют, танцуют, клеят, гуляют, но не играют в компьютерные игры и не смотрят телевизор. Это самое правильное для ребенка.

А насколько полезна лепка и оригами для последующего обучения письму это понятно. И также понятно насколько полезно чтение вслух для последующего обучения чтению.

Социокультурные условия жизни и развития ребенка могут оказать существенное влияние на развитие трудностей обучения письму и чтению.

Дефицит внимания к развитию ребенка чаще всего приводит к нарушению или несформированности речи, отсутствию навыков координации движений, организации деятельности. Но при благоприятных условиях обучения дети быстро наверстывают упущенное.

Очень непростая складывается ситуация, связанная с социокультурными условиями развития ребенка до школы, которая в последнее время стала достаточно частой причиной трудностей обучения писму и чтению. Это очень раннее(до пяти лет) обучение письму и чтению.

Родители стремятся научить своего ребенка всему и как можно раньше. Благо очень много в последнее время стало развивающих центров, центров внешкольной работы итак далее. И везде детей обучают по разным методикам . Дети маленькие и схватывают очень легко и быстро, а вот потом переучить очнеь тяжело. Но надо отметить, что в таких центрах детей учат очень дозировано-поучились, а потом поиграли. В классах есть игрушки , конструктор, машинки. Дети учатся и играют им интересно и они не устают. Все делают с удовольствием, но дисциплина все равно присутствует. Вероятно начальной школе нужно перенять кое-какой опыт у развивающих центров. Дети лучше обучаются в игровой форме и с помощью наглядных примеров.

4

Особенно следует отметить, что такая система обучения очень благотворно влияет на гиперактивных детей. По мнению специалистов почти половина детей страдает гиперактивностью.

Нужно отметить , что существуют школьные факторы риска, связанные с неэффективной организацией учебного процесса, неадекватным методикам и требованиям.

К их числу относятся-стрессовая тактика педагогического воздействия, несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям детей, интенсификация и нерациональная организация учебного процесса, недостаточный уровень знаний педагога о причинах и механизмах школьных трудностей.

Воздействие этих факторов сильно тем, что оно идет комплексно, систематически и очень длительное время.

И также стоит обратить особое внимание, что воздействие этих факторов идет в период интенсивного роста и развития личности. И пагубность их очевидна.

Так же надо отметить, что еще одним источником стресса является жесткая агрессивная среда, конфликтные ситуации с педагогами и сверстниками, конфликты между родителями и школой. А страдает во всех этих конфликтах-ребенок.

Так обязательно надо научить ребенка общаться, учиться, ценить прекрасное. Развивать в нем эстетическое чувство. Умение обходить конфликтные ситуации, творчески мыслить, а для этого нужно общаться с ребенком родителям и учителям. И общаться надо творчески…

Светлана Архарова

г. Москва

В статье использованы материалы газеты «Начальная школа» 17/2009. Статья «Вся жизнь –театр…», автор Рустам Курбатов.

Материалы с сайта www.it-med.ru /library/r/rol_2.htm

Список литературы прилагается.

5

Благоприятный психологический климат в семье — как этого добиться.

Благоприятный психологический климат в семье — это основа здоровья ребенка. Основа не только психологического, но и физического здоровья.

И если в семье появились проблемы психологического характера, то в наше время возможно их устранение. Причем временные затраты довольно не значительны, по сравнению с последствиями, которые могут наступить, если их проигнорировать.

Очень полезна в таких случаях может быть семейная психотерапия.

Семейная психотерапия-особый вид психотерапии, направленный на коррекцию межличностных отношений. Цель психотерапии-устранение эмоциональных расстройств в семье, наиболее выраженных у больного члена семьи.

Продолжительность семейной психотерапии –от нескольких сеансов до нескольких недель и даже нескольких лет. Тяжесть психических рассстройств различна. Межличностные конфликты в семье, мотивация членов семьи от этого тоже зависит длительность семейной психотерапии.

Выделяются четыре этапа психотерапии — семейный диагноз, диагностический этап, ликвидация семейного конфликта, реконструктивный этап, поддерживающий этап.

Очень часто от разлада в семье страдают дети. Взрослые не считают нужным скрывать от ребенка свои конфликты. Ссоры происходят на «глазах у детей».

Это оставляет глубокий отпечаток на психике ребенка. И как следствие у детей снижается успеваемость в школе, повышается конфликтность, уходит мотивация к дополнительным развивающим занятиям. Дети становятся раздражительными, агрессивными, конфликтными.

Поэтому, если взрослые заметили и осознали, что в семейных отношениях что-то не так и они уже не способны сами устранить эти проблемы — нужно обращаться к специалистам.

Специалист установит семейный диагноз. Это первый этап.

На втором этапе происходит выявление семейного конфликта и его истоков.

Специалист берет на себя роль посредника и использует прием «робот-

1

Роль общения в психологическом развитии ребенка.

Общение – один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Оно может появиться только в контакте со взрослыми . И весь жизненный опыт дети могут получить только от них. В настоящее время есть проблема во всем мире-проблема раннего детства. И это не случайно — первые годы жизни период наиболее интенсивного развития (психологического). Закладывается фундамент психического, физического и нравственного здоровья. От того в каких условиях протекает развитие и зависит будущее ребенка.

В утробе матери — это формирующееся существо. Отношение матери к неродившемуся ребенку — тоже важно для его развития, важны и взаимоотношения отца и матери. В 1983г. Доктор Верни психиатр из Торонто провел опрос пятисот женщин, который показал, что треть из них не думали о ребенке и у детей, которых они родили чаще наблюдались психические расстройства. Они испытывали трудности в общении и адаптации к окружающему миру.

В период младенчества важно своевременно создавать условия для формирования тех или иных психологических качеств. Каждый период имеет свои достоинства. В отдельные периоды возникают повышенные возможности, а в отдельные пониженные возможности психики. Ребенок максимально нуждается во взрослом.

Общение в детстве должно носить эмоционально положительный характер. Нужно создать эмоционально-положительный тонус, что послужит признаком физического и психического здоровья.

Исследователи Р. Спитц, Дж. Боулби отмечали, что ранний отрыв от матери вызывает нарушения в психическом развитии ребенка. А. Джерсилд отмечал, что способность ребенка любить окружающих тесно связана с тем, сколько любви получил он сам и как она выражалась.

1

В развитии ребенка можно выделить две особенности: Физиологическое развитие – удовлетворение потребностей в пище, физическом комфорте, движениях, притоке впечатлений. Это необходимо для развития нервной системы. Положительное развитие обеспечивается уходом, кормлением, организацией его окружения. Итак обеспечение физических потребностей – необходимо, но недостаточно для развития. Необходимым в развитии является участие взрослого в формировании эмоциональной сферы.

Особенно велика роль матери в развитии общения ребенка. Влияние культурных и индивидуальных особенностей матери чрезвычайно значимо для развития ребенка. Можно сделать вывод: существуют две группы материнских функций. Видотипичная: обеспечить видотипные особенности развития ребенка, как в когнитивной так и в эмоциональной сфере. Конкретно-культурная. Формирование конкретно-культурной модели. Нужно отметить, что роль матери оценивается с точки зрения ее собственного эмоционального состояния, связанного с принятием беременности и отношению к ребенку. Беременность служит материалом для формирования субъективного опыта ребенка. Особое внимание нужно уделить тесной эмоциональной связи с матерью, которая является залогом эмоционального комфорта и успешного развития ребенка. Период новорожденности рассматривается, как фаза нормального аутизма (психоанализ) , неразделение ребенком внутреннего и внешнего.(Э.Эриксон) Период новорожденности –переходный от реактивности к активности. Происходит интенсивное развитие психики, так формируется потребность в общении, возникает семиотическая функция (вокализаций, мимики, улыбки). Роль матери (взрослого) состоит в активном «втягивании» ребенка в процесс общения. Период первого и второго полугодия рассматривается как сензитивный в развитии эмоциональной сферы. Роль матери-обеспечение эмоционального комфорта, эмоционального взаимодействия с ребенком, появление безусловной любви и поддержки. Эта форма общения ситуативно – личностая.

2

Второй-третий год жизни изучается развитие структуры и содержание эмоциональной сферы ребенка. Большое внимание уделяется материнско-детскому взаимодействию. Ребенок оценивается , как существо живущее своими эмоциями, импульсивное, быстро переходящее из одного эмоционального состояния в другое. В этот период ребенок вступает в систему прав и норм поведения, что требует от него перестройки отношений с миром. Роль родителей: адекватное участие, поддержка, предоставление самостоятельности, управление поведением. Роль взрослого – в обучении функциям освоения внешнего мира, игровой деятельности. Итак функции матери есть во всех случаях, ее можно выделить, как базовую. Она обеспечивает успешность всех аспектов психического развития ребенка. Непременное условие развития – это базовое отношение к миру, которое характеризуется, как базовое доверие, уверенность в поддержке, активное и доверительное отношение к миру, позволяющее ощущать ребенку эмоциональный комфорт и уверенность в любом акте его отношений с миром. С первых дней ребенок слышит слова и развивает свой пассивный запас слов, который затем становится активным.

Надо помнить, что средства массовой информации, даже самые лучшие мультфильмы не могут заменить общение. Процесс становления речи проходит несколько этапов:

Первый этап-ребенок не понимает речь и не говорит, но постепенно складываются условия к этому. Это доверительный этап.

На втором этапе осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению. Понимание речи и простые слова-этап возникновения речи. До семи лет –овладевание речью и использование ее с окружающими взрослыми-этап речевого общения.

Анализ поведения детей показал: только присутствие взрослого делает необходимым употребление речи. Взрослые всевремя требуют от ребенка ответь, что это, повтори, назови, скажи. И это заставляет ребенка овладевать речью.

3

Общение также характеризуется стремлением к самооценке, самопознанию, нужде в сотрудничестве или соучастии. В раннем детстве выделяются четыре формы общения со взрослыми:

Ситуативно-личностная

Ситуативно-деловая

Внеситуативно-познавательная

Внесетуативно-личностная.

Ситуативно-личностная, когда общение находится на положение ведущего вида деятельности. Ситуативно-деловое, когда ведущий вид деятельности — предметные манипуляции. Внеситуативно-личностное, когда ведущий вид деятельности – игра. Вообще можно сказать –этап развития речевого общения состоит в том, что дети овладевают сначала понятийным наполнением слова, а потом речью. Огромную роль в общение играет посещение детского сада. Ребенок начинает общаться со сверстниками, играть, налаживать контакты. Даже ссоры и конфликты между детьми играют определенную роль – построение отношений с окружающими. Родителям следует интересоваться общением ребенка со сверстниками, подсказывать выходы из сложных ситуаций…Об этой проблеме пишут многие авторы: Леонтьев А. Н., Эльконин Я.Б., Карпова С.Н., Труве Э.И., Виниконт Д.В. и многие другие. Родителям не составит труда приобрести литературу на эту тему и подробно изучить ее. Самое главное найти в книге то зерно знаний, которое поможет выстроить отношения со своим ребенком, построить свое общение так, чтобы оно приносило пользу и радость и не вызывало отрицательных эмоций. Обязательно (если возникает конфликтная ситуация с ребенком) анализировать ситуацию и подбирать слова, чтобы ни в коем случае не ранить самолюбие ребенка, не унизить его, не напугать его. Своим примером мы сможем научить его правильному поведению в конфликтных ситуациях, которые возможно будут складываться в детском саду и в школе.

4

Посещение детского сада существенно облегчает ребенку процесс общения. Дети, не посещавшие детские сады труднее адаптируются в школе . Им труднее начать общение и правильно его построить. Чаще возникают конфликтные ситуации со сверстниками и даже с учителями. И разрешать их все равно придется родителям, так может изначально учить детей справляться с этой проблемой…Большие проблемы в общении испытывают гиперактивные дети. Они преимущественно могут общаться с младшими детьми, а со сверствниками они конфликтуют. Они не сидят долго на месте, все время в движении это естественно не может нравится учителям, отсюда тоже появляются конфликты. Такие дети беспокойны в движениях, плохо координируют движения, не регулируют свои действия, подчас агрессивны, часто нарушают правила, все «громят» на своем пути, плохо оранизованы. Это только немногие проблемы, которые встречают на своем пути родители гиперактивных детей и сами дети. В таких случаях общаться с детьми необходимо постоянно, с раннего детства, спокойно, достаточно настойчиво, ровным голосом, без нотаций. Пики гиперактивности приходятся на первый-второй годы жизни, когда у ребенка формируется речь, на третий год жизни и на шестой – седьмой. Родителям нужно обязательно изучать много литературы о том, как воспитывать и общаться с гиперактивными детьми.

Светлана Архарова

г. Москва

В статье использовались материалы: Газета «Начальная школа», выпуск 17 2009г. Статья «Гиперактивный ребенок в школе», автор Ольга Каунова. Материалы с сайта www.it-med.ru/library/r/rol_2.htm.

Список литературы прилагается.

5

С. Архарова

Массовая культура и ее влияние на студенчество.

На сегодняшний день существует немало исследований, концепций и теорий «массовой культуры». Многие известные авторы рассматривают ее как особый социальный феномен, имеющий свой генезис, специфику, тенденции развития.

В своей статье «Специфика и тенденции массовой культуры» С.А. Аблеев и С.И. Кузьминская очень подробно рассматривают все аспекты этой проблемы. Возникновение феномена «Массовая культура» далеко не однозначно понимается известными теоретиками и историками культуры. Д. Уайт считает, что к первым элементам массовой культуры можно отнести бои гладиаторов. Эти бои были очень популярны и привлекали много зрителей. Так же на рубеже 17-18 веков появившиеся романы , написанные Дефо и Ричардсоном также можно отнести к элементам массовой культуры. Но эти авторы приводят в своей статье мнения и Российских оппонентов, в их числе Е.П. Смольская, утверждающие, что эти романы не содержат известные шаблоны, характерные для произведений массовой культуры. Однако увлечение этими романами было очень массово. Возможно явления массовой культуры не только разновидность «традиционной культуры» , но и самостоятельная форма, которой возможно следует дать точное определение. Следует отметить и тот факт, что демократизация культуры несет поразительное снижение духовных запросов. Развитие средств массовой информации и коммуникации (радио, кино, телевидение, огромные тиражи газет, глянцевые журналы, Интернет) очень стандартизировали духовные потребности общества. Об этом пишут и эти проблемы очень волнуют современных ученых. Эта проблема выносится на обсуждение круглых столов, делается масса докладов, пишутся статьи. В декабре 2009 года этой проблеме был посвящен круглый стол в МГУКИ. Были заслушаны выступления, которые не могут оставить равнодушными людей, непосредственно имеющих отношение как к массовой , так и к традиционной культуре.

1

Новая социально-экономическая ситуация, сложившаяся во времена перестройки и гласности, привела к тому, что молодежь стала активным потребителем массовой культуры, в то время, как более старшее поколение оставалось приверженцем традиционной культуры. Это объяснялось тем, что молодежь была скептически настроена по отношению к традиционной культуре, а особенно к цензуре. Сейчас ситуация складывается аналогичным образом основными потребителями сети Интернета, через которую и распространяется самая разнообразная продукция массовой культуры является студенчество. «Социально-психологические особенности, свойственные современному студенчеству – стремление к новизне, экстравагантности, ориентации на модные идеалы, желание выделится из общей массы явились некритическим восприятием идеологии массового потребления, которая последовательно навязывается средствами массовой информации, через приобщение к массовой культуре». Об этом пишет М.Б. Глотов в своей статье «Массовая культура и художественное развитие студентов». Он также полагает, что в настоящее время массовая культура воздействует на все стороны студенческой жизни, особенно на ее художественное развитие. Он приводит результаты своего социологического исследования развития художественного мира студентов вузов Санкт-Петербурга, проводившиеся с середины 80-х годов прошлого века, которые полностью подтверждают эту тенденцию. Не могу не согласится с этой позицией, тем более, что положение с усреднением художественных, эстетических, нравственных вкусов ухудшается с каждым годом. Достаточно недавно на телевидение появлялись юмористические передачи и они завладели вниманием масс. Однако , если в более ранний период эти передачи имели боле или менее приемлимый уровень , то в настоящее время и этот невысокий уровень упал. Становится даже не по себе от того, что дети могут увидеть и услышать эти «шутки и розыгрыши». Так же и студенчество, а особенно студенты , связанные с социально культурной деятельностью могут принять такого рода программы за какие либо шаблоны своей творческой деятельности. Социально-экономическая остановка в настоящее время такова, что современному студенту приходится довольно рано задуматься о способах зарабатывания материальных средств.

2

И соответственно ему приходится реализовывать свой творческий потенциал выступая на корпоративных вечерах, организовывая Новогодние поздравления, свадьбы, детские праздники и т.д. Можно надеяться, что основополагающим фактором в сценариях и самостоятельных постановках станут хороший эстетический вкус, качественное художественный и музыкальное образование.

Очень актуальная статья В. Л. Глазычева «Проблема массовой культуры», где он определяет предмет социально-филосовского исследования понятия «массовая культура» и его необходимые процедуры. Он пишет о том. что существует обширная зарубежная литература, которая посвящена «массовой культуре», массовым коммуникациям и определяет отношение к этой культуре. Он приводит 5 очень точных характеристик массовой культуры. По его мнению , сам термин уже является реальным препятствием для развития марксистского теоретического социально-филосовского знания о культуре в целом и буржуазной культуре в частности. Автор считает важным, чтобы успевший сложиться терминологический стереотип не стал также стереотипом мышления, мешая углубленной исследовательской работе в области теории культуры. Сложно не согласиться с его работой.

Несомненно огромное влияние на молодежную аудиторию, в том числе и студенчество оказывают: глянцевые печатные издания. Это отдельный вопрос, требующий детального рассмотрения. Молодое поколение подвержено влиянию таких изданий. Покупая и читая последние молодежи кажется, что она приобщается к «миру глянца», ультрамодным веяниям, движениям и модным тенденциям. Телевизионные программы поддерживают этот миф, постоянно транслируя передачи о моде, звездах Голливуда, наших Российских звездах. Во главу угла ставятся материальные ценности, индустрия моды, стремление к вычурности. Очень известные и успешные личности дают интервью, рассказывают о своих машинах, домах…И у молодежи, как следствие происходит подмена ценностей . Можно подытожить: ценности массовой культуры , выражают представления о жизненном комфорте, социальной стабильности, успешности.

3

Они адресованы всем, но особый отклик находят у молодежи, в их числе и студенчество. Все, что возникает, существует, задумывается должно пользоваться спросом. В массовой культуре товарно-денежные отношения втягивают в себя не только экономику, но и культуру. Об этом пишет в своей статье Тульчинский Г.Л. «Культура в шопе». Также он рассматривет духовные ценности как сегменты рынка, бренд как социальный миф. Автор выделяет российскую специфику массовой культуры. Считает, что одним из результатов интенсивнейших трансформаций, пережитых российским обществом за ХХ столетие, стал шок от столкновения с массовой культурой. На первое место выводятся ценности пользы и блага взаимного спроса. Нет спроса , значит это не имеет права на существование. Да, бесспорно массовая культура держится на формуле спрос-предложение. Если средства массовой информации заполнены передачами посредственного качества, если глянцевые издания пестрят статьями, наполненными далеко не духовным смыслом, то наверное на это есть спрос. И спрос этот огромен, так как прибыли тоже колоссальны. Еще раз цитурую Тульчинского Г.К. «Российское общество оказалось беззащитным перед массовой культурой. Если в большинстве зарубежных стран социальность имеет устоявшиеся институциональные формы гражданского общества, дающего личности-пусть формальные, но ориентиры и скрепы идентификации в виде институций религиозных, муниципального самоуправления, профессиональной корпоративности, то советский и постсоветский человек этого лишен. Российское общество чрезвычайно дисперсно и гомогенно. Это общество массы – самое массовое общество в мире».

Самое пугающее в этом, это то, что есть потребность в такой массовой культуре. Многие деятели искусств отмечаю, что бездуховность достигла угрожающих размеров. Эта проблема занимает умы многих видных деятелей культуры и искусств. Анализ материалов позволил сделать вывод о том, какое огромное количество статей написано по этой проблеме и как глубоко раскрыты в них проблемы , связанные с массовой культурой, особенно тревожащие статьи на тему массовая культура и студенчество. Когда начинаешь осознавать насколько велико влияние последней на студенчество

4

Современному поколению студентов очень импонирует, что массовая культура несет в себе внешне привлекательные и легко перенимаемые идеи и символы. Она не требует серьезных размышлений, не поучает, не заставляет задуматься, а проповедует гедонизм как основную духовную ценность. Очень важно для студентов художественное развитие, а самое главное это те качественные изменения, которые происходят со студентами за период их обучения в вузе. Это три важных направления: художественное просвещение, художественное воспитание и художественное обучение. М.Б. Глотов приводит результаты своего исследования художественных потребностей студентов за время обучения в вузе: большая часть первокурсников отдают предпочтение познавательной функции искусства, а комперсаторской и гедонистической функциям отводит второе место, а у выпускников наоборот признание искусства в качестве средства отвлечения от будней получило 53% опрошенных. Также большинство желало бы получать от искусства эстетическое наслаждение. Автор делает вывод о том, что потребление за годы обучения художественных ценностей массовой культуры развивабт у студентов потребность в комперсаторской и гедонистической функциях искусства. Отмечено, что увлечение каким-либо видом искусства, творчеством,жанром искусства также плодотворно сказываеются на росте художественных знаний студентов. Возможно и качество обучения, особенно в вузе культуры и искусств положительно будет влиять на вкусы студентов. Если приобщение к традиционной культуре вести со школьной скамьи, затем продолжить в вузе у студента сформируется эстетический вкус и взрослея человек будет приверженцем традиционной культуры.

______________________________________________________________

В статье использованы материалы:

С.А. Аблеев и С.И.Кузьминская «Специфика и тенденции массовой культуры».

М.Б. Глотов «Массовая культура и художественное развитие студентов».

В.П. Глазычев «Проблема массовой культуры».

Г.Л. Тульчинский «Культура в шопе».