Мой ребенок и компьютерная зависимость

РЕБЕНОК У КОМПЬЮТЕРА. КАК ПРАВИЛЬНО ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ

Многих современных родителей занимает вопрос: как регламентировать общение ребенка с домашним компьютером?

 

В доме Ирины В. компьютер появился, когда сыну не было еще шести лет. Первые несколько дней наследник, слегка избалованный взрослым окружением, был уверен, что эта классная игрушка принесена исключительно для него. Но компактов с играми папа с мамой еще не приобрели, и, создав несколько шедевров в Paintbrush, дитя несколько остыло. К тому времени родителям удалось объяснить малышу, что компьютернужен маме и папе для работы, а его, малыша, «машинное время» будет весьма ограниченным.

Надо сказать, что рекомендаций врачей типа «ребенок 5-6 лет может работать за компьютером не более семи минут в день» родители маленького Никиты не могли выполнить никогда. И с. этим согласятся все родители, поставившие дома компьютер и допустившие, чтобы их чадо увидело хотя бы раз, как это работает. С этого момента битва за право уткнуться в экран будет бесконечной и жестокой. Можем представить себе возмущенный хор врачей и педагогов, твердящих об испорченных глазах, искривленных позвоночниках, жестокостях компьютерных игр и «поколении домоседов» и призывающих родителей строго регламентировать отношения ребенка и этого электронного врага свежего воздуха и нормальных детских игр в прятки и классики.

 

Действительность проста и сурова — взгляды ребенка формируются не под влиянием «правильных» указаний и наставлений, а на основании того, что ребенок ежедневно видит и слышит. А видит он, что папа, наспех поужинав, достает из портфеля новый диск и на час, а то и на два перестает существовать в нашей скромной реальности, погружаясь в межгалактические разборки, а мама вечером, укладывая чадо спать, говорит: «Спокойной ночи, дорогой, спи, а я еще немножко посижу в Интернете». Утром ребенок видит у экрана папу, просматривающего новости, а днем — маму, печатающую статью. И чего вы хотите от ребенка? Мама, сама не играющая в компьютерные игры, недавно услышала от малыша обиженное: «Ты работаешь уже два часа, а мне разрешаешь играть только 20 минут».

 

Конечно, можно культивировать в семье гораздо более прохладное отношение к компьютеру, но тогда не совсем понятно, зачем он вам дома нужен. Кроме того, в семьях, где компьютер куплен для обучения детей (старших школьников) и родители не проявляют к машине особого интереса, процесс общения ребенка с компьютером выходит из-под контроля полностью. Ребята просиживают у экрана все время, пока родители на работе, скачивают рефераты из Интернета, обмениваются дисками с друзьями.

Родители теряют терпение. Допуск к компьютеру становится поощрением за успехи, лишение его — наказанием за провинности. При этом никому не придет в голову отрицать, что — хотим мы этого или нет — для молодого поколения компьютер станет такой же повседневной вещью, как холодильник или газовая

плита для нас. От этого уже не уйти. Мы сами мечтаем о том, чтобы наши дети получили отличное образование и стали хорошими специалистами — но как вы это себе представляете без компьютеров? Значит, пора признать суровую правду жизни и постараться с самого начала все-таки управлять этим процессом.

 

  СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Покупайте ребенку диски с обучающими играми. Сейчас этих игрушек много, выбрать есть из чего. Но нельзя просто дать ребенку диск с «Уроками математики» и ожидать долгого интереса и серьезных успехов. Компьютер для самых маленьких должен быть не средством получения информации, а возможностью повторить и проиграть самостоятельно то, что ребенок узнал от взрослого — из беседы, занятия, чтения. Тогда вы сможете быть уверены, что малыш действительно узнал что-то новое, а не просто перебирает варианты ответов на экране и смотрит красивые картинки. Кроме того, вы сохраните у него уважительное отношение к «печатному слову», к книге, к самому процессу чтения.

Вы, конечно, хотите быть для своего малыша большим авторитетом, чем этот яркий экран. Тогда пусть он все-таки пока узнает все самое интересное от вас. Но одними «обучалками» вам, вероятно, ограничиться не удастся. Я знаю одну семью, где девочки 5 и 8 лет решают задачки в Ехсеl и пишут рассказики в Word и почти не играют в игрушки, но это, скорее, исключение из правил.

Рано или поздно ваш ребенок увидит просто «игрушку» — с лабиринтами, стрельбой, космическими кораблями. Здесь ясно одно: ребенка надо максимально долго оберегать от злых, некрасивых, жестоких сцен в играх. Если папа — любитель палить по монстрам, на экране кровь рекой, а из динамиков несется непрерывная стрельба и жуткие стоны — малышу нечего делать в одной комнате с компьютером. Но от отца, сидящего за штурвалом космического корабля, возможно, отгонять ребенка и не стоит. Из всего можно извлекать полезные уроки.

Так,     рисованная история с котом-героем может обсуждаться по вечерам с мамой и послужить основой для множества придуманных сказок о добре и зле. Важно, чтобы при этом малыш выполнял условия по ограничению времени, отведенного на компьютерные игры. Хотя проблемы, связанные со здоровьем ребенка, не минуют никого. Да, сидение за компьютером не идет на пользу ни осанке, ни зрению. Но и эту проблему надо признать существующей и попытаться решить, а не просто максимально ограничить ребенку машинное время. К примеру, мальчик играет по 20-30 минут, сначала один раз в день. Позже — ко второму, третьему классу — он добивается права на две, а то и три получасовых игры в день. А ведь уже не за горами рефераты, за которыми он полезет в Интернет. Разумные родители, понимая все это, пытаются компенсировать возможность нарушения осанки у своего ребенка активным образом жизни, походами, плаванием, частыми выездами в лес. А для предотвращения проблем со зрением очень полезно научить ребенка простейшей гимнастике для глаз — поочередному сосредоточению взгляда то на близкой точке, то на далекой; попеременным взглядам влево — вправо без поворота головы. Конечно, без консультации специалиста точно отследить состояние зрения ребенка сложно, но самые простые меры безопасности не повредят.

 

 

 

Источник: Егорова А. Как правильно общаться с ребенком. – М.: АСТ; СПб.: Астрель-СПб, 2007. – с.142 – 146