Мои публикации

Современный урок литературы невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства, в частности кино. Этот органический синтез помогает учителю будить воображение учеников, стимулировать их творческую активность. Конкретно-наглядная основа урока, делает его ярким, зрелищным и поэтому запоминающимся. Но обращение к данной теме вызывает ряд вопросов: какова роль кинофрагмента, не осуществляется ли подмена работы с текстом более легким видом-просмотром, не является ли данный прием погоней за получением требуемой повсеместно отметки: использование ИКТ, важно, чтобы этот прием не стал «приемом ради демонстрации приема».

Использование экранизации литературных произведений я использую на своих уроках в течение трех лет. Во многом интерес к данному виду деятельности определился техническими возможностями школы.

Свою работу в этом направлении мы с учениками начинали с просмотра на уроках фрагментов мультипликационных фильмов, так как именно этот жанр вполне соответствовал возрасту пятиклассников. Содержание мультфильмов было знакомо пятиклассникам с детства, что позволило выстроить работу на уровне осмысления, анализа, а не ознакомления с данным фрагментом.Популярность повести «Малыш и Карлсон» А.Линдгрен в России объясняется именно удачной экранизацией Б. Степанцева. В Швеции гораздо популярнее Пеппи Длинныйчулок. Ребятам предлагалось оценить цветовое решение фрагмента мультипликационного фильма. В ходе обсуждения ученики пришли к выводу, что в яркие цвета окрашено лишь то, что имеет отношение к миру детства ребенка, что понятно и близко ему, что составляет его мечту. Так наметился конфликт между представлением о мире взрослого и ребенка. В ходе дальнейшей работы над произведением и эпизодами намеченный конфликт стал явственнее, самым удачным разрешением этого конфликта стали слова Карлсона-Мишулина: «Люди, взрослые, вечно занятые взрослые! Помните, у вас у всех был свой колокольчик. Вы слышите нас, откройте окна, откройте настежь, чтоб я мог влететь к каждому из вас…»( Режиссер- постановщик: В Плучек, М.Микаэлян) Так прошел урок «Детство с Карлсоном». Использование на данном уроке фрагментов мультипликационного и художественного фильмов позволило работу на уроке сделать более активной, занимательной, в то же время, полезной, подобный вид работы сделал урок «легким» за счет смены видов деятельности, 45 минут урока пролетели незаметно для детей.

Использовать отрывки из мультипликационных фильмов в пятом классе можно и на уроках, посвященных устному народному творчеству. Так, при изучении русской народной сказки «Царевна-лягушка» мы с пятиклассниками просматривали одноименный мультфильм (режиссер М.Цехановский, 1954 год). Этот мультфильм помогает разрешить вопрос о злых и добрых силах в сказке. И снова немалое значение имеет цветовое оформление. Учащиеся замечают, как меняется цветовой фон в мультфильме с развитием действия. В самом начале от светлых и ярких красок при изображении Василисы Прекрасной до темных, почти черных с появлением Кощея Бессмертного. Затем на протяжении всего мультфильма учащиеся еще несколько раз отмечают резкую смену цветов от светлых к темным (в эпизоде, когда герой сжигает лягушачью кожу, или в финале, когда он оказывается в царстве Кощея). Подобный контраст способствует четкому разграничению добра и зла в сказке.

Урок «Рождественские традиции в произведении Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» обогатило использование фрагментов из фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1961) А.Роу, ученики могли представить, как осуществлялись те или иные обряды, наглядно, при помощи художественного фильма, увидели колядования, народные зимние игрища. Использование кинофрагментов облегчило знакомство с культурными традициями нашего народа.

Иногда экранизация ставит перед тобой вопросы и заставляет увидеть в произведении то, чего раньше совершенно не замечал. Например, при просмотре кинофильма «Руслан и Людмила» возник вопрос: почему в фильме есть изображение церквей, звук колокольного звона, но нет обряда венчания? Более внимательный просмотр только укоренил вопросы, так как свадебный обряд показан с множеством языческих деталей, да и Людмилу после свадьбы с Русланом Владимир обещает отдать в жены тому, кто ее спасет. Вероятно, Пушкиным изображена Русь переходного периода от язычества к христианству. Школьная программа не освещает подобные вопросы исторического и культурного наследия, мы привыкли говорить о любви, изучая данное произведение Пушкина, и очень мало- об исторической основе этого произведения, хотя нельзя не признать ее существования.

Конечно, в каждом конкретном случае, учитель , отбирая используемый на уроке материал, будет исходить из его содержания: что можно использовать на уроке и с какой целью. Иногда эпизод из кинофильма- находка для учителя литературы. Так было с использованием начального эпизода с дедом Слышко из кинофильма «Каменный цветок» (1946, режиссер А.Птушко), в котором в форме диалога представлены отличия сказа от сказки, таким образом использование кинофрагмента помогло в освоении в занимательной форме теории литературы в 6 классе, когда возраст учеников пока еще не позволяет им отнестиськ литературе как к науке.

Иногда освоение непростых вопросов теоретического характера значительно упрощает обращение к эпизоду кинофильма. Например, разбирая средства создания образа Башмачкина в произведении Н.В.Гоголя «Шинель», мы обращались к тексту при характеристике портретных деталей, речи, имени, а при характеристике взаимоотношений с другими персонажами уместным было обращение к одноименному фильму(1959 г., в главной роли Ролан Быков).

Особое место отводится тому материалу, где авторский замысел не совпадает с режиссерским воплощением. Так при сопоставлении эпизода последнего свидания в произведении и кинофильме «Ася» (1978г, режиссер И.Хейфиц) замечаем расхождения текста произведения и экранизации и понимаем, что в фильме господин Н.Н., не выдержав объяснения, первым уходит, что показывает еще большую неспособность принимать решения, но не берется во внимание очень важная черта в характере Аси-стремление к независимости. Ася не могла так покорно слушать упреки в свой адрес. Важно, показать ребятам эти расхождения между литературным произведением и экранизацией.

В шестом классе мы обращались к экранизации романа А.С.Пушкина «Дубровский» (режиссер Б.Медведев, 1936 год). И здесь следует выделить несколько аспектов, на которые учащиеся должны обратить внимание. Во-первых, раскрытие социальной тематики, в частности, особое положение Троекурова в уезде, почитание, заискивание перед ним соседей и гостей. Так, шестиклассники замечают особенности игры актеров в сцене договора Троекурова с Шабашкиным о том, чтобы отнять имение у Дубровского, и в сцене суда. Учащиеся говорят, что все окружающие Троекурова ходят как бы приседая; читая приговор, судья меняет тон голоса от нарочито вежливого до неприязненного, произнося имена Троекурова и Дубровского. Кроме того, по-разному подаются бумаги на подпись – с поклоном Троекурову и небрежно Дубровскому. Все это — детали, жесты, мимика актеров — подтверждает идею власти денег в обществе, обреченность положения Дубровского. Во-вторых, фильм помогает решить еще один вопрос, поставленный в романе – могут ли дворяне и народ объединиться в борьбе за общее дело? И в этом случае мы наблюдаем за действиями людей Дубровского. В фильме более подробно показывается быт ушедших в разбойники людей, разбой и грабеж помещиков. Ученики говорят о нескольких эпизодах, которых нет в романе, но которые ясно показывают разницу между Дубровским и его людьми – это эпизоды лихой скачки разбойников по дороге, это нападение на имение Верейского (без Дубровского), это первое нападение на имение Троекурова (без ведома и согласия Дубровского). И если Дубровский – «благородный разбойник», желающий отомстить (но впоследствии отказывающийся даже от мести), то его люди превращаются в разбойников настоящих, разбойников, которые грабят и убивают. И подобные сцены как бы разводят по разные стороны главного героя и его людей, дворянина и народ, заставляя задуматься над возможностью их объединения. Помимо этого, интересно сопоставить финал романа и фильма. Если автор не рассказывает нам, что же на самом деле случается с Дубровским («Поймали несколько человек из его шайки и узнали от них, что уж Дубровского между ими не было… Никто не знал, куда он девался… По другим известиям узнали, что Дубровский скрылся за границу»), то в фильме показано, как несколько разбойников, старая няня Егоровна покидают эти места, несут с собой раненого Дубровского. Но заканчивается фильм тем, как люди Дубровского нападают вторично на имение Троекурова, как один из людей Дубровского наводит ружье на помещика и стреляет. Выстрел слышен уже за кадром. И вот здесь ученики начинают рассуждать, для чего понадобилось именно такое завершение истории? Что хотел сказать режиссер фильма таким финалом? Что Дубровский отомщен? Или что шайка, потеряв своего предводителя, не посчитавшись с его запретом, продолжает разбойничать и нападает на дом, где жила Маша Троекурова? Шестиклассники выдвигают свои версии объяснения такого финала фильма, рассуждая, соответствует ли версия режиссера общей направленности романа.

Постепенно, постигая с помощью кинофрагмента характер персонажа (как в случае с Карлсоном), средства создания образа (фрагмент из кинофильма «Шинель»), мы с учениками учимся воспринимать киноискусство не только как вспомогательное средство, позволяющее полнее проанализировать литературное произведение. Мы учимся обращать внимание на игру актеров, на режиссерские находки, на умело подобранный реквизит, костюм, цветовое решение, мы начинаем понимать, что иногда замысел автора произведения расходится с видением режиссера. Мы учимся сопоставлять игру разных актеров в воплощении характера, например Хлестакова в исполнении Евгения Миронова и Андрея Миронова, сравниваем экранизации «Благородный разбойник Владимир Дубровский» (1988, режиссер Н. Михалков) и «Дубровский» (1936, режиссер А.Ивановский), пытаемся выяснить, какая из них в большей мере соответствует авторскому замыслу. Все это рождает в учениках более внимательное отношение к кино и художественному произведению. Они становятся не просто зрителями, у которых интерес вызывает увлекательность сюжета, они становятся зрителями, способными оценить кинематографический «почерк», развивается свой вкус, они начинают понимать и ценить искусство.