Мой первый опыт в Podcast Аудирование в ЕГЭ

Теоретическое занятие № 1 Сроки освоения первой темы: с 1 апреля по 7 апреля 2013 года включительно.8 апреля 2013 года публикуется вторая тема, участники, которые не выполнят первое задание, будут отчислены с курса. Просим понимать, что количество участников достаточно большое, поэтому выполнять задания с опозданием не разрешается.Участники, до сих пор не загрузившие свои материалы на платформу журнала, должны загрузить свои работы до 15 апреля 2013 года, иначе они не будут допущены к третьей теме.Обучение аудированию в методике преподавания иностранных языковВ методике преподавания иностранных языков обучение аудированию имеет большое значение, так как аудирование представляет собой сложный процесс, который требует специальной и методичной подготовки со стороны учителя и учащегося. Перед каждым учителем стоит задача тщательного планирования и организации развития данного вида речевой деятельности для формирования определенного уровня аудитивных навыков учащихся в соответствии с требованиями образовательного стандарта. Аудирование – рецептивный вид речевой деятельности, представляющий собой одновременное восприятие и понимание речи на слух. [4]. Как самостоятельный вид речевой деятельности, аудирование имеет свои цели, задачи, предмет и результат. Аудирование невозможно автоматизировать полностью, а лишь частично – на уровне узнавания фонем, слов и грамматических конструкций. [2]Аудирование тесно связано с другими видами речевой деятельности. Аудирование и говорение представляют собой две стороны одного явления – устной речи. Аудирование и чтение направлены на восприятие и смысловую переработку информации, что объясняет общность речевых механизмов рецептивных видов речевой деятельности. [7]Важно также отметить что пропускная способность слухового канала ниже зрительного, и процент запоминаемой информации, воспринимаемой на слух, составляет около 20 % , что осложняет обучение аудированию как виду речевой деятельности.Тем не менее, необходимость обучения аудированию обуславливается несколькими факторами:1. через слух поступают образцы иноязычной речи, которые закладываются в долговременную память;2. невозможно научить другим видам речевой деятельности без развития слухового анализатора, так как слухо- рече-моторые образы входят во все виды речевой деятельности;3. при обучении аудированию у учащихся развивается слуховой контроль, т.е. человек, когда говорит, контролирует себя через слух;4. развивается слуховая память, без которой невозможна успешная учебная деятельность и нельзя овладеть иностранным языком. [6]Исследователями установлено, что аудирование занимает до 40-60% всего учебного времени на уроке. Аудирование включает в себя слухо-произносительные и рецептивные лексико-грамматические навыки, формирование которых обеспечивает владение аудированием. [5]Аудирование можно классифицировать на два основных вида: коммуникативное и учебное. Следует четко различать, что коммуникативное аудирование представляет собой цель обучения и является сложным речевым умением понимать речь на слух при ее одноразовом воспроизведении. В процессе учебного аудирования формируется речевой слух и навыки узнавания лексико-грамматического материала и умения понимания и оценки прослушанного. Учебное аудирование – средство обучения, служащее для введения и закрепления языкового материала, создания прочных слуховых единиц, что создает условия для овладения устной речью.При аудиторной и самостоятельной работе допускается многократное прослушивание одного материала, что позволяет понять содержание, языковую форму аудиотекста более полно и точно и выполнить предлагаемые послетекстовые упражнения.Различают также в зависимости от коммуникативной установки: -аудирование с пониманием основного содержания –skim listening, -аудирование с полным пониманием – listening for detailed comprehension, -аудирование с выборочным извлечением информации – listening for partial comprehension, -аудирование с критической оценкой – critical listening.[6]Skim Listening — Аудирование с пониманием основного содержания, с извлечением основной информации; ознакомительное аудирование — предполагает обработку смысловой информации звучащего текста с целью отделить новое от известного, существенное от несущественного, закрепить в памяти наиболее важные сведения – для развития таких умений, как прогнозирование содержания текста по заголовку перед прослушиванием, определение темы и коммуникативного намерения говорящего, перечисление основных фактов, ответы на вопросы по основному содержанию, составление плана прослушанного, резюме и аннотации. [1]Listening for Detailed Comprehension — Аудирование с полным пониманием содержания и смысла, или детальное аудирование — требует высокой степени автоматизации навыков, концентрации внимания и напряженной работы памяти. В процессе обучения аудированию с полным пониманием учащиеся слушают текст, выполняя такие послетекстовые задания (роst activities): пересказ текста с подробным изложением содержания, ответы на вопросы ко всем фактам, составление подробного плана, завершение текста, придумывание дополнительных фактов. [3]Listening for Partial Comprehension — Аудирование с выборочным извлечением информации или «выяснительное» аудирование — предполагает следующее задание – вычленить в речевом потоке необходимую или интересующую информацию, например, важные аргументы, детали, ключевые слова, примеры или конкретные данные, игнорируя ненужное. Быстрое и безошибочное восприятие подобной информации требует достаточных фоновых знаний и представлений о ситуации и участниках общения. Critical Listening — Аудирование с критической оценкой — этот вид аудирования включает в себя способность отличить факты от мнений, оценить точку зрения автора (говорящего), делать умозаключения, интерпретировать, понимать подтекст.В зависимости от соотношения с экспрессивной устной речью и ее формой, воспринимаемой на слух выделяют такие виды аудирования, как:1) Interactional Listening — аудирование как компонент устно-речевого общения;2) Listening to interaction — восприятие на слух и понимание диалога или полилога;3) Transactional Listening — восприятие на слух и понимание монологической речи.[3]Interactional Listening — Аудирование как компонент устно- речевого общения — участники данного вида аудиования выступают попеременно в роли говорящего и в роли слушающего, например, при телефонном разговоре. Специфические умения: умение активно добиваться понимания- вербально реагировать на помехи, возникающие в процессе слушания, переспрашивать, задавать уточняющие вопросы, просить повторить, объяснить, выразить мысль иначе, то есть перефразировать сказанное. Listening to Interaction — восприятие на слух и понимание диалога или полилога, когда слушающий сам не участвует в устно-речевом общении. Понимание затрудняется особенностями произношения, тембра голоса, темпа речи участников разговора, неожиданной сменой реплик, паузами и повторами. Transactional Listening / Non – interactional listening — Восприятие на слух и понимание устной монологической речи, направленной на передачу информации, например при прослушивании лекций, аудиозаписей литературных произведений, информационных радиопередач, при просмотре документальных видеофильмов и телепрограмм. [3]Контрольные вопросы на усвоении теории:Задание 1. Ответьте на вопросы:1) Легко ли вы понимаете иноязычную речь на слух? Что вам помогает (мешает)? 2) Согласны ли вы с тем, что человек в совершенстве овладел иностранным языком, если может легко понимать речь детей до 5 лет? 3) Объясните тот факт, что в ходе международных экзаменов по иностранному языку раздел «аудирование» представляет наибольшие трудности для русскоязычных студентов? 4) Как вы относитесь к такому утверждению: свободное владение языком не означает, что любой текст, который воспринимается на слух, необходимо понять и запомнить во всех деталях.Задание 2. Ответьте на вопросы:1) Подберите синоним определению «аудирование».2) Когда аудирование выступает как самостоятельный вид речевой деятельности, а когда является средством формирования смежных коммуникативных навыков и умений? 3) Является ли аудирование частью устной речи?4) Каковы факторы обучения аудированию?5) Каково основное различие коммуникативного и учебного аудирования?6) Допустимо ли при самостоятельной работе прослушивать один материал несколько раз?7) Какие виды аудирования выделяют в соответствии с коммуникативной установкой? 8) В процессе какого вида аудирования возможно добиться адекватного реагирования на особенности произношения говорящих?Для выполнения задания:Используя кнопку ‘Reply’ (ответить) в теме данного сообщения, напишите свои краткие ответы на поставленные вопросы (на русском языке).Литература1. Бим, И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе : учеб. пособие / И. Л. Бим. – М. : Просвещение, 1988. – С. 190–200.2. Гальскова, Н.Д.; Гез, Н.И.Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика (методическое пособие для студентов лингв. ун-тов и фак. ин.яз. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Нальскова, Н.И. Гез. – 3-е изж., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – с. 162-1863. Елухина, Н.В. Преодоление основных трудностей понимания иноязычной речи на слух как условие формирования способностей устно общаться //Иностр. языки в школе. 1996. № 4 С. 25-294. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. — М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. — c.357-3625. Колесникова, И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. — СПб.: Изд-во «Русско-Балтийский информационный центр „БЛИЦ», «Cambridge University Press», 2001. — c.161-189.6. Кулиш, Л.Ю. Виды аудирования / Сост. Леонтьев А.А. // Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия. — М.: Рус. яз., 1991. С. 224-225.7. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей/ Е.Н. Соловова. – М: Просвещение, 2002. – с. 124-140

Теоретическое занятие № 2Сроки освоения второй темы: с 8 апреля по 12 апреля 2013 года включительно.13 апреля 2013 года публикуется третья тема, участники, которые не выполнят второе задание, будут отчислены с курса. Просим понимать, что количество участников достаточно большое, поэтому выполнять задания с опозданием не разрешается.Сетевые социальные сервисы «Podcast» и «Audacity» в обучении английскому языкуАктуальность обучения иностранным языкам в настоящее время занимает значительные позиции. Современные технологии обучения на основе ресурсов сети Интернет предоставляют возможность планировать и организовывать процесс обучения, использую необходимую информацию в достаточном количестве. Обучение аудированию с использованием социальных Интернет-сервисов должно строиться на основе следующих принципов:- принцип интерактивного обучения – формирование интерактивной личности;- принцип имманентности – последовательное ведение обучения на иностранном языке с акцентом на осмысление языковых явлений, одновременное развитие всех видов речевой деятельности;-принцип отбор материала с учетом изученной лексики;-принцип учета степени трудности текстов в связи с ожидаемыми действиями учащихся;-принцип совместной работы;-принцип использования имитационного обучения;-принцип осознанности учащимися их обучаемой деятельности;-принцип аутентичности;-принцип индивидуальности;-принцип самостоятельности учащихся;-принцип учета социокультурных особенностей страны изучаемого языка.Развивать аудитивные умения возможно на основе сервисов «Podcast» и «Audacity». Podcast является видом социального сервиса, который позволяет прослушивать, просматривать, создавать и распространять аудио- и видеопередачи в сети Интернет.Подкаст — отдельные файлы либо регулярно обновляемая серия ресурсов в Интернете Работать с контентом данного сервиса можно в любое удобное для пользователя время и в любом месте. Всё, что необходимо, — это скачать выбранный файл на свой компьютер. Учащиеся могут как прослушивать, так и просматривать подкасты, а также создавать свои собственные по любой тематике, любой длительности и качества. Наиболее удобный способ воспользоваться podcast – директорияwww.podomatic.com, где содержатся и аутентичные подкасты, и созданные для учебных целей. На странице директории возможно работать с различными категориями, доступными для скачивания, познакомиться с возможностями сервиса и принять непосредственное участие в ее пополнении. Процесс создания и публикации подкаста происходит в несколько этапов:• Поиск идеи подкаста, определение его тематики. Перед записью периодических подкастов, как правило, составляется его план, облегчающий процесс повествования при записи.• Подготовка оборудования. Как правило, для записи используют цифровой или аналоговый микрофон. • Запись подкаста. Захват звукового сигнала производится либо программными, либо аппаратными средствами. • Монтаж. При монтаже подкаста синхронизируется порядок следования и наложения звуковых дорожек, удаляются шумы и помехи, накладываются различное музыкальное оформление. • Публикация подкаста. Готовый подкаст, как правило, публикуется на различных подкаст-терминалах, блогах и сайтах, посвященных данному подкасту.Для преодоления объективных трудностей учащихся при аудировании podcast необходимо помнить о соблюдении трех стандартных стадий процесса обучения аудированию: до прослушивания, во время прослушивания и после прослушивания, так как на каждой стадии формируются определенные умения, необходимые для эффективного аудирования на иностранном языке. В соответствии с данной моделью обучения и следует планировать и организовывать работу с материалами Podcast. Для примера предлагается авторский примерный алгоритм действий учителя по созданию интернет-ресурса с использованием социального сервиса Podcast. (см. приложение 1)Audacity – сетевой социальный мультимедийный сервис для создания аудиотекстов (русский интервейс), свободный и простой в использовании редактор. Это многоплатформенный аудиоредактор звуковых файлов, ориентированный на работу с несколькими дорожками. Программа была выпущена и распространяется на условиях GNU General Public License. Работает под управлением операционных систем: Microsoft Windows, Linux, Mac OS X и других. Audacity обеспечивает выполнение следующих функций:• импорт и экспорт файлов WAV, MP3 (с использованием кодировщика LAME MP3), Vorbis, FLAC и других форматов;• запись с микрофона, линейного входа и других источников;• запись с одновременным прослушиванием имеющихся дорожек;• запись до 16 каналов одновременно (необходима многоканальная звуковая карта);• индикаторы уровня записи и воспроизведения;• изменение темпа с сохранением высоты тона;• изменение высоты тона с сохранением темпа;• удаление шума по образцу;• воспроизведение множества дорожек одновременно (без поддержки многоканального звука — при воспроизведении используются только два канала, в которые микшируются все дорожки);• сведение дорожек с разными качественными характеристиками с автоматическим преобразованием к заданным характеристикам проекта в режиме реального времени;• результаты могут сохраняться во множество форматов, обеспечиваемых библиотекой libsndfile.Авторы проекта Russian Podcasting, положившего начало буму подкастинга в России, рекомендуют использовать Audacity для записи и сведения подкастов.Audacity доступен в директории audacity.sourceforge.net/. Подроная информация доступна на www.audacity.ru/p1aa1.html иwiki.audacityteam.org/wiki/Audacity_Wiki_Home_Page. Подробная инструкция по использованию редактора Audacity представлена в книге В.А Горюнова, А.Н. Стась «Обработка и монтаж записей с использованием Audacity - linux.armd.ru/common/img/uploaded/files/Audacity.pdf.Для примера предлагается авторский примерный алгоритм действий учителя по созданию интернет-ресурса с использованием социального сервиса Podcast. (см. приложение 2)Таким образом, такие современные технологии обучения на основе ресурсов сети Интернет, как Podcast и Audacity, благодаря своим техническим особенностям, предоставляют возможность планировать и организовывать процесс обучения аудированию наиболее эффективно и в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Контрольные вопросы:1) Что подразумевается под понятием «интерактивной» личности?2) Как Вы понимаете принцип «имманентности»?3) Подберите синоним понятию «podcast».4) С помощью какого сервиса возможно убрать лишний шум с аудиозаписи?5) Возможно ли с помощью сервиса Podcast планировать и организовывать работу с аудиоматериалами?6) Каковы основные плюсы использования сервиса Audacity?