Мои мысли о счастье ученика или Новые технологии на службе у педагога

Мысли о счастье учеников, или Новые технологии на службе у педагога

Детство — это лучшая пора в жизни человека. Детям хочется быть понятыми, хочется, чтобы их услышали. Недостаток любви ими воспринимается острее, чем взрослыми. Они менее защищены, более ранимы. И поэтому мы, учителя, родители, стремимся сделать своих учеников, детей счастливыми.

Что такое счастье? Каждый понимает по-своему. Как понимаю я? Счастье нельзя измерить материально, о нём нельзя сказать, что оно приходит и уходит: оно накапливается. Если я вижу, что подарила частички счастья моим ученикам, значит, я сама стала немножко счастливее.

Детям нужно доверять. Нужно уметь молчать, когда очень хочется сказать. Да, они заново изобретают тот же велосипед. Нужно ли это? Им – нужно! Ведь это так интересно! Не случайно первый урок по новой теме – это урок открытия знаний. Конечно, есть определённые моменты, когда ученику нужно дать готовые знания. Но именно переоткрытием достигаются наилучшие результаты. Личное «переоткрытие» давно известного нам, взрослым, учить детей думать. Постепенно они приучаются добывать знания путём собственных размышлений.

Я часто думаю над тем, как дать ребёнку возможность комфортно чувствовать себя в стенах школы. Все помнят: «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться!» Весело – значит без страха, не боясь своего временного незнания.

Работа в группе расковывает ребят: они решают учебные задачи вместе со своими одноклассниками, друзьями, с которыми привыкли общаться в неофициальной обстановке. А рядом учитель, всегда готовый прийти на помощь.

В моей педагогической практике большую роль играют видеотехнологии, которые можно рассматривать и как техническое средство обучения, и как метод, отражающий совместную деятельность педагога и ученика, и как форму образовательной работы. Современному ученику, живущему в обстановке информационной цивилизации – современные высокотехнологичные информационные средства обучения. Это вполне резонно.

Такие положительные моменты видеотехнологий, как привлекательность представления и визуализация всем очевидны. Кроме того, неоспоримым преимуществом видеотехнологий можно считать сетевое взаимодействие, контактность, творческое развитие личности, самостоятельный отбор информации в соответствии с контекстной задачей.

В своей практике я использую работу над фильмом и в среднем, и в старшем звене. Работа над созданием фильмов позволяет реализовать деятельностный подход, в основе которого лежит категория предметной деятельности, обучение реализуется на основе активно-деятельностного способа. Работа с видео позволяет перевести реакцию на новизну, детское любопытство сначала в ситуативный учебный интерес, а затем в устойчивый учебно-познавательный интерес. Ученики, принимая предложенную практическую задачу, переопределяют её в познавательную. В результате постоянной работы учащиеся самостоятельно ставят и формулируют цели учебной деятельности.

Наиболее простой и доступный ученикам 5, 6 классов способ работы с видео – создание роликов к изучаемым лирическим произведениям. Класс делится на группы, каждая из которых создаёт проект по данному стихотворению. В группах происходит распределение обязанностей:

- поиск картинок соответствующей тематики (приветствуются сложные и интересные ассоциации);

- подбор соответствующего музыкального сопровождения;

- запись звуковой дорожки с чтением стихотворения (если программа не позволяет накладывать две звуковые дорожки, то один из учеников читает стихотворение наизусть во время демонстрации);

- монтаж.

Таким образом, ученикам предоставлены альтернативы в выборе действий. Учитель выступает в роли консультанта. Педагогику сотрудничества можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся. На уроке создаётся дружелюбная, благоприятная обстановка.

После просмотра видеоролика на уроке сначала создатели оценивают свой труд: говорят, что, с их точки зрения, было удачным, а над чем можно было бы ещё поработать, определяя полноту и уровень выполнения учебных действий. Ребята учатся самостоятельно обнаруживать ошибки, реализуя актуальную рефлексивную оценку. Затем в обсуждении видео участвуют все ученики класса и педагог. На уроке постоянно поддерживается положительный эмоциональный фон.

Другой, более сложный вид работы с видео – создание постановочных роликов, когда ученики воспроизводят обстановку, созданную в произведении, пишут сценарий и снимают фильм. Здесь важно понять идею стихотворения, его тональность, пафос, продумать значение деталей, распределить роли.

И ещё один способ работы с видео – создание анимационного фильма к изучаемому произведению. Конечно, флеш-анимация только входит в образовательный процесс, и учеников, способных создавать подобные проекты, пока немного. Но, думается, что в недалёком будущем всё изменится.

Мои ученики самозабвенно читают и пытаются понять авторский замысел, воплощая свои мысли в творческих проектах. Я даже по-хорошему завидую ребятам: у них впереди столько открытий…

А вокруг бушует мир, безумный, быстро меняющийся и меняющий свои требования ко всем живущим. Но это мы, взрослые, называем мир безумным, а дети просто живут в нем, называя его своим миром, потому что принимают его. А мы принимаем их.