Мой лучший урок_42462

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Павлово

Конкурсная работа

«Мой лучший урок»

Номинация: Обществознание

Повторительно-обобщающий урок по теме «Духовная сфера». 9 класс.

Выполнила: Дмитриева Светлана Владимировна,

Учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ № 1 г. Павлово,

I квалификационная категория,

[email protected]

Павлово, 2012 г.

Дмитриева Светлана Владимировна

Учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 1 г. Павлово

Образование высшее. В 1999 году закончила Нижегородский Государственный педагогический университет имени М. Горького. Присуждена квалификация – учитель истории.

Педагогический стаж по данной специальности – 11 лет.

В 2011 году прошла курсы НИРО «Современные подходы в преподавании истории и обществознания» (в объеме – 144 часа); курсы Intel «Обучение для будущего» и «Путь к успеху». Окончила районные проблемно-тематические курсы: «Технология создания школьного музея», «Проблемы преподавания краеведения в школе», «Подготовка к ЕГЭ и ГИА по истории и обществознанию».

Тема самообразования: «Современные технологии обучения истории и обществознания в средней школе»; «Подготовка выпускников к ЕГЭ и по истории и обществознанию».

Аннотация.

Ценности, положенные в основу урока.

Личностные: совесть, оптимизм;

Педагогические: творчество, любовь к детям, профессионализм, солидарность, толерантность;

Общекультурные: патриотизм, здоровье нации, культура;

Общечеловеческие: здоровье, мораль, право.

Место урока в разделе школьной программы.

п/п

Тема урока

Кол-во часов

24-25.

26.

27.

28-29.

30.

31-32.

33.

III. Духовная сфера.

Что такое культура.

Культурные нормы.

Формы культуры.

Религия.

Искусство.

Образование и наука.

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Духовная сфера».

10

2

1

1

2

1

2

1

Данный урок в девятом классе, завершающий тему по обществознанию «Духовная сфера», урок, который будучи последним в теме, должен выполнять задачи повторения и обобщения материала.

Духовная сфера, по праву считается одной из важнейших в жизни общества. Именно она способствует удовлетворению высших потребностей человека, без которых человечество не сможет существовать. Религия, наука, образование, культура – вот, что спасет человечество!

Описание исходного уровня знаний, умений, навыков учащихся.

К моменту проведения данного урока учащиеся умеют работать в разных режимах и формах, планировать свое речевое поведение, контролировать свои действия и действия своих одноклассников, давать оценку, извлекать информацию из прочитанного и услышанного, самостоятельно истолковывать факты, выстраивать свою версию рассуждений, умеют анализировать и описывать понятия с разных, часто противоположных точек зрения. Учащиеся находятся на стадии изучения общих принципов постановки и решения познавательных проблем, которые включают методы анализа (изучение источников, гипотезы и доказательства); выявление предпосылок (то есть анализ условий, обоснование поступков, выявление причин); анализ целей и результатов; объяснение преимуществ и недостатков; выявление общего и различного; объяснение фактов; сопоставление различных суждений; умение использовать внешкольные источники информации; разные способы работы (в том числе и самостоятельной) с учебной книгой.

К началу изучения темы «Духовная сфера» были пройдены два раздела: «Политическая сфера»; «Человек и его права», где учащиеся познакомились с основными понятиями и приобрели знания, необходимые для изучения «Духовной сферы». К моменту изучения данного урока учащиеся знают ключевые понятия темы: культура, наука, образование, религия, искусство и другие. Могут свободно ими оперировать. Умеют выполнять тестовые задания, которые предложены в ходе конкретного урока. Есть навыки написания эссе, технология написания которого также используется на данном уроке. Учащиеся умеют работать с ПК, что позволяет использовать ИКТ в ходе урока.

В ходе урока используется презентация, что позволяет учащимся использовать все виды памяти.

КОНСПЕКТ УРОКА.

Цель урока: закрепление знаний учащихся о культуре, ее видах и духовной жизни общества.

Задачи урока:

- обобщить знания учащихся о духовной культуре, о духовной сфере, ее роли в развитии общества, во взаимодействии личности с социальной средой;

- развить умения и навыки учащихся по определению сущностных характеристик различных типов культуры, сравнивать и классифицировать их по указанным критериям;

- развить умения пользоваться компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, написания творческих работ и тестов;

- воспитывать толерантность, приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ.

Средства, необходимые для проведения урока:

УМК: А. И. Кравченко, Е. А. Певцова. Обществознание, — М.: Русское слово, 2008 г.;

12 ПК + 1 ПК (учительский) с программным обеспечением (Офис 2007);

Компакт-диск № 2. Обществознание: ООО «Марис», 2004 г.;

Презентация к уроку;

Картинки «Формы культуры»;

Проектор.

Этапы урока и их продолжительность.

Этапы урока

Время

Этап 1: Организационный

2 мин.

Этап 2: Фронтальное повторение и закрепление изученного ранее материала

15 мин.

Этап 3: Обобщающий контроль знаний

15 мин.

Этап 4: Практическое закрепление знаний

5 мин.

Этап 5: Подведение итогов

2 мин.

Этап 6: Домашнее задание

1 мин.

Этапы урока транслируются на экране через проектор.

Этап 1: Организационный.

Вводное слово учителя: На протяжении нескольких уроков мы вели разговор о духовной культуре, пытались выяснить ее роль в жизни общества. Сегодня вам предстоит обобщить изученный материал и показать свои знания во время тестирования и написания эссе.

Этап 2: Фронтальное повторение и закрепление изученного ранее материала.

Работа по вопросам для повторения. (Учащиеся отвечают на вопросы, учитель дополняет и комментирует ответы учащихся).

Известно, что существует более 250 определений понятия «культура». Что мы понимаем под культурой?

Исходя из определения, назовите основные виды культуры.

(схема на экранеприложение 1).

Существует ли взаимосвязь духовной и материальной культуры? Можно ли провести четкую границу между материальной и духовной культурой?

Какими путями человек приобщается к культуре?

Что такое культурные ценности?

Говоря о духовной культуре, мы выделили несколько ее видов. Назовите основные.

(схема на экранеприложение 2).

По основным признакам определите, о каких видах духовной культуры идет речь.

(Выполняет один ученик за главным компьютером. Выполненное задание появляется на экране. Остальные учащиеся проверяют. При необходимости исправляют ошибки приложение 3).

Какие черты характеризуют данные виды культуры?

(На экране изображения плакатов. Задание выполняет один ученик. Необходимо соотнести плакаты, относящиеся к различным типам культуры с их названиямиприложение 4).

Говоря о культуре, мы должны помнить, что главное в культуре это человек, он творец, преобразователь. Что значит быть культурным человеком? Нарисуйте словесный портрет культурного человека.

Слово учителя: Область духовной культуры включает в себя понятие морали, религии, искусства, науки, образования.

Какова цель науки в обществе?

Для чего нужно образование человеку?

Как вы понимаете высказывание Цицерона «Дом без книг подобен телу без души»?

Какую роль в жизни человека играет религия? Назовите основные элементы религии. Какие виды религий можно выделить? Назовите ранние формы религий. Какие относят к национальным?

Слово учителя: А теперь выстроим схему мировых религий

(Один ученик за главным компьютером выполняет задание: Заполнить схему «Мировые религии». По датам, указанным в схеме определите, какие религии должны быть в схеме. Остальные учащиеся проверяют. При необходимости исправляют ошибки – приложение 5).

Что вы можете сказать о принципах политики в нашем государстве по отношению к религии? Существует ли какая-либо главная религия? Есть ли запрет на вероисповедания? Разрешена ли деятельность сект, которые пропагандируют насилие, разрушение семьи, государства, культуры? Как соотносятся церковь и государство?

Слово учителя: Последний блок вопросов касается искусства.

Какие виды искусства вам известны? Человек, занимающийся творчеством, что пытается донести до зрителя? Что зритель ищет в искусстве? Для чего люди посещают театры, музеи, слушают музыку? Что дает людям искусство?

Слово учителя: Подводя итог нашему разговору, вам предстоит выполнить творческое задание, написать синквейн (стихотворение пять строк).

(Схема синквейна на экране – приложение 6).

Слово учителя: При написании синквейна необходимо отразить роль, которую данный вид культуры играет в жизни общества.

(Пример синквейна на экране – приложение 7).

(Учащиеся разбиваются на группы (5), им предлагаются слова: культура, искусство, религия, мораль, образование. На выполнение работы дается 5 минут. Учащиеся набирают синквейн на компьютере и демонстрируют на экране через проектор).

Этап 3: Обобщающий контроль знаний.

Форма контроля: обобщающий тест по теме «Духовная культура» (15 вопросов). На выполнение отводится 15 минут. – приложение 8.

Комментарий учителя: на экране компьютера вы видите вопрос, выбираете один из четырех вариантов ответа, по окончании работы компьютер выдаст количество (%) правильных ответов, которые соответствуют следующим оценкам – приложение 9.

(Учащиеся работают за компьютером парами и оценивают себя самостоятельно).

Этап 4: Практическое закрепление знаний.

Слово учителя: В качестве практического закрепления изученного материала вам предлагается написать 5-минутное эссе по одной из предложенных тем, используя формулу ПОПС. (Темы на экране – приложение 10).

Темы эссе:

«Стыжусь – значит существую». (Вл. Соловьев);

«Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое «как»». (Ф. Ницше);

«Недостаток не в деньгах, а в людях и дарованиях делает слабым государство». (Вольтер).

Этап 5: Подведение итогов.

Поощрение учащихся за работу. Оценка работы и знаний учащихся. Учащиеся высказывают свое мнение об уроке.

Этап 6: Домашнее задание.

Повторить определения по данной теме. По материалам СМИ, подготовить сообщение о новостях в культурной жизни города, области, государства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ.

Кравченко А. И., Певцова Е. А. Обществознание. 9 класс, — М.: «Русское слово», 2008 г.;

Кочетов Н. С. Обществознание. 9 класс. Поурочные планы по учебнику Кравченко А. И., Певцовой Е. А., — Волгоград: «Учитель», 2006 г.;

Большой справочник школьника, — М.: Дрофа, 2007 г.;

Компакт-диск № 2. Обществознание: ООО «Марис», 2004 г.;

www.openclass.ru;

Wikipedia.org

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Анонимность, передается из поколения в поколение, доступная, непрофессиональная

А. Элитарная

Сформировалась в середине XX века, носит коммерческий характер, доступная, рассчитана на широкий круг потребителей

Б. Народная

Сложная, не несет коммерческой прибыли, рассчитана на узкий круг ценителей, способствует появлению уникальных произведений

В. Массовая

1.

2.

3.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

1.

А. Народная

2.

Б. Массовая

3.

В. Элитарная

ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

Мировые религии

VII век н. э.

I век н. э.

VIV века до н. э.

(Буддизм, ислам, православие, христианство, протестантизм, католицизм).

ПРИЛОЖЕНИЕ 6.

Схема синквейна:

Одно существительное

Два прилагательных

Три глагола

Одно короткое предложение

Одно существительное (вывод).

ПРИЛОЖЕНИЕ 7.

Пример синквейна:

Наука.

Фундаментальная, глубокая.

Учит, доказывает, создает.

Знания – основа любой науки.

Прогресс.

ПРИЛОЖЕНИЕ 8.

Убежденность в существовании высшей силы, управляющей миром, называется

А) интуицией;

Б) научным познанием;

В) религиозной верой;

Г) атеизмом.

2. Верны ли следующие суждения? Социальная функция образования заключается в том, что

А. В его процессе человек овладевает социальным опытом, происходит социализация личности.

Б. Оно непосредственно управляет социальными процессами в обществе.

А) верно только А;

Б) верно только Б;

В) верно А и Б;



Страницы: 1 | 2 | Весь текст