Мой дом – моя крепость

Урок обществознания в 7 классе. Тип урока – комбинированный. Урок позволяет использовать разнообразные технологии: проектные, поисковые и др. За несколько дней до урока учащиеся получают творческие задания: 1 группа – презентация «Жилища народов мира», 2 группа – презентация «Мой дом – моя крепость», 3 группа – изготовление макета (можно ограничиться рисунком) «Дом будущего», всем – подготовить пословицы, поговорки, стихи и песни о доме; можно познакомить учащихся с клипом «Коммунальная квартира» В. Рыбина и гр. «Дюна»

Обществознание 7 класс

Тема: Мой дом, моё жилище

Цели: познакомить учащихся с социальным пространством, с территориями, в которых обитает человек; формировать навыки общения; развивать навыки самостоятельной работы

Живым существам очень трудно без дома.Жилье нужно птицам, зверям, насекомым…Для шустрых и быстрых лесных муравьевВ большом муравейнике пища и кров.Лиса и барсук в темных норах живут,А птицы уютные гнездышки вьют.Живым существам без жилища — беда,Но людям без дома – совсем никуда!

1. Введение в тему.

Сообщение темы и целей урока

2. Сообщение учителя.

Пространство, которое окружает человека, можно разделить на 3 категории:

Общественная территория

Домашняя

Личное пространство

3. Скажите, что мы называем “домом”? ( ученики высказывают свое мнение)

Слово “дом” произошло от латинского слова “домус”, что означает “жилище”, “хозяйство”. Поэтому чаще всего домом мы называем жилое помещение, квартиру, где ночуем, едим, отдыхаем, куда приходим из детского сада, школы или возвращаемся после долгого путешествия. Дом – это место, где нас ждут, где нам рады и всегда готовы помочь в трудную минуту. Приходилось ли вам слышать выражения “я здесь чувствую себя как дома” или “чувствуйте себя как дома”? Кто скажет, что они означают? Чувствовать себя как дома – это значит хорошо, свободно, радостно. Недаром говорят: “В гостях хорошо, а дома лучше!” Однако дом – удивительное слово и обозначает оно не только жилище.

Пирогова Е. и Частушкина А. расскажут нам о своём видении дома.

См. приложение 1 . Рассказ и презентация: «Мой дом – моя крепость».

4. Где бы мы ни жили, в городе или деревне, без дома нам не обойтись. Кто-то живет в городской многоэтажке, у кого-то бревенчатый дом с печкой. Трудно сказать, какое жилище лучше. Каждый дом удобен по-своему, и у каждого есть свои недостатки.

Инсценировка “В каком доме лучше жить?”

Одноклассники Дима и Эдик возвращались из школы. Дима остановился около высокого многоэтажного здания.

- Вот и мой дом, — сказал Дима, — может. В гости зайдешь?

- Слушай, ты живешь в этом доме? — спросил Эдик.

- Да. Сейчас моя семья переехала сюда, в многоэтажку. В раньше мы жили в Сосновке, в маленьком деревянном доме с печкой.

- Ну, надо же! – воскликнул Эдик. – Не представляю, как ты там жил, это же неудобно: ванны нет, душа нет, вместо водопровода – колодец, печку надо топить, туалет на улице… Наверное, рад до смерти, что переехал?

Диалог прерывается, учитель предлагает детям высказать свое мнение, затем инсценировка продолжается

- Не скажи, — возразил ему Дима. – Я порой очень скучаю по прежнему дому. У нас во дворе была баня, где мыться- одно удовольствие. Никакая ванная с ней не сравниться! Печка мне тоже нравилась: натопил ее в любое время – в доме тепло. А здесь батареи включили, когда уже все жильцы замерзли и простудились. Окна моей многоэтажки выходят на большой проспект – шум, гам, запах бензина! В деревне рядом с домом – свой сад, огород, цветы, чистый воздух… Конечно в многоэтажном здании множество удобств, которые в деревне мне и не снились, но иногда очень хочется снова пожить в старом деревенском доме.

- Вот уж не думал, что ты так будешь скучать по сельской жизни. Я вот вырос в городе и не представляю, как можно жить без городских удобств.

Дима усмехнулся:

- Знаешь, есть одна пословица” “Каждый кулик свое болото хвалит”. Просто мы привыкли к своим домам и считаем их лучшими!

5. Население земного шара состоит из людей разных национальностей. Какие из них вам известны?

И у каждого из них дома имеют свои отличительные черты.

Презентация Тиханковой Ю. «Национальные жилища» см. приложение 2

Какими бывают дома, мы узнали. А какими могут быть квартиры? (учащиеся высказывают свое мнение).

А ещё квартиры бывают такими — звучит отрывок песни “Коммунальная квартира” в исп. группы “Дюна”).

— Какая квартира называется коммунальной?

(Ответы детей)

6. Дом – это не просто помещение. Это место, где нас ждут, где нам хорошо, где мы черпаем силы и вдохновения. Дом был воспет в искусстве разных народов.

2. Работа с пословицами и поговорками о доме.

Дом вести – не лапоть плести.

Дом вести – не рукавом трясти.

Дом построить – не шапку на голову надеть.

Дом с детьми – базар, без детей – могила.

Дома стены помогают.

Дом без хозяина – сирота.

Не бойся, что дом остынет, бойся, что сердце остынет.

Учитель предлагает вспомнить сказки.

Учащиеся рассказывают стихотворения о доме.

Пять ступенек, краской крытых,

Сколько раз вы мною мыты!

Пять простых ступеней в дом!

Как легко над тем крыльцом

Вьются комары столбом!

Это тыщи дум моих

Среди сумерек глухих

Вьются там уж без меня,

В тишине родной звеня.

Счастье – родину иметь,

Да о ней всю жизнь болеть!

Вечно помнить свет села

Дом родной, святые сени

И заветные ступени,

По которым в мир сошли.

В горах, где веселое эхо хохочет,

И ветер прохладный играет как хочет,

За облаком белым несётся по следу,

Жил с матерью добрый один непоседа

В лачужке слепой, покосившейся, старой,

У быстрой реки под высокой чинарой.

Вот к матери добрый идёт непоседа:

«Майрик, — говорит, — я отсюда уеду.

Сижу я на месте, а это не дело…

Прости, но ужасно мне здесь надоело

В лачужке слепой, покосившейся, старой,

У быстрой реки под высокой чинарой.

Пусть жизнь унесёт меня бурным потоком,

Пройду я, как странник, по странам далёким,

И дом самыйлучший я там присмотрю,

Его, моя мать, я тебе подарю

Вместо лачужки покосившейся, старой,

У быстрой реки под высокой чинарой.»

Простившись, из дома ушёл непоседа,

Он странствовал долго по белому свету,

И дивных домов он увидел немало,

Но в странах далёких ему не хватало

Лачужки слепой, покосившейся, старой,

У быстрой реки под высокой чинарой.

Годы прошли, он вернулся не скоро

В родные, прохладные, тёмные горы.

И мать его встретила, и не корила:

«Нашёл ли, сыночек?» — проговорила

И он отвечал: «Да, майрик, нету краше

Вот этой в горах затерявшейся нашей

Лачужки слепой, покосившейся, старой,

У быстрой реки под высокой чинарой.»

А дом, заставленный добром, — еще не дом.

И даже с люстрой над столом, — ещё не дом.

И на окне с живым цветком – ещё не дом.

И даже с чайника баском – ещё не дом.

Когда вечерняя сгустится темнота,

Так эта истина понятна и проста –

Что от ладоней до окна наполнен дом

Твоим теплом, твоим теплом.

Все вещи тихо растворила темнота,

И стала комната бездонна и пуста.

И среди этой мирозданной пустоты

Весь мир мой – ты, и дом мой – ты…

А дом, заставленный добром, — еще не дом.

И даже с люстрой над столом, — ещё не дом.

И на окне с живым цветком – ещё не дом.

И даже с чайника баском – ещё не дом.

7. Совсем скоро вы станете взрослыми людьми и будете строить свой дом. Мне бы очень хотелось, чтобы ваш дом отличался от других , чтобы вам в нём было тепло и уютно.

Я предлагаю вам «строительный материал», и каждый из вас вложит свой кирпичик в дом будущего.

Любовь, уважение, эгоизм, доброта, поддержка, вспыльчивость, взаимопонимание, терпение, властность, ответственность, забота.

Дом, как известно всем давно,

Это не стены, не окно,

Это не стулья со столом;

Это не дом.

Дом – это то, куда готов

Ты возвращаться вновь и вновь,

Яростным, добрым, нежным, злым,

Еле живым.

Дом – это там, где вас поймут,

Там, где надеются и ждут,

Где ты забудешь о плохом,

Это твой дом.

8. Задания для самостоятельной работы

Задания 2, 4 с. 97-98 в рабочей тетради. См. приложение 3

9. Итог:

10. Д/з п. 28-29 задание 7 с. 100 в рабочей тетради

Литература:

Обществознание: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – 10-е изд. – М. : ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.

Обществознание. 7 класс : поурочные планы по учебнику А. И. Кравченко, Е. А. Певцовой / авт.-сост. Н. С. Кочетов. – изд. 2-е, испр. и доп. – Волгоград : Учитель, 2010.

Хромова И. С. Рабочая тетрадь по обществознанию. К учебнику А. И. Кравченко, Е. А. Певцовой «Обществознание». 7 класс. – 6-е изд. – М. : ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.

Интернет-ресурсы

Приложение 3.

Задание 2.Распределите перечисленные места по видам территорий

1. школа2.прихожая в квартире3. Комната в общежитии4. Кинотеатр

5. автобус6. Рабочий кабинет дома7. Отдельная спальня8. Ванная комната

9. улица10. Музей11. Кухня в доме12. Спортплощадка

Т Е Р Р И Т О Р И Я

Общественная

Домашняя

Личная

Задание 4. Соедините понятия стрелками в логические группы. Объясните принцип образования групп.

Отопление

Землянка Замок

Коммунальная квартира

Многоэтажный домКанализация

Балкон

Шалаш Хижина

КондиционерКоттедж

ДворецМусоропровод

ВодопроводПещера



Мой дом — моя крепость

Мой дом – моя крепость

(развлекательная программа для детей и родителей)

Цели: развитие взаимоотношений между детьми и родителями; повышение их взаимопонимания и взаимодействия.

Задачи:

Создание атмосферы сотворчества и эмоционального подъёма;

Укрепление семейных отношений;

Формирование чувства сопереживания от совместной деятельности.

Участники: команды из 3 человек. (Папа, мама и ребёнок.)

Ход программы

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать семьи, которые сегодня принимают участие в программе «Мой дом – моя крепость!»

(Представление семей.)

У каждого человека должен быть дом. Дом – это своего рода, крепость, где мы чувствуем себя в безопасности, где каждый из нас окружен заботой и любовью близких.

Но всегда ли происходит так в действительности? Можем ли мы с твёрдой уверенностью сказать, что «Мой дом – моя крепость»? Совпадают ли высокие эпитеты с практикой семейных взаимоотношений?

Найти ответы на эти вопросы и призвана наша программа, которую будут оценивать магистры семейных наук.

(Представление жюри.)

Ведущий: Первый конкурс нашей программы называется «Семья – это…»

С какими понятиями у вас ассоциируется слово «семья»?

(Участники высказывают свои определения.)

Да, ни секрет, что у каждого из нас своё представление о семье. И наш первый конкурс позволит узнать мнение участников программы.

(Творческое представление семей. Время выступления до 3 минут.)

Конкурс рисунков «Дом, в котором мы живём».

Время выполнения 2-3 минуты.

Конкурс «Семейный уклад».

Ведущий: Вы видите таблицу, на которой представлены разные направления.

Воспитание детей

Устройство быта

Материальное благосостояние

Отдых и развлечения

Обучение

Вам необходимо определить для себя последовательность всех направлений по значимости. Время выполнения 2 минуты.

Конкурс «Семейный бюджет».

Питание

Игры и развлечения

Одежда

Предметы быта

Обучение

Медицинские услуги

Художественная литература

Прочие расходы

Ведущий: Представим, что ежемесячный доход составляет 100%. Вам необходимо распределить в процентном отношении семейный бюджет. В данном конкурсе родители и дети будут работать самостоятельно. Время выполнения 3 минуты.

Конкурс «Семейные конфликты».

Командам предлагаются для просмотра видеосюжеты на данную тему. Необходимо найти правильное решение. Обсуждение ситуаций – 1 минута.

Конкурс «Кладовая мудрости».

Ведущий зачитывает вопросы. Оценивается максимальное количество правильных ответов команд.

Наука, изучающая прошлое человеческого общества по памятникам материальной культуры. (Археология.)

Наука о законах наследственности и изменчивости организмов. (Генетика.)

Не присмотренное у семи нянек. (Дитя.)

Кто и в каком произведении написал адрес: «На деревню дедушке»?

Птица, попавшая в суп за свои думы. (Индюк.)

У кого самый большой язык? (У муравьеда.)

В каком городе жил Незнайка? (В цветочном.)

Какими словами заканчивается «Сказка о золотом петушке? (Сказка – ложь, да в ней намёк)

Искусство приготовления пищи. (Кулинария.)

Назовите 7 чудес света. (Пирамида Хеопса, Сады Семирамиды, Александрийский маяк, Колосс Гелиос Родосский, Зевс Олимпийский, Храм Артемиды в Эфесе, Мавзолей Мевсола в Галикарнасе.)

Конкурс для пап.

(На полу чертится прямая линия. Папы становятся парами лицом друг к другу. Берутся за руки как при рукопожатии. Задача заключается в перетягивании соперника через линию на свою сторону. Победителям присваиваются баллы.)

Конкурс для мам.

(Из предложенного материала необходимо составить композицию. Время выполнения 3 минуты.)

Конкурс для детей.

(Из бумаги необходимо сделать сувенир-подарок и дать ему название. Время исполнения до 3 минут.)

Конкурс «Построй крепость».

(Команды выстраиваются на эстафету. Участникам раздаются кубики-кирпичи. На противоположной стороне площадки командам необходимо выстроить свою крепость. Количество ходок каждого участника определяется количеством кубиков. Максимальное количество баллов получает команда, которая первой выстроит свою крепость.)

Ведущий: Вот и построены дома-крепости! Хочется пожелать, чтобы они были для каждого из вас опорой Веры, Надежды и Любви!

Подошёл момент для подведения итогов программы. Слово предоставляется Магистрам семейных наук!

(Жюри подводит итоги конкурсов и оценивает команды.)

Литература:

Т.А.Фалькович, Н.С.Толстоухова, Л.А.Обухова «Нетрадиционные формы работы с родителями»