Мое педагогическое кредо_28608

Колумб открыл Америку, еще один кусочек

все той же знакомой земли, продолжил уже

начертанную линию – и его до сих пор славят

за это. Что же сказать о человеке, который

среди видимого открывает невидимое

и дарит людям не продолжение старого, а совсем

новый, прекраснейший мир!

Л. Андреев

Прошло уже более двух десятков лет, как я, выпускница Орехово-Зуевского педагогического института, переступила порог школы – новостройки в Шатуре не как ученица, не как практикантка, а как самая настоящая учительница. Все было ново: и здание, и коллектив, и ученики, и родители, и впечатления от общения со всеми, кого я встретила тогда на своем пути. Я верила в себя, в свои силы, знания, энергию, в тот момент мне казалось, что с моим приходом в школу многое переменится: все без исключения будут заниматься только на «4» и «5», исчезнут конфликты между детьми и их родителями, между учащимися и учителями… Но это только казалось. На самом же деле все было гораздо сложнее. И вот теперь, спустя годы, мне хочется поделиться своими мыслями об отдельных проблемах школы, поговорить о возможных путях выхода школьного образования из тупика, и, конечно, о главных фигурах в школе — об учителе и его учениках.

Обучая детей сложнейшему предмету – математике, нельзя добиться высоких результатов, если этого не захотят сами школьники. А как пробудить это желание, как поддержать интерес к тому, что не всегда бывает сразу понятным? Учителю в данном случае и карты в руки: твори, выдумывай, предлагай те задания, которые не оставят никого равнодушным. Учитель не тот, кто учит, а тот, у которого хочется учиться. Да, это нелегко составлять самой и научить ребят составлять кроссворды и ребусы, рифмовать трудно запоминающиеся формулировки теорем, законов, придумывать шуточные задачи, готовить красочные презентации, расставлять «ловушки», «блуждать» по лабиринтам, искать закономерности.

Это очень даже не просто, порой хочется ограничиться традиционным объяснением, закреплением материала, однако невысокие результаты не дают покоя. И учитель вновь в постоянном творческом поиске. Его считают фанатом, порой над ним посмеиваются, хотя втайне, по-моему, завидуют.

Знающий ищет. Познавший – находит. Нашедший изумляется легкости овладения. Овладевший поет песнь радости. Н. Рерих.

Я причисляю себя к числу этих фанатов. Считаю, что лишь от увлечения к знаниям – самая короткая дорога, если у ученика нет желания учиться, то никакие ТСО, никакие сверхъестественные приемы не дадут хороших результатов.

Дети переходят из класса в класс, более сложными становятся алгебраические примеры, задачи, геометрические теоремы, построения. Игры становятся «лишними», школьники выросли, и учителю нужно доказать ребятам, что в обыденной жизни, на практике не обойтись сегодня без знаний. Вновь и вновь учитель перелистывает методическую литературу, в том числе и учебные пособия по другим предметам. Он выискивает прикладные математические задачи, задачи практического содержания, так они дают возможности осознать необходимость изучаемых на уроках тем. Радует, что в отдельные учебные пособия по математике включены лабораторные , практические работы. Здорово, что при изучении темы «Производная» в 10-м классе, ученики заранее просчитывают результат (прикладные задачи на экстремум), учатся экономить, например, металл при изготовлении погреба наибольшей вместимости, это выгоднее, чем методом проб и ошибок на деле искать оптимальное решение. Провешивание прямой, построение прямого угла на местности, измерение высоты, например, трубы Шатурской электростанции, расчет материалов для ремонта квартиры, … — вот ответ нерадивому ученику на вопрос: «И зачем мне нужна эта математика?» Если на первом этапе, главное зацепить, заинтересовать, то далее от поддержания интереса важно подвести школьников к осознанию необходимости изучения всех предметов, а этому способствует практическая направленность обучения в целом. Я убедилась в этом в процессе работы учителем.

Случается, что один и тот же материал рассматривается на уроках разных дисциплин, причем программы построены так, что это часто происходит не параллельно, последовательно (что помогло бы увидеть практическую значимость изучаемого); порой физика, черчение опираются на математические познания, которых дети еще не имеют. Какая может быть результативность в данном случае?… Конечно же, невозможно просчитать все нюансы, все учесть, но даже в стенах одной школы при работе ШМО учителей естественного, физико-математического циклов реально скорректировать прохождение программного материала. Иногда на пользу идут совместные интегрированные уроки. В своей работе я совместно с учителем физики проводила интегрированные факультативные занятия (один предмет тут же дополняет другой). Их трудно, хлопотно подготовить (нужен тщательный подбор материала), нужно, чтобы оба педагога были заинтересованы, а эффект будет. Если рядом с тобой единомышленники, если между учителями разных предметов тесная связь и одно стремление научить как можно лучше, то интегрированные занятия принесут пользу не только учащимся, но и самим педагогам. Каждый увидит наглядно то, над чем есть еще время поработать. Личность (а в школе каждый ученик – личность) должна быть всесторонне гармонически развита, и интегрированное обучение способствует этой гармонии.

Каждый учитель, по-моему, вместе с тем, чтобы постоянно повышать свой профессиональный уровень (а без этого просто нельзя в современной школе), должен осваивать новые педагогические технологии. «Кто не в силах учиться, тот не в силах учить», — гласит старинное изречение. Я получила вторую специальность практического психолога, чтобы оценить на деле уровень развития каждого ученика, его возможности, способности. Это под силу и учителю-практику, а значит, ему необходимо так планировать работу, чтобы каждый ребенок не был обречен на неудачу. Перспективный план работы с каждым без исключения должен строиться по пути от простого к сложному, от мелких успешных шажков до значительных побед. Главная цель дифференцированного подхода – это доставить радость, принести удовлетворение от того, что усвоена хоть самая малость, дать надежду, что завтра ученик сможет больше, лучше. Школа должна стать школой успеха, радости для слабого и сильного, для способного и не очень.

Современная школа остается стартовой площадкой в колледжи, техникумы, в вузы, в самостоятельную жизнь, и это требует внедрения компьютерных технологий. Твои знания и возможности компьютера, это ли не запрос сегодняшнего дня? Через возможности электронного журнала учитель сегодня информирует родителей не только об оценках их ребенка, но и поддерживает родителя в курсе содержания изучаемого материала, помогает инициировать деятельность родителей по общению со своими детьми.

Много лет назад не было такого разнообразия ТСО, в частности, по математике. Мел и доска заменяли все средства обучения, и как говорили педагоги старой закалки, результаты обучения были выше. Мы же, имея больше возможностей, загружаем потоком своей предметной информации учащихся, не считаясь с тем, что не всегда свой урок построили рационально. Не всегда удается проанализировать отрицательные моменты урока, критически подойти к оценке каждого проведенного занятия у нас не хватает времени, просчеты учителя мы стараемся переложить на плечи учащихся. Поэтому у каждого педагога сегодня чаще всего завышенная самооценка, мы виним родителей за слабый контроль за детьми, виним ребят за то, что не усвоили за предложенное время тот или иной материал, себя же оправдываем, а разве мы всегда правы в выборе методических приемов, подборке дидактических материалов на каждом уроке?…

Из-за огромного количества альтернативных учебников вольно или невольно каждый педагог вовлечен в эксперимент, результаты которого анализирует и «переваривает» чаще всего сам участник эксперимента на «долговечность учебника». Ладно, если этот учитель не новичок. Многообразие учебной литературы и поиск «своей», учитывающей возможности учителя и учащихся, это тоже немаловажная проблема школы, каждого учителя. Учителя сегодня не устраивают готовые математические диктанты, контрольные работы, тесты, диагностические работы, каждый из педагогов сегодня ориентируется на материалы ГИА, ЕГЭ, на КИМы, которые публикуются в интернете, постоянно самосовершенствуется по применению компьютерных технологий, учитель обречен на ежедневную проверку проверочных работ. Учитель не имеет права сегодня научить ниже базового уровня, у него возросла ответственность за окончательный результат своей профессиональной деятельности. Независимая оценка качества образования не позволяет каждому из нас некачественно работать в современной школе.

Нельзя в одной творческой работе, в изложении своего педагогического кредо охватить все то, что стало твоим за много лет работы. Знаю только, что многое, что есть положительного в школе, зависит не только от социума вокруг, прежде всего от учителя, а он «понявший строй жизни, вошедший в ритм созвучий, внесет те же основы и в свою работу. Во имя стройных основ жизни он не захочет сделать кое-как. Доброкачественность мысли, доброкачественность воображения, доброкачественность в исполнении – ведь это все та же доброкачественность, или Врата в Будущее». (Н. Рерих)

Проблем малых и больших в школе много, отчаиваться нельзя, так как каждый из нас пример для воспитанников, и важно помнить: «Чтоб звезды видеть – из зажги в себе» (Н. Рерих)