Мое кредо

Педагогическое кредо

«Семь главных правил моей педагогической жизни»

Ребенок не созревает сначала, а затем

воспитывается и обучается; он

созревает, воспитываясь и обучаясь,

т.е. под руководством взрослых

осваивая то содержание культуры,

которое создало человечество.

С.Н. Рубинштейн

Часто ли мы с Вами задумываемся над вопросом, почему дети порой сопротивляются педагогическим усилиям? Чего они на самом деле хотят, а чего нет? На эти вопросы нет однозначного ответа. Их желания обусловлены различными факторами и обстоятельствами: это возраст, среда, наследственность, способности, склонности и многое другое. В отношении воспитанников детских домов, оказавшихся сиротами при живых родителях, можно добавить: их поведение сопряжено с ожесточенностью, агрессией, потерей доверия к взрослым. Каждый педагог детского дома, наверное, не раз задавал себе вопросы: «Зачем мне нужна такая непрестижная работа с большой ответственностью и маленькой зарплатой, постоянными тревогами и волнениями?». Многие не раз за этот непростой отрезок своей жизни пытались уйти, сбежать от педагогических инноваций и технологий, планов, конспектов, отчетов, конкурсов, бесконечных проверок администрацией и надзорными органами. И я тоже не исключение. Но время «лечит»…

Часто, даже педагоги, умудренные жизненным опытом, чувствуют беспомощность, растерянность и бессилие перед этими много пережившими за свою короткую жизнь детьми. Сложность их характеров, недоверие к нам, взрослым, заставляют искать те средства, методы и приемы, которые помогли бы зажечь огонек надежды в их глазах.

Для воспитанников детского дома, которые не имеют положительного примера родных и близких, мы — сотрудники детского дома, как на ладони. Дети замечают все: наш макияж или его отсутствие, наше настроение прическу, стиль одежды, манеру разговора с коллегами и детьми, отношение к окружающим. Поэтому мое первое правило: «Оказывать влияние на воспитанника примером собственного поведения, доброго, справедливого отношения к делу, людям, к детям».

В отсутствии семьи, детский дом для ребенка становится базовым институтом социализации. Знания и умения, передаваемые детям педагогами детского дома, помогают сформировать у будущих выпускников основные компетенции личности: гуманизм, патриотичность, экологическую грамотность, информационно-поисковую активность, мобильность, ответственность, проектность, самоорганизацию, саморазвитие. Так появилось мое второе правило: «Поощрять стремление детей к знаниям».

Третье правило подсказал опыт работы: «Предоставлять воспитаннику возможность проявить себя с положительной стороны, дать возможность компенсировать свои недостатки выявлением положительных сторон».

Ребенок, проведший большую часть своего детства «в бегах», занимавшийся воровством, поступая в наш детский дом с удовольствием возится с маленькими детьми, вытирает им слезы, угощает сладостями, играет с ними, т. е. преображается происходит на наших глазах. Я рада каждому положительному изменению в характере подростка.

Во время индивидуальных бесед я проживаю с ребенком его неудавшуюся часть жизни, предлагаю подумать и спроектировать дальнейшую жизнь, постепенно подвожу его к мысли, что «Все в твоих руках». Это четвертое правило моей педагогической деятельности.

Работая с детьми-сиротами, не скуплюсь на похвалу и поощрение всех хороших качеств личности и правильных поступков. У ребёнка обязательно должен быть шанс стать успешным в этой жизни. «Ситуация успеха» — начало нового этапа в жизни», так гласит мое пятое правило.

Педсоветы, проекты, программы, концепции, конкурсы, ИКТ. Жизнь не стоит на месте, а требует саморазвития, самосовершенствования. Педагог должен сам соответствовать духу времени, быть деятелем. «Век живи — век учись», так гласит народная мудрость и мое шестое правило педагогической деятельности.

Выпускники детского дома: наша радость и наша боль. К сожалению не все становятся успешными… Мы гордимся выпускниками детского дома, которые продолжают обучение в высших образовательных учреждениях гг. Москвы, Уфы, которые создали счастливые семьи и растят детей, которые нашли свое место в жизни. «Не жди благодарности от своих воспитанников. Учись быть благодарной им за ту радость, то счастье, которые дарят тебе их успехи». Так повествует мое седьмое правило.

Думаете, я всегда живу по правилам? Иногда, нет. Но я всегда помню о них и, наверное, поэтому я просто счастлива, потому что сама выбрала себе такую профессию и сама не захотела её поменять ни на какую другую.