Модульное планирование уроков литературы по творчеству МА Булгакова в 11 классе

Модульное планирование уроков литературы по творчеству М.А.Булгакова в 11 классе.

Учителем могут быть использованы различные системы моделирования уроков. «Смешанная» – это такая система моделирования, при которой сочетаются модульные уроки с уроками общего направления (каждый четвертый урок модульный, 1. 2. 3 уроки – выучка учащихся по базовому стандарту). Или наоборот – 1-4 уроки модульные, а 5-6 – традиционные. Так построены уроки по творчеству М.А.Булгакова. Модуль «Искусство быть собой». Жизнь, творчество, личность М.А.Булгакова

Тема 1урока: «Творческая судьба М.А.Булгакова»,

2 — Сатирическая направленность повести М.Булгакова «Собачье сердце»,

3 — «Все люди добры». Роман «Мастер и Маргарита» — писательский подвиг Булгакова. Анализ первых глав романа.

4 — «Необъяснимые происшествия».

Ориентировочная карточка учащегося.

Знать

1. Тексты изучаемых рассказов.

2. Основные факты жизни и творчества писателя в контексте времени и литературы.

3. Литературоведческие понятия и термины: род, вид, жанр, композиция, тема, идея, проблемы произведения.

4. Основные принципы

анализа текста;

работы над образом литературного героя;

создания писателем сатирических литературных образов и комических ситуаций.

Понимать

1. Жанровое своеобразие сатирической повести, романа.

2. Композиционные приемы писателя:

- роман в романе.

— использование фантастики для создания образов и сюжетных ситуаций;

3. Особенность представления писателя о людях, их характерах, описываемом времени.

Уметь

1. Свободно ориентироваться в текстах произведений.

2. Использовать терминологию в устных и письменных монологических ответах.

3. Производить анализ текста с целью понимания авторской позиции и художественной значимости текста.

4. Составлять план, формулировать тезисы и делать выводы.

5. Последовательно и полно раскрывать образ литературного героя, делать сравнительную характеристику.

6. Объективно оценивать себя и других.

№ урока

1

2

3

4

Тема

Общая характеристи-ка литературного процесса 30 — 40 -х годов 20 века.

Творческая судьба М.А.Булгако-ва Многогран- ность его таланта.

Судьба книг Булгакова.

Сатирическая направленность повести М.Булгакова «Собачье сердце»

 

«Все люди добры».

Роман «Мастер и Маргарита» — писатель- ский подвиг Булгакова. Анализ первых глав романа.

«Необъясни-мые проис-

шествия».

Сатирическое изображение московского общества в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Цели

1. Продолжить работу над пониманием литературного процесса 30 – 40 годов ХХ века, рассмотреть взаимоотношения литературы и времени, литературы и социального бытия нации, литературы и духовных особенностей человека.

2. Познакомить-ся с фактами биографии и творчества писателя.

3. На основе подобранных материалов сделать выводы о мироощуще-нии автора, его мировоззре-нии, главных заповедях жизни и творчества.

1. Познакомить учащихся с судьбой повести «Собачье сердце», основной темой и идеей, сатирической направленнос-тью;

2. Выяснить политические взгляды, общечеловеческую позицию главных персонажей произведения;

3. путём пересказа содержания показать «превращение» собаки и человека и последствии такого эксперимента, определить отношение профессора Преображенского и доктора Борменталя к своему эксперименту, а также позицию автора.

4. Совершенство-вать навыки и умения интерпретации текста: давать толкование, трактовку, оценку в форме аргументированного высказывания, рецензии.

1. Познакоми-ться с историей создания романа и отзывами критиков о нём;

2. Сформиро-вать представле-ние о жанре произведе-ния, оригинальности композиции и наличии трёх сюжетных линий;

3. путём анализа второй главы выяснить, какие нравствен-ные вопросы ставятся и решаются автором.

4. В плане подготовки к творческой работе продолжить работу над составле-нием плана, основных тезисов, выводов по теме.

1. На конкретных примерах показать сатирическое изображение московского общества;

2. Раскрыть приёмы создания писателем комических ситуаций и сатирических портретов;

3. Продолжить работу над понятийным анализом темы, совершенствовать навыки монологичес-кой (устной и письменной) речи.

Виды работ учащихся

1. Составить план или тезисы лекции.

Определить место писателя в литературном процессе.

2. Проанализировать материалы:

«Жизнь, полная невзгод».

«О творчестве писателя» (презентация учащихся).

«Булгаков и Московский Художественный театр».

(возможно использование средств ИКТ)

3. Ответить на проблемные вопросы:

- Какие отношения сложились у Булгакова с властью?

- Как определяет писатель свою писательскую задачу?

- Какова судьба книг писателя?

4. Оформите выводы.

Обсуждение в группах домашнего задания:

1. Выявление первоначальных впечатлений о прочитанной повести. Обмен мнениями по поводу прочитанного(1 группа).

2. Какова история создания и судьба повести? Почему повесть была опубликована только через 62 года после написания? (2 группа)

3. Каковы особенности жанра повести. С помощью каких художественных средств раскрывает автор идею повести? Случайна ли здесь фантастика? Для чего она понадобилась автору? (3 группа).

4. Какие проблемы поднял автор в этом произведении? Можно ли назвать их актуальными сегодня?

5. Кто является героями произведений? Как автор относится к изображаемому? Что ему дорого? Что он не принимает?

6. Чем опасен эксперимент профессора?

7. Сформулируйте и запишите основные выводы беседы, представьте собственную интерпретацию повести писателя.

1. Обсуждение в группах домашнего задания.

2. История создания романа.

2. О жанре, композиции, сюжетных линиях романа.

3. Анализ содержания 2 главы романа «Понтий Пилат».

3. Анализ авторских приемов для изображения личности героев: Понтия Пилата и Иешуа.

4. Работа со смысловыми фразами, произнесён ными героями и позволяющими «увидеть» их, понять отношение к ним автора.

5. Какие цели преследовал Мастер, создавая свой роман о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри?

6. Составление плана, тезисов, выводов по теме урока.

1. Реализация домашнего задания:

1.Обсуждение ответов на вопросы домашнего задания.

2. Обмен мнениями о прочитанных главах романа.

3. Беседа по содержанию московских глав.

4. Работа в группах.

1 – анализ 1.2.3.7.9. глав.

2 – главы 11 – 13.

3 – главы 23, 24, 27.

Что высмеивает «нечистая сила», над чем потешается?

5. Определить, какие сатирические приёмы использует писатель при создании комических ситуаций и сатирических портретов москвичей?

6.Сформулируйте вывод по теме. При ответе постарайтесь ответить на вопросы: «Откуда происходит зло? Можно ли мир переделать?» «Почему Воланд выступает в романе как «источник» справедливости?

Тип урока

Лекция с элементами беседы, самостоятельная и аналитическая работа

Эвристическая беседа, исследование, анализ текста повести.

Коллектив ная работа на основе прочитанно- го и самостоятельно осмысленно-го, обмен мнениями.

Аналитичес- кая беседа, обмен мнениями, обобщение и систематиза-ция знаний.

Домашнее задание.

Прочитать повесть Булгакова «Собачье сердце».

Задание по группам:

1 – сообщение об истории создания повести;

2 – особенности жанра повести;

3- краткий пересказ сюжета с комментариями.

Записать в тетрадь выводы, сделанные на 1 уроке.

Варианты:

1. Написать эссе на тему «Кому адресована повесть: современникам или будущим поколениям»?

2. Отзыв или рецензия на рассказ (по выбору).

3. Ответить на вопрос: «Против чего и кого направлена сатира Булгакова»?

4. Прочитать 1 – 5 главы романа «Мастер и Маргарита».

Прочитать 1 часть романа.

Варианты:

Ответить на вопросы:

«Решил ли Мастер вечный философск. вопрос – что первично: Добро или зло»?

Как соотносятся с идеями Мастера взгляды самого Булгакова?

3. Анализ характера одного из героев романа.

1.Дочитать главы романа.

2. Подготовить ся к обсуждению по теме: «Развитие сюжетной линии Мастера и Маргариты».

3. Индивидуальное задание.

Сообщение на тему «Мастер и Елена Сергеевна».

Тема «Любовь – это жизнь». Проблема творчества и судьбы художника» рассмотрена по базовому стандарту. Заключительный урок может пройти в виде теста, проверяющего степень усвоения учащимися материала. На уроках модульного типа каждый ребёнок получает технологическую карту, где указано, что он должен знать. Понимать и уметь. В конце каждого урока он определяет, что он усвоил и на что ему следует обратить внимание в дальнейшем.

При конструировании уроков малыми блоками (3-4 час) части модуля могут быть такими: урок нового материала; урок комплексного применения знаний; урок систематизации и обобщения материала. Но такой модульный блок может сочетаться с традиционными уроками, т.к. дети не готовы учиться в режиме самостоятельной работы в течение всего модуля.Большой блок 13-15 часов (лекционно-семинарская система в 10-11 классах). Необходимо учесть, что в большом блоке 1 урок – это урок коррекции того, что изучалось раньше. Форма такого урока – диагностика, позволяющая выявить уровень обученности; уровень обучаемости; готовности учиться и самостоятельно работать с текстом учебника.

Технологическая карта работы в группах по теме « Сатирическая направленность повести «Собачье сердце».

2-й урок в модуле.

Организационный момент.

Выберите руководителя группы.

Выберите одного отвечающего по заданной теме.

Время на работу в группах 10-15 минут.

Время на защиту групповой работы 5 минут.

Задания.

I. Обсудите индивидуальное домашнее задание и обобщите материал.

1. Представьте героев, дайте им характеристику.

2. Выделите суждения, чувства, поступки героев, раскрывающие их характер.

3. Работая с текстом, выпишите в тетрадь некоторые фразы, позволяющие «увидеть» героя и понять отношение к нему автора.

4. Какие приемы использует автор для изображения личности героев?

5. Определите главную проблему повести. Актуальна ли она сегодня? Что можно сказать об авторской позиции и жизненных принципах писателя?

II. Сделайте вывод по теме урока.

III. Произведите само- и взаимопроверку работы и ответов с позиции

знания и понимания текста и авторской точки зрения;

умения точно и правильно выразить мысль, делать обобщения.

Фи уч-ся

Оценка за домашнее задание

Вид работы на уроке (в группе)

самооценка

взаимооценка

Оценка учителя