Модифицированная программа Краеведение

ДЛЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«КРАЕВЕДЕНИЕ»

ПРОГРАММА

Таштагол, 2013

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Станция детского и юношеского туризма и экскурсий»

Утверждаю:

директор МБОУ ДОД «СДЮТЭ»

________________Юдицкий К.Н.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«КРАЕВЕДЕНИЕ»

Автор-составитель:

Шнурова Мария Евдокимовна,

педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД «СДЮТЭ»

Возраст детей: 12-15 лет

Срок реализации программы: 2 года

г. Таштагол, 2013

Одобрено решением педагогического совета МБОУ ДОД «СДЮТЭ»

протокол № 3 от 19.03.2013 г.

Рецензент: Цибизова Е.Б., кандидат педагогических наук, доцент кафедры НиДО Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации» г. Новокузнецк

Шнурова М.Е.

Дополнительная образовательная программа. «Краеведение».

Пояснительная записка

Настоящая программа имеет туристско – краеведческую направленность.

В настоящее время в России возрастает интерес к изучению родного края. С одной стороны, это заполнение ниши, образовавшейся деидеологизации образовательного процесса. С другой – настоятельная необходимость, продиктованная потребностями сообщества создавать условия для становления гражданина своего Отечества, бережно относящегося к окружающему миру, понимающего его ценности. Актуальность программы возрастает в связи с принятием в 2010 году «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России».

Основным содержанием духовно – нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально–исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие усиленное развитие страны в современных условиях.

Базовые национальные ценности производны от национальной жизни России во всей её исторической и культурной полноте, эстетическом многообразии. В сфере национальной жизни можно выделить источники нравственности и человечности, то есть, те области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать своё сознание, жизнь, саму систему общественных отношений.

Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, религия, природа, человечество.

Соответственно, традиционным источником нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей:

Патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;

Социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство.

Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания.

Семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода.

● Труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость.

Наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира.

Традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога.

Программа позволит обучающимся получить определенную сумму знаний об истории и современности родного края, овладеть опытом самостоятельного изучения края и участия в его жизни и на этой основе формирует ценностное отношение к своему местожительству. Программа усиливает практико – деятельностную направленность краеведения, предусматривает системную работу с историческими источниками , статистическим и картографическим материалом и способствует формированию умений, позволяющих применить полученные знания и опыт в новых условиях и ситуациях.

Программа составлена на основе программы дополнительного образования «Живи, Кузнецкая Земля!» — Архандеева Г.А., программы внеурочной деятельности. Туристско-краеведческая деятельность. Степанов П.В.

Программа расширяет содержание образовательных областей «География», «История», «Биология», «Искусство».

Цель программы

Формирование устойчивого интереса к познанию родного края, развитие ценностного отношения к своему местожительству посредством включения обучающихся в познавательную краеведческую деятельность.

Задачи программы:

● обучающие:

- дать основы знаний об истории и географии Горной Шории, её современном развитии;

- сформировать умения и навыки самостоятельной поисковой деятельности по изучению прошлого и настоящего родного города;

● воспитательные:

- воспитывать бережное и уважительное отношение к родному краю, к его прошлому и настоящему, к памятникам истории и культуры;

● развивающие:

-развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей обучающихся в процессе практической работы по изучению истории родного края.

Отличительной особенностью данной программы является её направленность на изучение истории и географии Горной Шории, её современном развитии. Разработан методический и дидактический материал по темам программы с учётом возрастных особенностей обучающихся ,составлен учебно – тематический план.

Данная программа предназначена для детей 12 -15 лет.

Срок реализации программы – 2 года, объем – 216 часов. Дети, желающие участвовать в работе объединения дополнительного образования «Краеведение» в течение второго года получают индивидуальные знания по изучению истории и современности родного края, сбору краеведческого материала, оформлению творческих, исследовательских работ для участия в краеведческих чтениях, конференциях, конкурсах, фестивалях различного уровня.

Форма и режим работы

Вид учебной группы – постоянный состав, формы занятий- разнообразные: это и фронтальные занятия, индивидуальные и групповые, консультационные занятия по индивидуальным планам выполнения творческих и исследовательских работ, групповые практические работы .

занятия проводятся 2 – 3 раза в неделю с перерывом 5 — 10 минут

Количество детей в группе: 10 – 12 человек первого года обучения, 6 – 8 человек в группе второго года обучения.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

К концу первого года обучения обучающиеся получат основы знаний об истории и географии Горной Шории, её современном развитии; символике города, спортивных и художественных учреждениях, узнают родословную своей семьи.

Приобретут навыки и умения самостоятельной поисковой деятельности по изучению прошлого и настоящего родного города.

Будут бережно и уважительно относиться к родному краю, к его прошлому и настоящему, к памятникам истории культуры.

К концу II года обучения обучающиеся:

- смогут самостоятельно собирать, хранить, и пользоваться нужной информацией, создавая соответствующие базы данных;

- овладеют конкретной информацией, касающейся различных аспектов развития Таштагольского района: истории, географии, промышленности, первооткрывателях , знаменитых людях

- разовьют навыки исследовательской деятельности, умение использовать статистические материалы, современные технологии для поиска и демонстрации различных краеведческих данных;

- подготовятся к созидательному участию в работе по преобразованию родного края;

- будут участвовать в краеведческих конференциях, конкурсах, фестивалях областного уровня.

Текущая и промежуточная проверка результатов осуществляется путём анкетирования, тестирования. Промежуточная проверка результатов может проходить в форме викторины, доклада на занятии объединения.

Формы подведения итогов реализации программы:

конкурсы;

викторины;

краеведческие конференции

Учебно – тематический план программы

Год обучения

Количество учебных часов

тематический блок

теория

практика

I

краеведение

216

50

166

II

краеведение

216

12

204

Всего по программе

432

62

370

Учебно-тематический план

1 год обучения

Наименование темы

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие

4

2

2

2.

Таштагол – столица Горной Шории

10

2

8

3.

Из истории Горной Шории

18

6

12

4.

Государственные символы

12

4

8

5.

География Горной Шории

20

6

14

6.

Интересные страницы истории родного города

20

4

16

7.

Семья, история, традиции

20

4

16

8.

Культурное наследие Горной Шории

20

8

12

9.

Культура и быт таштагольцев

18

6

12

10.

Таштагол спортивный

16

4

12

11.

Туризм в Горной Шории

18

4

14

12.

Участие в краеведческих мероприятиях

36

-

36

13.

Итоговое занятие

4

-

4

Итого:

216

50

166

Содержание программы

1-го года обучения

Вводное занятие (4 часа)

Знакомство с коллективом, правилами поведения в учреждении, общими правилами техники безопасности, ознакомление с планами на год.

Таштагол – столица Горной Шории( 10 часов)

Общие сведения о Таштаголе. Краеведение исторического района Горная Шория в курсе истории Кемеровской области. Карта Горной Шории. Практическая работа: экскурсии по городу.

Из истории Горной Шории (18 часов)

Горная Шория 200 тысяч лет до нашей эры. Археологические раскопки академика А.П. Окладникова, В.В. Боброва, Ю.И. Михайлова, Ю.В. Шиширина — кафедра археологии Кемеровского государственного университета, новосибирских археологов.

Ледниковый период Шории. Древний каменный век. Далёкие предки. «Динлины» — народ, обитающий на юге Западной Сибири. Уральская раса. Металлические орудия труда. Первый металл «бронза». Рукотворное железо Шории – истоки.

Практическая работа: подготовка устного рассказа.

Шория и Россия. От Тояна до Миллера.

Достоверные источники о предках шорцев – кузнецких татарах. Тоян – предводитель томских татар. Исследования Г.Ф.Миллера. Разгром на Иртыше дружиной Ермака чингизидаКучума. Промысловое и земледельческое освоение края.

Практическая работа «Происхождение шорцев», экскурсия в музей этнографии и природы Горной Шории.

Государственные символы (12 часов)

Появление герба и флага Кемеровской области. Герб Кемеровской области. Флаг Кемеровской области. Практическое занятие: обзор литературы о геральдике, подготовка рефератов на тему «Государственные символы». История создания Гимна и Герба Таштагола. Элементы и формы Герба Таштагола. Практическая работа: «Создание своего герба». Гимн Таштагола. Музыка и слова Гимна Таштагола. Практическая работа: разучивание гимна Таштагола.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст