Модернизм

МОДЕРНИЗМ

За последние сто лет картина раз-вития искусства стала значительно более разнообразной. Хотя правдивое и близкое природе искусство никогда не прекращало существовать, рядом с ним воз-никло искусство, которое не стремится к верной передаче природы, но ставит своей целью самовыражение художника, т.е. выражение художественными средствами его чувств и настроений. На самом деле такому «искусству выражения» положили начало ещё постимпрессионисты, и вообще имен,-но такое искусство принято называть искусством модернизма. Не-редко описание истории модернизма начинают с постимпрессионизма, а иногда даже с ним-прессионизма. В этой книге глава о модернизме охватывает только искусство 20 в., которое не ставило своей целью точную передачу видимого мира.

Современное искусство — это не целостное художественное явление. Оно состоит из ряда течений, которые отличаются по своим целям и выразительным средствам и оказываются не-редко прямо противоположными друг другу. Искусству модернизма свойственно одно-временное существование различных течений и объединение в группировки художников с общи-ми программами. В то же время встречаются художники, которые на протяжении своей жизни принадлежали к различным группировкам или создавали произведения в духе различных течений.

Искусство модернизма отбросило старые, привычные традиции и тем самым породило многие проблемы и вызвало горючие споры. У этих новых течений были и пламенные защитники, и ожесточенные противники. Прав-да, большую часть возражений вызывала техническая сторона дела, поскольку модернисты час-то отказывались от таких важных для старого искусства свойств, как тщательное исполнение, традиционные созвучия цветов, точность рисунка, стремление к тон-кости или внешней красоте и т.д. На деле главный недостаток модернизма — его безразличие к острым общественным проблемам или, в крайнем случае, изображение тёмных сторон жизни без того, чтобы противопоставить им что-либо положительное. А это значит, что в искусстве модернизма встречаются произведения либо равнодушные к чело-веку, либо вызывающие у него неприязнь.

Одно из главных стремлений художников модернизма сводится к подчёркнутому выражению своей индивидуальности. Этим продиктованы постоянные поиски ранее не использовавшихся выразительных средств и материалов, ибо важным условием успеха является способность создать не-что совершенно новое и невидан-ное. Нельзя забывать, что искусство модернизма всё более становится предметом купли-продажи. При этом наибольший доход может получать не сам художник, а посредник — торговец произведениями искусства, у которого есть широкие возможности направлять художественный процесс угодным ему образом.

Наибольшие изменения на протяжении 20 в. пережила живопись, и по ним обычно различают Основные направления модернизма. Они сменяются с необычайной быстротой. Благодаря журналам, альбомам репродукций, кино, телевидению, международным выставкам новые течения вскоре становятся повсеместно известны, и тогда в кругах посвященных появляется потребность в чём-то ещё более новом. По тем же при-чинам искусство модернизма в разных странах — на одно лицо. Этому способствует скопление художников в больших художественных центрах. Долгое время главным центром искус-ства модернизма был Париж, после второй мировой войны к нему добавились Нью-Иорк и Лондон.

Произведения искусства модернизма, особенно относящиеся к первым десятилетиям 20 века, имеются и в художественных собраниях нашей страны.