Моделирование и диагностика урока литературы в 5 классе

Технологическая карта урока литературы в 5 классе.

Тема

Проблемы и тайны мастерства Данилы — мастера

Цель

Познакомить с особенностями сказового повествования, с отличием сказа от сказки. Анализ сказа, его стилистических особенностей. Обучение аналитическому чтению (сила характера Данилы-мастера, проблемы и тайны мастерства)

Планируемый результат

Предметные умения

Формировать УУД

Знать содержание сказов П.П. Бажова, уметь определять тему произведения, выделять проблемы,

знать отличительные признаки сказа.

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Интерес к изучению языка; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Уметь определять и формулировать цель на уроке; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать

мысли и оценивать свою и чужую речь

Извлекать фактуальную информацию из текстов, уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках

Основные понятия

Завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог; сказ.

Межпредметные связи

Окружающий мир, речь и культура речи.

Ресурсы:

Методическое пособие, наглядный материал, учебник

презентация

Тип урока

Урок открытия нового знания.

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, групповая

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты

I. Орг.момент

Цель. Включение в деят-ть

Приветствие. Включение в деятельность – задание –«Дыхание»

Чтение скороговорки

Выполняют по заданию глубокие вдохи-выдохи с целью активизации дальнейшей деятельности на уроке.

Включение в учебный процесс

II.

Мотивация к учебной деятельности

Цель – определение содержательных рамок урока

Проверка Домашнего задания.

Читаются слова некоторых героев из текста «Каменный цветок» либо описание героев, учащимся необходимо определить, кто в тексте говорит эти слова, либо чьё это описание. (стр. 206 –«сиротка был этот парнишечко…», стр. 207 «что только из тебя выйдет, Данилко,..», стр.208 – «На мой взгляд, дедушка….», стр.209 «…Разулся, котомку свою под голову…», стр. 211 «Ну-ко, покажи, чему тебя мастер научил», стр. 423-214 «Глаз у него верный, рука смелая…», стр. 219 «Ну что, Данило-мастер, не вышла твоя дурман-чаша…»

Попробуйте определить, как мы будем работать сегодня на уроке?

Применяя ранее полученные знания, определяют , кто говорит реплики, к какому герою подходит описпние.

Предполагают, что будем говорить о Даниле-мастере, умелец из народа.

Коммуникативные УУД:

строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные УУД:

1. Постановка и формулирование проблемы

2. делать выводы, обобщения;

III. Актуализа-ция и углубление изученного

Цель –актуализация знаний

1. Сообщения и презентации подготовленных учащихся о П.П.Бажове.

Затем учащиеся задают вопросы классу по теме увиденного и услышанного.

Какие события жизни Бажова помогли ему стать автором сказов?

Что такое сказ? Чем отличается он от сказки?

Как учился П. Бажов и каким образом получил он доступ к сокровищам библиотеки?

Какие сказители тебе известны?

2. Вспомните отличительные признаки СКАЗА

3. Определение структуры текста

4. Определение рамок структуры текста сказа «Каменный цветок»

Внимательно слушают, при необходимости делают краткие записи в тетрадях.

Отвечают на вопросы

Реальные события, герои, место, где происходит действие

Завязка, кульминация, развязка

Называют по содержанию текста.

Познавательные УУД:

1. делать выводы, обобщения;

2. осуществлять самоконтроль и самооценку;

3. преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные УУД:

1. высказывать предположения на основе наблюдений;

2. самостоятельно делать выводы;

IV. Работа с текстом

Цель -развитие читательских умений.

Беседа по содержанию сказа «Каменный цветок».

Что удивило или, может быть, даже поразило во время чтения сказа? Что показалось необычным или непривычным?

Где происходят события сказа? Каких героев можно назвать главными? Кто из героев сказа вызывает добрые чувства? Почему?

О чем рассказывает «Каменный цветок»?

Почему Данило разбил свою чашу, но оставил чашу, сделанную на заказ? Что мучило его?

—Как вы думаете, чего не хватало Даниле? Может быть, он был недостаточно талантлив? Как раскрывается в сказе талантливость мастера, его душа художника?

—Как же Даниле удалось стать настоящим мастером? Покажи на примерах, что жизнь не баловала Данилку. Как удалось ему, сироте, овладеть мастерством резчика? Благодаря кому и чему?

(Удивляет то, что встреча с волшебством происходит в обычной жизни горняцкого поселка, с простыми людьми, такими как мастер Данило. Бажов приблизил сказку к были, придал ей достоверность.)

Каменный цветок» рассказывает о творческих муках мастера по малахиту Данилы. Казалось бы, всем понравилась сделанная им на заказ чаша — «гладко да ровно, узор чистый», а Данило недоволен: жизни в цветке нет. Хотелось ему, чтобы люди, глядя на его работу, забывали, что это искусно сделанная чаша, а любовались бы ею, как живым цветком. В этом видел Данило истинное мастерство резьбы по камню. Познал он и тайну камня, стремился подражать природе, но копия получалась гораздо хуже оригинала.)

(Конечно, Данило был очень талантлив! Ребята вспомнят или найдут в тексте, как Данило еще ребенком интуитивно чувствовал красоту камня, как помог Прокопьичу узор придумать, а когда приказчик велел показать, чему его научили, то старый мастер даже ахнул: «Когда хоть ты, Данилушко, все это понял? Ровно я тебя еще и вовсе не учил ». А Данило отвечал: «Сам же показывал да рассказывал, а я примечал ». Тяга у него была к малахитовому делу! Работал Данило быстро, с удовольствием, так, как можно заниматься только любимым делом, не зная ни сна, ни покоя. Он был очень трудолюбив. Но «горным мастером» — учеником Медной горы Хозяйки — мог стать только тот мастер, который познал красоту природы и имел фантазию, чтобы не копировать, а создавать свое произведение искусства. Для настоящего мастера первостепенное значение имеет поэтическая выдумка. Должен родиться замысел, а потом уже подбирается камень. Об этом говорит Даниле Хозяйка горы: «Кабы ты сам придумал, дала бы тебе такой камень, а теперь не могу». Вот поэтому и уничтожает Данило свою чашу, которая стала для него воплощением бескрылости, отсутствия поэтической фантазии, самостоятельной творческой мысли.

Личностные результаты:

1. развитие любви и интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям;

Познавательные УУД:

1. вычитывать разные виды текстовой информации, используя разные механизмы и приёмы чтения;

2. разграничивать основную и дополнительную информацию;

3. преобразовывать и сохранять информацию .

Коммуникативные УУД:

1.Формирование навыков речевой деятельности

2. Освоение способов совместной деятельности

V. Закрепление

Цель – зафиксировать новые знания

Составление рассказа о жизни Данилки.

Вывод: даже имея талант, необходимо много учиться и работать, чтобы стать настоящим мастером своего дела.

Пересказ тех отрывков текста, в которых говорится о жизни Данилки

Личностные результаты:

1. формирование уважительного отношения к русскому народу, к труду, искусству;

Коммуникативные УУД:

1.Формирование навыков речевой деятельности

Регулятивные УУД:

1. высказывать предположения на основе наблюдений;

2. самостоятельно делать выводы;

VI. Самостоятельная работа спо тексту

Цель – тренировать способность к самоконтролю

Работа над языком сказа, особенностями речи героев.

— Приведите примеры яркости, выразительности языка сказа (описания букашки, работы над заказной чашей и своей, каменного цветка, творческих мучений Данилы, встречи с Медной горы Хозяйкой).

—От чьего лица идет повествование: от лица автора или рассказчика? Свое мнение нужно обосновать.

—Почему же сказ называется «Каменный цветок», а не «Данило-мастер», например, ведь главным героем является он? А что если убрать из сказки историю о каменном цветке и оставить рассказ о мастере, о его других талантливых работах, представить, что он благополучно женился на Кате, и стали они жить-поживать да добра наживать? Какое название подошло бы этому рассказу? Конечно, « Данило-мастер». Какую же мысль вложил Бажов в сказ, дав ему название «Каменный цветок»?

Выполняют в парах

(Услышали они эту историю из уст рассказчика-сказителя, потому что написан сказ разговорным языком (обратить внимание на лексику и стиль), так, что можно представить, будто его кто-то сказывает. Возможно, автор и рассказчик — одно лицо.)

(Желание сделать чашу, похожую на живой цветок, изменило жизнь Данилы. Сказочный образ каменного цветка символизирует красоту материала и творческий полет мысли мастера, который должен вдохнуть в камень жизнь. Именно каменный цветок Хозяйки Медной горы помог ему понять, в чем заключается истинная сила мастерства.)

Коммуникативные УУД:

1. Освоение способов совместной деятельности

Познавательные УУД:

1. делать выводы, обобщения;

2. осуществлять самоконтроль и самооценку;

3. преобразовывать информацию из одной формы в другую.

VII. Итог урока. Рефлексия

Цель – зафиксировать новое содержание

Устное рисование «каменного цветка».

Чем заканчивается сказ? Что же дальше случилось с мастером. А вот об этом они узнают, прочитав два других сказа П. П. Бажова — «Горный мастер» и «Хрупкая веточка».

Выполняют задание устно.

Сказ «Каменный цветок» заканчивается тем, что Данилушка неожиданно уходит из дома неизвестно куда.

Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование.

VIII. Домашнее задание.

Прочитать сказы «Горный мастер» и «Хрупкая веточка», нарисовать или описать картины, которые возникли в воображении после прочтения.

Индивидуальные задания: найти эпизоды, в которых появляется Медной горы Хозяйка; рассказать о жизни Данилы-мастера, включив в рассказ чтение или пересказ отрывков из сказов, используя пояснения из задания 2-3 («Наедине со сказами, прочитанными самостоятельно», с. 222).

Диагностика

наблюдение, анкетирование, тестирование, контрольная работа, устное и письменное творческое задание и т.д.

Наблюдение, анкетирование, тестирование

наблюдение, анкетирование, тестирование

Вариант оценивания

Критерии оценивания устного (письменного) ответа на проблемный вопрос:

глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений (3б);

уровень владения теоретико-литературными понятиями (2б);

обоснованность привлечения текста произведения (3б);

композиционная цельность и логичность (3б);

следование нормам речи (3б)

На примере:

Метапредметный результат: соотнести свою позицию с позицией другого (героя, автора).

IАнкета:

Продолжите предложение:

«Мне необходимо дать ответ на поставленный учителем вопрос…

А) потому что мне необходимо понять и выразить замысел автора, но главное — соотнести свою позицию с позицией героя сказа Бажова Данилы-мастера (3б);

Б) для того, чтобы понять, выразить замысел автора и соотнести свою позицию с позицией героя сказа Бажова Данилы-мастера (2б);

В) чтобы выполнить задание (1б)

На примере:

Личностный результат: умение сострадать чужой боли, жертвовать своими интересами, учитывать интересы других.

I.Анкета:

Продолжите предложение:

«Каменный цветок» рассказывает о…

А) о творческих муках мастера по малахиту Данилы; (3б)

Б) о создании чаши в форме цветка; (2б)

В) о мастере Даниле. (1б)

Продолжите предложение:

Истинное мастерство резьбы по камню видел Данила в том, чтобы…

А) люди, глядя не его работу, забывали, что это искусно сделанная чаша, а любовались бы ею, как живым цветком; (3б)

Б) познать тайну камня и подражать природе; (2б)

В) работать быстро, с удовольствием. (1б)

Продолжите предложение:

Данила разбил свою чашу, потому что…

А) она стала для него воплощением бескрылости, отсутствия самостоятельной творческой мысли; (3б)

Б) копия получилась хуже оригинала (настоящего

цветка); (2б)

В) чаша ему не понравилась. (1б)