Модель урока по изобразительному искусству

«Искусство оформления книги» – иллюстрирование сказок народов мира (по выбору), урок ИЗО в 8-м классе

Цели:

Создать условия для понимания того, что книга не только источник знаний, но и предмет искусства, дающий эстетическое наслаждение.

Раскрыть представление о роль художника в оформлении книги.

Привить любовь и уважение к книге как виду искусства.

Формировать умения самостоятельно выполнять композиции иллюстрации, выделять главное в рисунке.

Задачи:

Раскрытие смысла и назначения иллюстрации, роли художника в создании иллюстрации.

Художественное выражение мысли автора в иллюстрации: умении передавать действия героев согласно тексту (эпоху, быт, костюмы).

Расширение межпредметных связей.

Совершенствование коллективной и индивидуальной формы работы.

Тип урока: Усвоение и закрепление новых знаний.

Формы организаций учебной деятельности: фронтальная, групповая индивидуальная.

Средства обучения: бумага, акварель, гуашь, выставка книг, дидактические карточки, эпиграф, школьная доска.

Эпиграф:

Чтоб умным человеком стать –Учись писать, учись читатьИ помни: каждый ученикНе может жить без добрых книг.С. Михалков

Этапы урока

Содержание

Виды деятельности

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Мотивация

Учитель читает эпиграф на доске. Внимание учащихся на выставку книг.

Слушают, рассматривают, вспоминают, осознают.

В процессе деятельности каждый учащийся определяет свои знания и «незнания», проявляет интерес к узнаванию нового.

Формулирует тему урока.

2. Целеполагание

Учитель организует деятельность учащихся, предлагая тему и серию вопросов:

Какова же цель нашего урока?

Что мы сегодня узнаем?

Что будем учиться делать?

Что нам для этого потребуется?

Слушают, формулируют цели урока, планируют последующую деятельность.

3. Организация деятельности

Вводная беседа Приложение №1.

Учитель направляет восприятие информации учащимся.

Слушают, смотрят, отвечают, т.е. участвуют во фронтальном опросе, имея возможность выбора вопроса для собственного ответа

4. Самостоятельная работа

Знакомства с условиями изображения иллюстрации к сказкам народов мира: Приложение №2.

Правило работы над рисунком Приложение №3.

Во время выполнения рисунка учитель совершает целевые обходы и консультирует учащихся, помогает им.

Слушают, смотрят, изображают карандашом и акварелью.

5. Релаксация

Проведение динамической паузы Приложение №4.

Выполняют упражнения.

6. Контрольно-оценочный.

Рефлексия

Игра-лото Приложение №5

Учитель создает условия для благоприятного анализа собственной и партнерской деятельности учащихся на уроке, для подведения итогов.

Приложение №6.

Выставляются оценки.

Читает стихотворение – обращение. Приложение №7.

Презентация рисунков: учащиеся, завершившие работу, объясняют к какой сказке сделаны иллюстрации, комментируют сюжет, рассказывают, какие средства выразительности использовали в своих рисунках.

Играют – закрепляют знания об элементах книги.

Учащиеся переосмысляют предыдущие задания, отвечают на вопросы учителя, оценивают работу одноклассников, собственно, деятельность, приобретают навык самоанализа деятельности.

7. Домашнее задание

Составить кроссворд, подобрать пословицы

Комментирует домашнее задание.

Слушают и записывают домашнее задание.

Литература:

Программно-методические материалы: «Изобразительное искусство» 5-9 классы (Составитель В.С. Кузин, И.В. Корнута – М.: Дрофа, 2001 г.)

«Изобразительное искусство» 8 класс: поурочные планы по программе В.С. Кузина (автор и составитель

Приложение 3

Вопросы:

– С чего надо начинить рисунок?

– С прокладки основного тона.

– А что значит основной тон?

– Это тон неба, леса, земли, воды.

– Какой следующий этап?

– Использование разнообразных приемов акварельной живописи для завершения работы.

– Какие разнообразные приемы вы знаете?

– Усиление освещенности и цвета каких-нибудь частей, приглушение других; ослабление контрастов, исключение тени, сближение их цвета с фоном.

– Чем завершите свою работу?

– Работай над деталями рисунка. Позаботимся о красоте и гармонии в передаче целого образа.

Приложение 4

Динамическая пауза

Мы сейчас все встанем дружно,

Отдохнуть немножко нужно.

Чтобы отдых пальцам дать,

Надо ими помахать.

Чтобы не устали ноги,

Мы попрыгаем немного.

Приложение 5

Игра-лото

Описание. Можно поиграть в лото. Учащимся выдается основная карточка, в которой содержится пояснение элементов оформления книги, и маленькие карточки с названием этих элементов. Нужно карточки-названия элементов оформления книги правильно разместить на основной карте лото с их соответствующим описанием (понятием).

Образец первой карты лото.

Искусство книги

Защитная съемная обертка из плотной бумаги, надеваемая на переплет

Первая страница книги и изнанка переплета

Рисунки в книге

Третья страница, на которой помещены такие сведенья: название, фамилия автора, издательство, место, год издания

Вторая страница книги и изнанка переплета

Образец карточек с наименованиями.

СУПЕРОБЛОЖКА

ФОРЗАЦ

ИЛЛЮСТРАЦИИ

ФРОТИСПИС

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

Приложение 6

Рефлексия

Учитель:

– За что ты можешь себя похвалить?

– Какие задания тебе понравились больше всего?

– Что приобрел?

– Что тебя удивило?

– Как строил отношения?

– Над чем надо еще поработать?

– Что на твой взгляд, не удалось? Почему? Что учесть на будущее?

– Зачем нам нужен был этот урок?

– Какие достижения у тебя на сегодняшнем уроке?

Ученик:

– Сегодня на уроке я:

научился…

было интересно…

было трудно…

мои ощущения…

мне показалось важным…

я понял, что…

я почувствовал, что…

– Урок:

показался интересным…

заставил задуматься…

навел меня на размышления…

– Своей работой на уроке я:

доволен;

не совсем доволен;

я не доволен потому, что…

– Я выбрал эти задания на уроке потому, что:

хочу проверить свои знания;

они мне нравятся больше остальных;

я чувствую, что справлюсь с ними пока хуже, чем с другими заданиями; и т. д.

Приложение 7

«Книжкины жалобы, или Чего книга желала бы»

Я – книга. Я – товарищ твой!

Будь, школьник, бережным со мной…

Мой чистый вид всегда приятен,

Оберегай меня от пятен!

Привычку скверную оставь:

Листая, пальцы не слюнявь!

Ой, уронил меня ты на пол!

Ай, супом ты меня залил!

Что здесь за звери?

Что за птицы?

Страницы пачкать не годится!

Опять загнул мои листы!

Мой переплет не выгибай!

Мой корешок не поломай!

Не забывай меня в саду:

Вдруг дождь нагрянет на беду?

Запомни: я твой лучший друг,

Но только не для грязных рук.