Модель самоуправления в классном коллективе среднего звена_644

МОДЕЛЬ САМОУПРАВЛЕНИЯ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

Денисова О.А.

учитель математики, классный руководитель 7 «А» класса

МАОУ «Лицей №5» г. Губкина Белгородской области

Современный социальный заказ общества определяет школу как воспитательную систему, ориентированную на формирование всесторонне развитой личности, готовую включиться в обновление общества. Исходя из этого, в школе возникает потребность в обучении детей самоуправлению.

Самоуправление это пространство, на котором формируются гражданские компетенции учащихся.

Детское самоуправление выступает как форма реализации прав и интересов ребенка, принципов добровольности, самодеятельности, самостоятельности. Главная функция детских организаций и объединений в том, чтобы оказать своим членам помощь в социальной адаптации к новым социально-экономическим условиям, чтобы дети участвовали в национально-культурном возрождении, в организации свободного времени и досуга, в сохранении и развитии духовных ценностей. 

Действующее в классе самоуправление говорит о сложившемся коллективе. Нет коллектива – нет самоуправления. А значит, самоуправление – это не цель, а средство воспитания. Это высшая форма управления детским коллективом.

В самоуправлении главное деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива.  Модель самоуправления, выстроенная на основе идей «педагогики успеха», позволяет проектировать работу школы по созданию условий для гармонического развития достойной личности, удовлетворения ее потребностей в самореализации и уважении, по формированию ориентации на успех и достижение. Успех – это наиболее полное достижение поставленной цели, а достижение в свою очередь – это опредмеченный результат.

Выстраивая и развивая ученическое самоуправление в классе, я опираюсь на следующие принципы: 

•педагогическое руководство;  • предметность деятельности, то есть органы самоуправления формируются для организации деятельности в коллективе и для коллектива;  • единое планирование, то есть создание единого плана воспитывающей деятельности, исполнителями которого являются сами органы самоуправления;  • выборность и составленность органов самоуправления, то есть в одни органы его члены будут избираться, в другие будут назначаться; • сменяемость функций руководства и подчинения, а также видов деятельности;  • построение самоуправления снизу вверх;  • участие всех учащихся в системе самоуправления;  • согласие, то есть после принятия решения действует правило обязательного его выполнения всеми участниками процесса. 

Представляю структуру органов самоуправления в классе:

Совет ДО «Радуга»

Родители

Классный

руководитель

Учащиеся

Актив класса

Классное собрание учащихся

Родительское

собрание

Сектор информации

Сектор культуры и досуга

сектор

Сектор здравоохранения и спорта

сектор

Сектор труда и заботы

сектор

Сектор науки и образования

Сектор охраны и безопасности

Обязанности классных органов управления

Сектор науки и образования Сектор труда и заботы

(зам. классного руководителя) (зам. классного руководителя)

*помощь в проверке дневников; *организация дежурства по классу,

*организация работы по развитию школе;

познавательных интересов; *участие в трудовых акциях;

*формирование команд к участию в викторинах, *работа по оформлению кабинета

интеллектуальных марафонах; (озеленение, поддержание *организация помощи отстающим в учебе; хорошего состояния мебели) * учет посещаемости.

Сектор здравоохранения и спорта Сектор культуры и досуга

(организатор спортивно-оздоровительной*организация классных огоньков;

работы)*общешкольные и внутриклассные

*участие в спортивно-оздоровительных праздники;

мероприятиях класса и школы; *посещение театров, музеев,

*формирование команды к спортивным проведение экскурсий.

турнирам, эстафетам.

Сектор информации Сектор охраны и безопасности

(редколлегия) * работа по оформлению уголка

*выпуск газет для информации в классе, безопасности;

*оформление классного уголка, * инструктаж по ТБ.

*оформление конкурсов, викторин.

Староста (заместитель классного руководителя) – курирует организацию работы всех секторов самоуправления, помогает учителям – предметникам, работающим в классе, в обеспечении учебного процесса.

Зам. старосты – помогает осуществлять работу старосты.

Представители класса в школьном совете самоуправления, в обязанности которых входит посещение сборов общешкольного комитета самоуправления и быть связующим звеном между классом и школьным комитетом самоуправления.

Такая модель самоуправления в детском коллективе складывается, обычно, уже к окончанию начальной школы, поэтому, опираясь на принцип преемственности средней и начальной школы, мы на одном из первых классных часов выбрали актив класса и распределили поручения.

Работа по направлениям – это хорошо, удобно. Но чтобы воспитать личность самостоятельную, социально — адаптивную, нужно развивать коммуникативные навыки не только исходя из того, что «мне интересно», но и применительно к ситуации «это нужно».

Я считаю, что самоуправление развивается только тогда, когда учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Оно развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера их интересов. Великий русский педагог В.А.Сухомлинский писал: «Нельзя сводить духовный мир маленького человека только к учению. Если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы души ребенка были поглощены уроками, жизнь станет невыносимой. Он должен быть не только школьником, но, прежде всего человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями».

Используя в воспитательной работе разнообразные формы, методы и средства, я стараюсь задействовать те стороны характера, которые подвигнут ребенка на самостоятельность, творчество, поиск. За годы воспитательной работы у меня выработался определенный стиль отношений с детьми и родителями, основанный на пяти НЕ:

- не запрещать, а направлять;

- не управлять, а соуправлять;

- не принуждать, а убеждать;

- не командовать, а организовывать;

- не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

Используя данную модель самообразования, какой я планирую результат:

- формирование самостоятельной, коммуникативной, творческой социально-адаптированной личности.

 Я уверена, что правильная организация классного самоуправления

способствует самореализации, становлению и развитию личности учащихся, успешному овладению знаниями, профессионально значимыми качествами, помогает в постижении смысла жизни, места в обществе, формировании активной жизненной позиции.