Модель самоуправления в классном коллективе среднего звена

Модель самоуправления

в классном коллективе

среднего звена

(Устинова И.В. учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №7

г. Минеральные Воды)

Согласно Конвенции ООН о правах ребенка и Конституции РФ, дети имеют право на создание своих органов самоуправления, организаций и объединений. Детское самоуправление – реальная разновидность социальных движений современности, это начальная ступень демократии, воспитания гражданственности, формирования творческого потенциала общества. 

Детское самоуправление выступает как форма реализации прав и интересов ребенка, принципов добровольности, самодеятельности, самостоятельности. Главная функция детских организаций и объединений в том, чтобы оказать своим членам помощь в социальной адаптации к новым социально-экономическим условиям, чтобы дети участвовали в национально-культурном возрождении, в организации свободного времени и досуга, в сохранении и развитии духовных ценностей.  Действующее в классе самоуправление говорит о сложившемся коллективе. Нет коллектива – нет самоуправления. А значит, самоуправление – это не цель, а средство воспитания. Это высшая форма управления детским коллективом.

В самоуправлении главное деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива.  Модель самоуправления, выстроенная на основе идей «педагогики успеха», позволяет проектировать работу школы по созданию условий для гармонического развития достойной личности, удовлетворения ее потребностей в самореализации и уважении, по формированию ориентации на успех и достижение. Успех – это наиболее полное достижение поставленной цели, а достижение в свою очередь – это опредмеченный результат.

Выстраивая и развивая ученическое самоуправление в классе, я опираюсь на следующие принципы: 

•педагогическое руководство; • предметность деятельности, то есть органы самоуправления формируются для организации деятельности в коллективе и для коллектива; • единое планирование, то есть создание единого плана воспитывающей деятельности, исполнителями которого являются сами органы самоуправления. Этот план является основным механизмом включения в организацию внутриклассной и внутришкольной жизни всех участников педагогического процесса; • выборность и составленность органов самоуправления, то есть в одни органы его члены будут избираться, в другие будут назначаться;• сменяемость функций руководства и подчинения, а также видов деятельности; • построение самоуправления снизу вверх; • участие всех учащихся в системе самоуправления; • согласие, то есть после принятия решения действует правило обязательного его выполнения всеми участниками процесса. 

Представляю структуру органов самоуправления в классе:

Совет старшеклассников

Родители

Кл. руководитель

Учащиеся

Актив класса

Классное собрание учащихся

Родительское

собрание

Пресс-центр

Культмассовый

сектор

Спортивный

сектор

Трудовой

сектор

Учебный сектор

Обязанности классных органов управления

Учебный сектор Трудовой сектор

(зам. классного руководителя) (зам классного руководителя)

*помощь в проверке дневников; *организация дежурства по классу,

*организация работы по развитию школе;

познавательных интересов; *участие в трудовых акциях;

*формирование команд к участию в викторинах, *работа по оформлению кабинета

интеллектуальных марафонах; (озеленение, поддержание хорошего

*организация помощи отстающим в учебе. состояния мебели, поддержание чистоты).

* учет посещаемости.

Спортивный сектор Культмассовый сектор

(организатор спортивно-оздоровительной

работы

*участие в спортивно-оздоровительных *организация классных огоньков;

мероприятиях класса и школы; *общешкольные и внутриклассные

*формирование команды к спортивным праздники;

турнирам, эстафетам. *посещение театров, музеев, проведение

экскурсий.

Пресс-центр

(редколлегия)

-выпуск газет для информации в классе,

-оформление кл.уголка,

-оформление конкурсов, викторин.

Санпост

-отвечает за ведение рапортички;

-отмечает справки;

-ведет учет прививок

Староста (заместитель классного руководителя) – курирует организацию работы всех секторов самоуправления, помогает учителям – предметникам, работающим в классе, в обеспечении учебного процесса.

Зам. старосты – помогает осуществлять работу старосты.

Представитель класса в школьном совете самоуправления, в обязанности которого входит посещение сборов общешкольного комитета самоуправления и быть связующим звеном между классом и школьным комитетом самоуправления.

Нужно сказать, что такая модель самоуправления в детском коллективе складывается, как правило, уже к четвертому классу, поэтому, опираясь на принцип преемственности средней и начальной школы, мы на одном из первых классных часов выбрали актив класса. Но при этом за основу оставили отряд ЮИДовцев , который был в начальной школе у Подгорной М.С. , где работа велась по тем же самым направлениям. Отряд ЮИД занимал призовые места в начальной школе.

В течении I четверти шел период адаптации пятиклассников к средней школе (об учебных результатах мы говорили на первом пед.совете). Но воспитательная работа проводилась с пролонгированием выше указанных направлений:

- кл.ч «Давайте познакомимся»(рассказ о себе, о своих достижениях, демонстрация портфолио )

- кл. час «Правила дружного общения» (основные правила записали памятками в дневники)

- и в начале второй четверти распределились по секторам. Определили круг обязанности, наметили план работы, и работа началась. Несколько человек из отряда ЮИДовцев сразу взяли шефство над 1 «А » классом: помогли в проведении кл. часа «Дорога в школу», (рисунок маршрутного листа, о знаках дорожного движения ).

Что хочу сказать еще из своего опыта воспитательной работы: работа по направлениям –это хорошо, удобно. Но чтобы воспитать личность самостоятельную, социально- адаптивную, нужно развивать коммуникативные навыки не только исходя из того , что «мне интересно» , но и применительно к ситуации «это нужно». Так у нас прошло два мероприятия, которые были подготовлены по группам. Это « Новогодний огонек» и «Широкая Масленица». И вот здесь создаются условия, способствующие самореализации подчас скрытых возможностей каждого ученика, устанавливаются дружеские отношения в микрогруппах класса, ребята учатся ставить интересы большинства выше своих личных, формируется чувство долга, ответственности, товарищества.

Я считаю, что самоуправление развивается только тогда, когда учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Оно развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера их интересов. Великий русский педагог В.А.Сухомлинский писал: « Нельзя сводить духовный мир маленького человека только к учению. Если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы души ребенка были поглощены уроками, жизнь станет невыносимой. Он должен быть не только школьником, но, прежде всего человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями».

Используя в воспитательной работе разнообразные формы, методы и средства, я стараюсь задействовать те стороны характера, которые подвигнут ребенка на самостоятельность, творчество, поиск. За годы воспитательной работы у меня выработался определенный стиль отношений с детьми и родителями: Не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

Используя данную модель самообразования, какой я планирую результат:

- формирование самостоятельной, коммуникативной, творческой социально-адаптированной личности.

Ищу необычное в обычном, делаю «открытия». И всегда помню, что за внешней обычностью, скрывается удивительная неповторимость…