Модель работы по развитию одарённых детей

Создание модели работы по развитию одарённых детей

Заместитель директора МБОУ «Каптыревскя СОШ»

по дополнительному образованию Черданцева Е.А.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

В условиях построения инновационной экономики, модернизации российского общества задача системной, эффективной работы с одаренными детьми и молодежью становится особенно актуальной. (Из справки «О проекте Концепции интеграции эффективных механизмов поиска и

поддержки талантливых детей и молодежи в общенациональную систему» от 24 января 2012года)

Исходя из современных требования к организации образовательного процесса, каждой школе необходимо создать программу, способствующую максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей, развитию, оказанию адресной поддержки каждому ребенку, проявившему незаурядные способности. В основе программы- реализация разработанных индивидуальных «образовательных программ» с учетом специфики творческой и интеллектуальной одаренности ребенка, формирование его личностного и профессионального самоопределения. Однако нельзя игнорировать такой факт, что при существующая система образования, ориентирована на выполнение стандарта, и в школе возможно ошибочно не заметить одарённого ребёнка. Существующая объективная проблема «нераскрытости» появляется вследствие неграмотности или невнимательности родителей к развитию личности ребёнка, с одной стороны, а с другой, определена самой школьной массовой системой, которая не всегда позволяет увидеть особенные возможности каждого. Школьная образовательная среда должна быть организована таким образом,чтобы была обеспечена возможность развития и творчества как одарённых детей,так и со скрытой формой одарённости.

Можно выделить следующие категории одарённых детей:

•дети с высоким интеллектом, способные в разных областях;

•дети, с высоким интеллектом, способные в определённой области;

•дети, обладающими творческими способностями;

•дети, обладающими прекрасными спортивными способностями ;

•дети, с активной жизненной позицией, с ярко выраженными качествами лидера;

•дети с развитым интеллектом, проявляющие себя ярко «от случая к случаю».

•дети с особыми возможностями, ярко проявляющие себя в прикладных видах творчества.

К работе с категорией «одарённые дети» можно сформировать общие подходы:

1 подход- индивидуализация и дифференциация в обучении;

2 подход- максимальный учёт запросов ребёнка и родителей, разнообразие предоставляемых возможностей

3 подход-совместное сотрудничество с учителем, в котором учитель оказывает сопровождение ребёнка, развивает его самостоятельность в выбранном направлении ,минимализирует своё участие в готовом продукте;

4 подход- свободный выбор, по возможности согласованный с родителями.

При разработке программы по развитию одарённых детей следует выполнить следующие шаги:

•определить основные направления в работе с одарёнными детьми исходя из возможностей образовательного учреждения;

•организовать согласованное социально-педагогическое сопровождение одарённых детей, которое обеспечивает развитие ребёнка в комфортных для него условиях; при котором учитывается не только интенсивность, качество развития, но и здоровьесберегающие факторы;

•провести работу по организации взаимодействия с родителями в вопросах поддержки и сопровождения одаренности;

•разработать систему поощрения педагогов, оказывающих поддержку одарённым детям;

•создать систему мониторинга продвижения и результативности одарённого ребёнка в школьном пространстве и за его пределами.

Особую заботу составляют подвозные учащиеся из близлежащих сел, которые не всегда могут быть включены в программу развития одарённых детей. Для работы с такими учащимися следует выполнить следующие шаги:

•педагогу организовать тесное сотрудничество с родителями, заинтересованными в развитии ребёнка;

•составить режим занятий, удобный для ребёнка;

•использовать дистанционные формы обучения;

•организовать дополнительное питание во вторую половину дня.

Можно выделить три области, в которых может происходить развитие одарённого ребёнка: интеллектуальная, спортивная, творческая.

В каждой области работает своя программа.

Школьная программа «Формирование и развитие учебно-познавательной ,проектно-исследовательской компетентности школьников» включает школьное научное общество «Энгима», проектное бюро, информационный центр, пресс-центр. Учащиеся под руководством учителей проводят исследовательскую работу, разрабатывают учебные, социальные проекты, участвуют в организации и проведении мероприятий на школьном и сельском уровнях. Результаты одарённые дети демонстрируют на ежегодной научно-практической конференции, фестивалях, выставках, проводят единые уроки, классные часы. Формой предоставления результата деятельности является публичный отчёт.

Дополнительное образование проходит в различных формах: дистанционные курсы, образовательные программы, клубы, кружки.

Целью программы «Содружество муз» является развитие творческой личности и индивидуальности. В программу входит семь долгосрочных программ, реализуемых от3-5 лет: «Искусство рукоделия», «Роспись в танце», «Поёт душа», «Праздник делаем сами», «Чудесные звуки», «Радуга», «Школьный театр», «Народные традиции в костюме». А также программы с сроком обучения 1 год.

Реализация программ по развитию интеллекта, творчества, спортивного мастерства позволяет осуществить главную задачу: создание условий для развития одарённых детей через возможности дополнительного образования по выбору и желанию ребёнка и родителей. Погружение в программы способствует развитию у младших школьников способностей:

-видеть границу между известным и неизвестным;

– соотносить результат своей деятельности с образцом;

– находить ошибки в своей и чужой работе и устранять их;

– выработки критериев для оценки учебной работы;

– обращаться к взрослому с запросом недостающей информации или с просьбой помощи в устранении учебных трудностей, установленных самим ребенком;

– нацеливаться на выявление недостающих способов и средств решения задач, а не на получение их в готовом виде (Г.А. Цукерман);

– вступать в предметную коммуникацию (вести дискуссии) и организовывать свою работу в малых группах:

– владеть приемами и навыками учебного сотрудничества;

– регулировать конфликты, переводя их из эмоционально-личностного в предметно-деловой план;

– понять точку зрения другого, содержательно оценить достоинства и недостатки действий и суждений своих партнеров по совместной работе;

– скоординировать разные точки зрения и достигнуть общего результата;

– владеть основами важного учебного действия – моделирования. В дальнейшем, в подростковой школе, моделирование становится основным учебным действием.

В подростковом возрасте:

-Выполнять требования, которые предъявляются к уровню их обучения по дополнительным программам;

– переносить способы действия из одной предметной области в другую; строят алгоритмы своих действий;

– решать достаточно большой круг предметных, социально-ориентированных и личностных задач;

– обладать достаточно широким социальным опытом, позволяющим им ориентироваться в окружающем мире, взаимодействовать с ним, находить свое место в нем.

– определять сложность заданий, распределять задания по степени сложности;

– вырабатывать критерии оценки творческой работы;

– согласовывать свои критерии с критериями других участников контрольно-оценочной деятельности, в том числе и с учителем;

– оценивать свою работу по этим критериям;

– сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека (учителя, одноклассника);

– исправлять допущенные ошибок;

– определять границы способа решения задачи (понимать, где работает или не работает освоенный способ действия);

Предметом контроля и оценки в творческом и спортивном процессе, интеллектуальной деятельности со стороны ребят в это время могут быть:

– собственное продвижение в учебном материале с фиксацией своих трудностей и возможных способов их преодоления («Что у меня получается, какие трудности не могу пока преодолеть и почему?»);

– последовательность действий при решении поставленных задач («Какие операции, действия мне надо совершить, чтобы решить задачу?»);

– личные достижения в изучении учебного и внеучебного материала («Чему я научился?»);

– оценка своих возможностей («Могу ли сделать более сложное задание?»);

– самостоятельный выбор учебного материала (заданий) для их выполнения («Какие задания могу выполнить хорошо?»).

На данном этапе обучения необходимо стремиться к тому, чтобы контрольно-оценочные действия учителя по возможности производились исключительно по запросу учащихся, в том числе в момент предъявления учащимися своих результатов (достижений).

В базовую часть школьного образования входят элективные курсы, спецкурсы, которые позволяют углубить знания, развить компетентности через дополнительную работу по определённому предмету. Внеурочная деятельность организована для всех школьников в виде учебных курсов для класса и групп («Почемучка», «Основы информационной грамоты», «ПДДешка», «Театральное мастерство», «Хор»).

В модель работы с одарёнными и талантливыми детьми входит блок «Сопровождения и поддержки». Учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, психолог, классные руководители осуществляют психологическую, педагогическую, методическую помощь учащимся и педагогам. Именно эта команда разрабатывает и помогает реализовывать, и, в случае необходимости, корректировать ИОП (индивидуально -образовательную программу) каждого одарённого ребёнка, отслеживает путь продвижения его в школьной образовательной среде и результативность достижений, которые фиксируются в «Портфолио» ученика.

Сопровождение одарённых детей требует повышения квалификации учителей, педагогов и педагогических работников. Повышение квалификации проходит традиционно через деятельность ШМО, Школы молодого учителя , семинаров, Районных методических центров, выездных курсов ПК, участие в конкурсах педагогического мастерства, мастер-классы, обмен опытом. Результаты, достижения предоставляются в «Портфолио» педагогического работника.

В школе есть условия, возможности, кадровое обеспечение современного образовательного процесса и реализации модели работы по развитию одарённых детей.

Цель: Создание благоприятных условий для развития способных, одаренных и талантливых детей в интересах личности, общества и государства.

Цель: Создание благоприятных условий для развития способных, одаренных и талантливых детей в интересах личности, общества и государства.

Модель работы со способными, одарёнными и талантливыми детьми

Интеллектуальные конкурсы

Интеллектуальные конкурсы

Олимпиадное движение

Олимпиадное движение

Программа «Одарённые дети»

Программа «Одарённые дети»

И

О

п

И

О

п

Образовательный процесс

Образовательный процесс

П р о ц е с

с у а л ь н ы й м о н и т о р и н г

П р о ц е с с у а л ь н ы й м о н и т о р и н г

Система педагогического сопровождения и поддержки

Система педагогического сопровождения и поддержки

Межщкольное

Районное НОУ

Районное

НОУ

Межщкольное

Районное НОУ

Районное

НОУ

Учреждения дополнительногообразования

Учреждения дополнительногообразования

Одарённые дети

Педагоги-исследователи

Учителя-предметникиПедагоги ДО

Психологи

Родители

Общественность

(администрация района,главы администраций сельсоветов, районные советы депутатов сельские советы депутатов)

Одарённые дети

Педагоги-исследователи

Учителя-предметникиПедагоги ДО

Психологи

Родители

Общественность

(администрация района,главы администраций сельсоветов, районные советы депутатов сельские советы депутатов)

Консалтинг-центр

Консалтинг-центр

Центр

психологичес-кой,педагоги-ческой,методи-ческой помощи учащимся и педагогам,

Центр психологичес-кой,педагоги-ческой,методи-ческой помощи учащимся и педагогам,

Общественно-государственная поддержка

Общественно-государственная поддержка

Районное объединение Интернет-клубов

Районное объединение Интернет-клубов

Фонд Одарённые дети

Фонд Одарённые дети

Родительский

учниверситет

Родительский учниверситет

Спонсоры, пожертвования, фонды предприятий

Спонсоры, пожертвования, фонды предприятий

Грантовые

проекты

Грантовые проекты

Мероприятия-

НПК, выставки,конкурсы

фестивали, ярмарки

Ученик года, соревнования,итп

Мероприятия-

НПК, выставки,конкурсы

фестивали, ярмарки

Ученик года, соревнования,итп

КПК, семинары, консультации, форумы, связь с Вузами, инте

нсивные школы

КПК, семинары, консультации, форумы, связь с Вузами, интенсивные школы

Дистанционные виды

обучения,олимпиадыконкурсы

Дистанционные виды обучения,олимпиадыконкурсы

Техническая поддержка

Техническая поддержка

Информационная поддержка

Информационная поддержка

*метапредметность

*деятельностный, исследовательcко-проектный подход к решению поставленных проблем

*конкурентноспособность

*самоактуализация, самоутверждение, самореализация

*социальная адаптация и успешность

*метапредметность

*деятельностный, исследовательcко-проектный подход к решению поставленных проблем

*конкурентноспособность

*самоактуализация, самоутверждение, самореализация

*социальная адаптация и успешность

База данных

«Одарённые

дети»

База данных

«Одарённые

дети»

И

М

Ц

И

М



Страницы: 1 | 2 | Весь текст