Модель организации внеурочной деятельности обучающихся МКОУ СОШ 7

1 слайд

Модель организации внеурочной деятельности обучающихсяМКОУ «СОШ № 7»

2 слайд

В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.

3 слайд

Разработаны полярные модели организации внеурочной деятельности:

Модель внеурочной деятельности, основанная на мобилизации (актуализации) внутренних ресурсов общеобразовательного учреждения.

Модель внеурочной деятельности, основанная на установлении сетевого взаимодействия с социальными партнерами.

4 слайд

В чём заключается особенности этой модели.

Систематизация воспитательной работы

Внедрение новых конструкций организации образовательного процесса

Совершенствование методической работы внутри общеобразовательного учреждения, систематическое повышение квалификации педагогических работников во всем разнообразии форм

Достижение нового уровня взаимодействия с родительским сообществом, более активное вовлечение родителей (законных представителей) обучающихся в жизнь школы

5 слайд

Содержательные аспекты:

Достижение нового уровня взаимодействия с родительским сообществом, более активное вовлечение родителей (законных представителей) обучающихся в жизнь школы

Совершенствование методической работы внутри общеобразовательного учреждения, систематическое повышение квалификации педагогических работников во всем разнообразии форм

Внедрение новых конструкций организации образовательного процесса

6слайд

Формируются индивидуальные образовательные траектории обучающихся в рамках внеурочной деятельности.

Для этого ведётся учет запросов обучающихся и родителей на организацию второй половины дня,

учет занятости обучающихся вне школы.

Специалистами образовательного учреждения разрабатывается спектр программ внеурочной деятельности.

Программы разрабатываются с учетом их пролонгации на каждый год первой ступени общего образования.

7 слайд

Внеурочная деятельность — это совместная работа

Учреждений дополнительного образования

Классных руководителей

Воспитателей групп продлённого дня

Психолога и социального педагога школы

8 слайд

На что мы ориентировались при организации внеурочной деятельности

Изучили запросы родителей, выбрали приоритетные направления деятельности школы, учли интересы и склонности педагогов, обратили внимание на рекомендации психолога.

9 слайд

Основными принципами реализации модели внеурочной деятельности являются:

Соответствие возрастным особенностям

Преемственность с технологиями учебной деятельности

Опора на традиции и положительный опыт

Свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребёнка

10 слайд

При каких условиях эта модель будет эффективно работать?

Если школьники будут удовлетворять потребность в общении, развивать творческие способности и самореализовываться;

Им будет обеспечены различные виды деятельности по их интересам и увлечениям,

Если будут использованы все социокультурные возможности школы и микрорайона

11 слайд

Каких воспитательных результаты внеурочной деятельности мы стараемся добиться?

На 1-м уровне

Школьник приобретает социальные знания

На 2-м уровне

Школьник получает опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям

На 3-м уровне

Школьник самостоятельно действует в общественной жизни

12 слайд

Виды внеурочной деятельности

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

Досугово-развлекательная

Художественное творчество

Социальное творчество

Трудовая деятельность

Спортивно-оздоровительная

13 слайд

В начале года было проведено анкетирование родителей.

В результате 50% выбрали спортивно-оздоровительное направление;

24% — художественно-эстетическое

21% — общеинтеллектуальное

3% — гражданско-патриотическое

2% — коррекционно-развивающее

14 слайд

Так выглядит наш план внеурочной деятельности.

При подготовке мы выбрали следующие программы внеурочной деятельности:

«Музей в твоем классе», «Наглядная геометрия», «Закулисье», «Театр», «Детская риторика», «Юный патриот», «Планета здоровья», «Подвижные игры», «Информатика», «Росток».

Использованы формы организации внеурочной деятельности такие как:

кружок, клуб, факультатив, проектная деятельность, круглый стол, общественно-полезный труд.

В таблице видно, что программы охватывают сразу несколько направлений. Например, кружок «Музей в твоем классе» - духовно-нравственное и социальное, а общественно-полезный труд «Росток» сразу четыре: спортивно-оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Потому что на одном и том же занятии мы знакомим детей с культурными ценностями, им приходится применять свои интеллектуальные способности, при этом общаться с разными людьми и работать на свежем воздухе.

15 слайд

Режим дня

8.30 – 11.35 – Учебная деятельность (4 урока с активной фазой 35 минут)

11.35 – 12.20 – Динамическая пауза (пребывание на свежем воздухе)

12.20 – 12.30 – Подготовка к обеду, гигиенические процедуры

12.30 – 12.45 — Обед

12.45-12.50 – Подготовка к внеурочной деятельности

12.50 – 13.35 – Развивающее занятие по расписанию

13.25 – 13.35 – Активный отдых

13.35 – 14.10 – Развивающее занятие по расписанию

14.10 – 14.30 — Уход детей домой, пребывание в группе продлённого дня

16 слайд

В школе соблюдаются все необходимые гигиенические требования:

организовано двухразовое горячее питание,

обязательное пребывание на свежем воздухе,

активный отдых при смене занятий (динамические паузы, игры)

17 слайд

Преимущества модели в том, что созданы условия обучающимся для реального выбора наиболее привлекательных для них форм и видов внеурочной деятельности; обучающиеся имеют возможность перейти из одной группы в другую (в течение учебного года);обеспечение вариативности программ внеурочной деятельности – есть группы по выбору учащихся всех классов.

18-24 слайды

Программы

25 слайд

В своей работе мы используем такое средство укрепления эмоционального здоровья школьников как арттерапия.

В условиях реформирования современного общества перед педагогами стоит задача создания адекватных условий воспитания и обучения каждому ребенку. Дети являются особой категорией, в работе с которыми очень важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Одной из таких форм является арттерапия.

На протяжении долгого времени арттерапия (буквально «терапия искусством) успешно используется в медицине, педагогике, психологии, в том числе и специальной.

Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем и философы, педагоги использовали разные виды искусства для лечения души и тела. Использование разных видов искусства в целях врачевания наблюдалось в Древней Греции (Пифагор, Аристотель, Платон указывали на профилактическую и лечебную силу воздействия музыки), Китае (музыка использовалась достаточно широко и в соответствии с правилами традиционной китайской медицины), Индии (индийская философия утверждает, что отражение спокойствия души и мира может быть осуществлено с помощью музыки). В Средние века практика музыкотерапии связана с теорией аффектов, которая изучала воздействие различных ритмов, мелодий и гармоний на эмоциональное состояние человека. В России по инициативе В.М.Бехтерева в 1912 г. был основан Комитет по исследованию музыкально-терапевтических эффектов, в который вошли ряд видных врачей и представителей музыкального мира. Специальные исследования выявили положительное влияние музыки на различные системы организма человека: сердечно-сосудистую, двигательную, дыхательную, центральную нервную. В результате этих исследований были сделаны выводы о том, что отрицательные эмоции блокируют функции головного мозга, что приводит к потере ориентировки человека в окружающей среде, а положительные эмоции от общения с искусством, наоборот, оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы, содействуют психоэмоциональному напряжению человека, мобилизуют его резервные силы. В России во второй половине ХХ в. арттерапия разрабатывается и используется в лечебных и коррекционных целях, как в различных направлениях медицины, так и в психологии, в частности, специальной.

Поскольку арттерапия обеспечивается воздействием средствами искусства, то ее систематизация основывается, прежде всего, на специфике видов искусства (музыка – музыкотерапия, изобразительное искусство – изотерапия, танец, движение – кинезитерапия, театр – имаготерапия, литература – библиотерапия). В свою очередь каждый вид арттерапии подразделяется на подвиды.

Арттерапевтические методики в психокоррекции способствуют гармонизации личности детей, обеспечивают коррекцию нарушений в эмоционально-волевой сфере, их психоэмоционального состояния, психофизиологических процессов, способствуют эмоциональному здоровью посредством соприкосновения с искусством.

Автор: Ягудина Светлана Эркиновна, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №68 «Василёк» г.Набережные

26 слайд

В нашей школе используется два вида арттерапии: имаготерапия и музыкотерапия.

Имаготерапия.

Имаготерапия (от лат.imago – образ) занимает особое место в арттерапии. Её основой является театрализация психотерапевтического процесса. Достижение психокоррекционного эффекта обеспечивается путем развития и обогащения личности. Для этого используется творческая активность личности.

Имаготерапия имеет различные подвиды: куклотерапия, образно-ролевая драмтерапия, психодрама.

Куклотерапия используется в работе с детьми и основана на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки). Данная методика используется при различных нарушениях поведения, страхах, нарушениях в эмоционально-волевой сфере и т.д.

27 слайд

Музыкотерапия.

Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др. Музыка способна устанавливать общее настроение, причем эмоциональная окраска образов, возникающих при ее восприятии, различна в зависимости от индивидуальных особенностей музыкального восприятия, степени музыкальной подготовки, интеллектуальных особенностей слушающего. Изучение эмоциональной значимости отдельных элементов музыки – ритма, тональности, показало их способность вызывать состояние, адекватное характеру раздражителя: минорные тональности обнаруживают депрессивный эффект, быстрые пульсирующие ритмы действуют возбуждающе и вызывают отрицательные эмоции, мягкие ритмы успокаивают, диссонансы – возбуждают, консонансы – успокаивают. Музыкотерапия может быть представлена в форме рецептивной (пассивной) и активной (активное выражение себя в музыке). Музыка, как самый эмоциональный из всех видов искусств, близка впечатлительной натуре ребенка, и в этом заключается сила ее воспитательного воздействия. Под влиянием музыки развивается художественное восприятие ребенка, богаче становятся переживания. Нет детей абсолютно равнодушных к музыке. Следовательно, вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т.д.), проходят невротические проявления (страхи, тревожность, неуверенность и др.). Таким образом, активно участвуя в музыкотерапевтическом сеансе, ребенок получает возможность выразить себя, свое эмоциональное состояние пением, движением, игрой на инструменте, приводит к разрешению внутреннего конфликта и, как следствие, к стабилизации психоэмоционального состояния.

28-29 слайд

Есть у нас конечно и проблемы, но мы пытаемся их решать.

Ещё мало существует программ, адекватных задачам и возрасту, поэтому учителя формируют банк программ и разрабатывают программы самостоятельно.

Не все педагоги, особенно старших классов, которые были задействованы в реализации программ внеурочной деятельности, прошли курсы повышения квалификации по ФГОС – для них были проведены внутришкольные методические семинары.

Следующая проблема — недостаточное материально-техническое обеспечение школы. Для пополнение МТБ формируем заявки.