Модель личностно-ориентированного обучения

На рубеже веков модель личностно-ориентированного обучения (ЛОО) – одна из наиболее перспективных в силу следующих причин.

- в центре образовательного процесса находится ребёнок как субъект познания, что отвечает мировой тенденции гуманизации образования.

- Личностно-ориентированное обучение является здоровье-сберегающей технологией.

- В последнее время наметилась тенденция, когда родители выбирают не просто какие-либо дополнительные предметы, но ищут и благоприятную образовательную среду, чтобы он не затерялся в общей массе, была видна его индивидуальность.

Учителю, работающему в модели ЛООЮ необходимо осознать следующее:

- необходим переход от ритуального исполнения методических канонов к построению собственной педагогической концепции.

- важность ориентации педагогической проектирования на личность ученика, а не на функциональное выполнение им учебных операций.

- отказ от монополии на знание безусловных истин ( научных, политических, исторических, художественных, установка на относительность всякого знания и тем самым — на диалог.

При организации ЛОО учителя иногда не учитывают:

- функциональную ассиметрию полушарий головного мозга

- половые особенности детей ( асинхронная эволюция полов )

- гиперактивность детей

- левшество детей

- тип высшей нервной деятельности ( темперамент)

Характеристика ЛОО.

Существует большое количество разнообразных развивающих систем ( из российских, например, системы Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова). А в технологии ЛОО особое внимание придаётся такому фактору развития как субъектному опыту жизнедеятельности, приобретённому ребёнком вне школы в конкретных условиях семьи, социокультурного окружения, в процессе восприятия и понимания им мира людей и вещей.

Основные цели личностно-ориентированного обучения.

- развитие индивидуальных познавательных способностей ребёнка.

- максимально выявлять, инициировать индивидуальный опыт ребёнка.

- помочь ребёнку познать себя, самоопределиться и самореализоваться.

Особенности методики:

Образовательный процесс строиться на учебном диалоге учителя и ученика,который направлен на совместное конструирование программной деятельности. При этом обязательно учитываются индивидуальная избирательность ученика к содержанию, виду и форме учебного материала, его мативация.

Поскольку центром всей образовательной системы в данной технологии является индивидуальность ребёнка, то его методическую основу представляют индивидуализация и дифференциация учебного процесса.

Представляется интересным проведение различных видов диагностик. Постоянно наблюдая за каждым ребёнком,выполняющим разные виды учебной работы, накапливается банк данных о формирующемся у него познавательном профиле ученика, который меняется от класса к классу. Впоследствии это служит основным документом для определения (выбора) дифференцированных форм обучения (профильных классов).

Основные требования к разработке дидактического обеспечения ЛОО.

- изложение знаний должно быть направлено не только на расширение их объёма, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование наличного опыта учащихся.

- активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности должно обеспечивать ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.

- ученик должен иметь возможность выбора при выполнении задания.

- необходима стимуляция учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала.

«Человек есть не то, что он есть, а то, чем он может стать»( Роджерс ).

Ресурс развития человека заложен в нём самом. Педагог, который следует этим идеям, помогает ребёнку в процессе развития. Каковы же, по Роджерсу, психологические характеристики такого педагога?

- змпатия как способность сочуствия

- конгруэнтность – соответствие позиции воспитанника, искренность и открытость им

- креативность – не только способность к творчеству, но и быстрота реакции в нестандартных ситуациях, способность увлекать, реагировать с юмором

- принятие ребёнка таким, как есть

-суггестивность – воздействие на эмоциональную сферу воспитанников, создание благоприятной атмосферы

- толерантность – принятие права ребёнка на несовпадающую с позицией педагога собственное мнение, права на ошибку

- способность к рефлексии как к самоанализу своего поведения, самоконтроль в процессе общения.

Самые выверенные педагогические технологии могут быть травмирующими для определённого контингента детей. Есть данные, что использование технологии Занкова для детей со слабой, инертной нервной системой, приводило к появлению неврозов. Результатом малых мозговых дисфункций (ММД) может быть устойчивое нарушение слуховой памяти, тогда приём «шёпотом» Амонашвили едва ли будет оправдан.Для них нужна зрительная опора.Для других зрительные опоры ( Шаталов) могут быть убийственны.

Выбирая любую эффективную технологию, необходимо отслеживать,не вредна ли она.