Многообразие форм внеклассной деятельности как путь эффективной воспитательной работы в

Сообщение по теме:

«Многообразие форм внеклассной деятельности как путь эффективной воспитательной работы в классе»

(выступление на РМО классных руководителей)

Подготовила:

Овчарова Любовь

Михайловна

Кл. руководитель

5 класса «В»

МБОУ «Шолоховская

гимназия»

ст.Вешенской

2012

Многообразие форм внеклассной деятельности как путь эффективной воспитательной работы в классе

Великие цивилизации прошлого обучения и воспитания трактовали как единый и целостный процесс. Нелепо было бы предложить, например, что в Древнем Риме просуществовавшем более 2700 лет, кто-либо всерьез предложил обучать детей… без выработки у них высочайшей гражданской нравственности, непоколебимого мужества… без умения жить по законам благородной простоты. Вся классическая римская литература есть великая Книга воспитания» ,- утверждает В.А. Разумный.

Широкая палитра видов и форм деятельности – это способ организовать разнообразные связи ребенка с окружающим миром.

Забота о разновидовой деятельности детей – это проявление профессиональной заботы классного руководителя об индивидуальном развитии их способностей. Мы с детьми продумываем, планируем, организуем и проводим множество самых разнообразных дел – но не для увеселения и не для заполнения времени, а для выявления задатков, на основе которых можно формировать способности.

духовная

духовная

предметная

предметная

Личность каждого ребенка уникальна и неповторима, и каждый должен получить персональную возможность проявить себя.

Типы деятельности

Типы деятельности

групповая

групповая

экстернальная

экстернальная

индивидуальная

индивидуальная

интернальная

интернальная

созидательная

созидательная

разрушительная

разрушительная

Если взглянуть с точки зрения субъектов деятельности, педагог имеет дело с групповой (педагог-группа) и индивидуальной (педагог-отдельный ребенок) деятельностью.

Если избирать ракурс материального и духовного плана, то и здесь существует два типа деятельности – предметная и духовная.

С точки зрения объекта деятельности работа классного руководителя направлена на взаимодействие детей с внешним миром экстериальная и на взаимодействие ребенка со своим внутренним миром – интериальная деятельность.

По социальной характеристике деятельность может быть созидательная деятельность и разрушительная деятельность.

Все названные типы деятельности выделяются познавательная, преобразовательная, художественная, ценностно-ориентированная деятельность и деятельность общения.

Виды предметной деятельности

Виды предметной деятельности

преобразовательная

преобразовательная

свободное общение

свободное общение

художественная

художественная

познавательная

познавательная

ценностно-ориентированная

ценностно-ориентированная

Что же делаем мы в классе, в рамках видах предметной деятельности.

Познавательная деятельность.

С 1 сентября составлена таблица занятости учащихся в предметных кружках, спортивных секциях; в классе много гиперактивных детей. Поэтому были проведены беседы с родителями о необходимости занятий их детьми в кружках и секциях. Беседовала с тренерами, просила, чтобы детей записали в секции.

Дети 5 класса очень активно участвуют в предметных олимпиадах, марафонах, конкурсах-играх. В рамках изучения истории Шолоховского края, уроков краеведения, занятий клуба «Донцы» учащиеся были несколько раз на экскурсиях на объектах ГМЗШ, где проводились еще и занятия с учащимися.

Организована совместная работа с центром психологической помощи семье. Чукарина Наталья Стефановна – педагог центра провела с детьми несколько занятий, тематика которых различна. Но все они носили познавательный характер на занятиях дети узнают много нового и интересного. Да и сам приход нового человека, а не классного руководителя уже вызывает у учащихся интерес. К познавательной деятельности относятся такие виды деятельности как доклады, устные журналы, посещение публичных лекций.

Преобразовательная деятельность – это трудовая работа по благоустройству класса, школы, площадки, улицы, парка; это работа с зелеными насаждениями и уход за ними; уход за животными при школе или в школе; дизайнерская работа; швейная, токарная, плотницкая, декоративно-прикладная (по дереву, металлу, глине, бумаге)

В конце июня было проведено родительское собрание (новый 5 класс, новый состав родителей). Родители познакомились с классной комнатой, обычаями класса. Без присутствия классного руководителя обсудили объем косметического ремонта (в обсуждении финансовых вопросов я никогда не принимаю участие)

К 1 сентября класс приобрел очень уютный эстетический вид. Детям нравится наш класс, они стараются поддерживать в нем чистоту и порядок.

В начале учебного года были распределены поручения (выписали перечень поручений, каждый ученик написал, кто по его мнению мог бы выполнять то или иное поручение, какое поручение он сам хотел бы выполнить). В течении года дети с удовольствием выполняют свои поручения.

За классом закреплен участок дендропарка. Осенью на нем был наведен надлежащий порядок. Весной посадили цветы, оформили клумбы. Помимо предметных кружков и спортивных секций учащиеся класса занимаются в кружке моделирования, где учатся работать на станках. Результаты пока незначительные, но уже есть: изготовили указку в класс, механические игрушки. Девочки занимаются в ЦВР изготовлением игрушек.

Художественная деятельность.

Многие учащиеся класса – творческие личности, занимающиеся в танцевальном кружке, в ансамбле «Станичники», посещают художественное отделение школы искусств. Соответственно, все навыки, приобретенные на кружках, используем в классе. К родительским собраниям готовили выступление агитбригад, к веселым стартам рисовали, а затем эстетически оформляли стенную газету: «Мы – за здоровый образ жизни», за которую получили I место. Дети с концертными номерами выступали в детском доме. К новогодней елке было подготовлено интересное представление, где непосредственными участниками были дети и их родители. Каждый из учеников смог проявить свои таланты: пели, танцевали, декламировали, инсценировали сказки. Этому предшествовала большая работа; учились выразительно читать, играть – входить в роль. В результате этого выявились скрытые таланты детей, о которых не подозревали даже их собственные родители. И даже очень застенчивые ребята захотели принимать участие в инсценировках и других выступлениях. Сейчас готовимся к 8 марта, где будем поздравлять мам, бабушек, сестричек, девочек-одноклассниц.

Ценностно-ориентированная деятельность — это «круглые столы», диспуты, обсуждение книг, анализ происшедшего, стенгазеты, школьные линейки, собрания.

На одном из видов деятельности – анализе происшедшего – хочу остановиться особенно. Не одно мероприятие, проводимое или проведенное в классе не обходится без анализа.

Прошли ли веселые старты, уборка территории, поход в природу или экскурсия в музей, всегда вызываю детей на откровения, на разговор, на обмен мнениями. Кого-то надо похвалить за то, что выручил команду, кого-то, бывает такая необходимость, надо поставить на место. Никогда не терплю хамства, вранья, безалаберного отношения к делам, высокомерного отношения к одноклассникам. После больших мероприятий дети пишут сочинения-откровения о пережитом. (Примеры сочинений)

Свободное общение (деятельность общения) – вечера отдыха, приглашение гостей, дружеский чай, игры, дни рождения, торжественные вечера.

В свободном общении дети раскрываются как нигде более. Самый отъявленный хулиган в школе может быть самым хорошим помощником в походе. А если его еще чуть-чуть похвалить, показать, что без него мы не обошлись бы, то он этот школьный двоечник, будет на седьмом небе от счастья, что его заметили, его отметили, и назавтра он постарается и в учебной деятельности быть лучше. Что было сделано в I полугодии учебного года:

1 сентября – праздник «Мы пятиклассниками стали». Участниками праздника были дети и родители. Пели, танцевали, играли. Затем было чаепитие. Настроение у всех было замечательное.

Сентябрь – поход в природу. Эмоции переполняли всех. Костер, суп походный, поиски клада.

Октябрь – поездка в Ростов. Посещение зоопарка, аквапарка, цирка, парка Горького.

Ноябрь – день именинников, родившихся осенью.

Декабрь – новогоднее представление

– благотворительная поездка в Калининский детский дом (первое знакомство с новым составом класса)

Не одно мероприятие не проведено формально и дети чувствуют душевность и стараются проявить самые хорошие свои качества. То, что воспитательная работа ведется не напрасно, говорит и еще один факт: общение с детьми из Калининского детского дома переросло в дружеские отношения. Выпускники прошлого года даже помогают некоторым выпускникам детского дома. А ради этого стоит работать.

В августе, пока не начались занятия с детьми необходимо выделить ключевые мероприятия (виды деятельности), продумать период времени, наиболее благоприятный для данного типа и вида деятельности, перебрать мысленно очевидные способности учеников, их интересы, пристрастие… — так на бумаге вырастает абрис будущей деятельности педагога и детей. (сотрудничество с родителями)

Чтобы деятельность как фактор изменения личности была позитивной, необходимо соблюдать четкие педагогические условия

Деятельность детей будет созидательная, если педагог осмысливает с детьми ее назначение;

Дети – субъекты деятельности, поэтому каждому участнику предоставляется возможность осознавать свою роль в достижении результата;

Деятельность детей должна быть максимально разнообразной во имя разностороннего развития каждого ребенка, поэтому при организации одного дела вмещаются два-три вида деятельности;

В совместной работе необходимо соблюдать культурные, социальные нормы поведения, гигиенические, этические, эстетические, правовые, психологические и другие нормы жизни;

Должны создаваться условия для свободного проявления «Я» каждого участника.

Все вопросы жизни класса решаются с позиции достойной жизни достойного человека и смысла человеческой жизни.

Совместная работа должна учитывать и увеличивать меру самостоятельности детей: постановка цели (хотя бы частично) должна принадлежать ученику, осмысление мотива деятельности протекать индивидуально. Ведь только в субъективной деятельности формируется субъект.