Мне борьба мешала быть поэтом песни мне мешали быть борцом

Тема урока: «Мне борьба мешала быть поэтом, песни мне мешали быть борцом…».

Жизнь и творчество: Н.А.Некрасова.

Цель урока: Систематизировать знания о жизни и творчестве поэта; развивать восприятие текста поэтического произведения, навыки выразительного чтения, исследовательские способности учащихся; воспитывать чувство прекрасного на примерах художественных произведений.

Оборудование: компьютер и мультимедийный проектор.

Использование ЦОР: авторская презентация к уроку.

Ход урока.

I. Лекция учителя. Слайд 1.

1.Вступление.

Николай Алексеевич Некрасов — народный поэт, певец его горя и страдания. В своих произведениях от имени народа, от его лица он размышлял о судьбе народа, о его духовных силах, о его настоящем и будущем. «…Какую колоссальную ломку должен был он пережить, чтобы сделать «мужицкие очи» своими, научиться глядеть на каждое явление тогдашней действительности — и на самого себя — этими «мужицкими очами», — писал К.И.Чуковский «.

2. О горе и страданиях народа поэт рассказал в стихотворениях, изученных ранее. Литературная композиция. Чтение наизусть стихотворений «На Волге», «Крестьянские дети», «Железная дорога», «Вчерашний день часу в шестом…». Слайд 2.

3. Вопросы для исследования.

- Каковы основные темы лирики Некрасова?

- Кто является героем его произведений?

- В чём истоки трагедии героев? (ключевые слова)

- Какие средства художественной выразительности использует автор?

Народ в поэзии Некрасова — главный герой, воплощение всей России. Его руками создано всё: Москва, Петербург, дорога между ними. И поэт настойчиво требует не жалости, не сочувствия, а уважения к простому народу, мужику, потому что «другой Родины, кроме мужицкой Руси», у него не было. Почему дворянин по рождению и воспитанию становится народным заступником?

4. Выразительно чтение наизусть стихотворения «Родина». Это одно из первых зрелых стихотворений Некрасова, в котором он рассказал о своём детстве.

Какая у поэта родина? Почему так страстно поэт её возненавидел? Слайд 3.

5. Тематика выступлений учащихся.

- Рассказ о матери поэта, о которой незадолго до смерти Некрасов написал:

И если я наполнил жизнь борьбою

За идеал добра и красоты,

И носит песнь, слагаемая мною,

Живой любви глубокие черты-

О мать моя, подвигнут я тобою!

Во мне спасла живую душу ты!

- Петербургский период; литературная поденщина, отсутствие материального достатка, значение В.Г.Белинского в становлении Некрасова-поэта. Слайд 4,5,6.

-Некрасов-редактор самых прогрессивных и читаемых журналов. Слайд7,8.

6. Редактируя «Современник», а потом «Отечественные записки», Некрасов совершил гражданский подвиг, такой же, каким стала его поэзия.

7. Петербург Некрасова. Слайд 9.

Поэтом Николай Алексеевич Некрасов стал в Петербурге. Петербургская тема стала одной из основных в его творчестве. В изображении Петербурга поэт идёт вслед за Пушкиным:

В стенах твоих

И есть и были в стары годы

Друзья народа и свободы…

Но в русской поэзии до Некрасова ещё никто не изображал Петербург как город чердаков и подвалов, город ужасающей нищеты. «Душа его прошла сквозь строй, муза питалась ужасом, -писал Айхенвальд. -Город нашёл в Некрасове своего жреца и свою жертву».

8. Практическая работа учащихся. Анализ стихотворений по вариантам: 1 — «Еду ли ночью по улице тёмной», 2 — «О погоде». Используя вопросы для исследования, написать сочинение-миниатюру «Некрасовский Петербург».

9. Поэтическое завещание — стихотворение «Зине». Прослушивание стихотворения в записи. Слайд 10.

-Что было важнее для поэта: борьба или песни?

-В чём он видел высокое предназначение человека?

II. Итог урока. Слайд 11,12,13.

Николай Алексеевич Некрасов любил свой народ, боролся за него. Незадолго до смерти он пришёл к убеждению, что «был плохим поэтом, потому что свой поэтический талант подчинил борьбе, но и плохим борцом, потому что сердце певца не способно к последовательной борьбе».

Но по глубокому убеждению Чернышевского: «…его слава будет бессмертна, вечна любовь России к нему, гениальнейшему и благороднейшему из всех русских поэтов», потому что «он действительно был человек высокого благородства души и человек великого ума»:

Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил — и сердцем я спокоен…

Пускай наносит вред врагу не каждый воин,

Но каждый в бой иди! А бой решит судьба.

Домашнее задание: закончить исследование «Некрасовский Петербург». Чтение стихотворения Пушкина «Поэт и толпа», Некрасова «Поэт и гражданин».