Методическая разработка урока литературы в 10 — м классе

Методическая разработка урока литературы в 10 – м классе

Кобиль Татьяна Леонидовна,

учитель русского языка и литературы ГБОУ №337 Невского района г Санкт – Петербурга.

«…Этот мир очарований, этот мир из серебра…»

Эпилог к теме «Поэзия серебряного века» (10 – ый класс)

Цель: показать разнообразие художественных индивидуальностей поэзии серебряного века.

Оборудование: репродукции художников серебряного века (И.Репин, В.Серов, Н.Рерих, Б.Кустодиев, М.Врубель), записи музыки произведений С.Рахманинова, А.Скрябина, И.Стравинского, компьютер, проектор.

Тип урока: интегрированный

Форма урока: урок — презентация

Задачи:

1.Раскрыть социальную сущность и художественную ценность новых направлений в

искусстве конца XIX – начала XX века.

2.Организовать деятельность обучающихся по поиску и обобщению необходимой

информации через индивидуальную и групповую работу.

3. Пробудить интерес к различным произведениям искусства, к личности и

творчеству отдельных деятелей литературы и искусства «серебряного века». План урока:

Объявление темы урока, цели его и задачи, эпиграф к уроку.

Вступительное слово учителя литературы.

Выступление учащегося о творчестве А.Блока.

Выступление учащегося о творчестве К.Бальмонта.

Выступление учащегося о творчестве О.Мандельштама.

Выступление учащегося о творчестве М.Волошина и Н.Гумилева.

Выступление учащегося о творчестве И.Северянина.

Выступление учащегося о творчестве А.Ахматовой и М.Цветаевой.

Заключительное слово учителя.

Рефлексия.

Выводы, запись в тетрадь.

Домашнее задание: анализ стихотворения одного из поэтов Серебряного века.

Ход урока.

1. Слово учителя (на фоне музыки Скрябина).

Были святки кострами согреты,

И валились с мостовой кареты,

И вест траурный город плыл

По неведомому назначенью

По Неве или против теченья,

Только прочь от своих могил.

На Галерной чернела арка,

В Летнем тонко пела флюгарка,

И серебряный месяц ярко

Над серебряным веком плыл.

Так Анна Ахматова сказала о периоде, который получил название «Серебряный век».

- Итак, я произношу слова: «Серебряный век». И повторяю вновь: «Серебряный век».

Какие ассоциации вызывает звучание этих слов? Составьте ассоциативную цепочку: Серебряный век — …

(Серебряный век – блеск, яркость, звон, хрупкость, прозрачность, сияние, тайна, волшебство, хрусталь и т.д.)

- Звуковой облик слов «Серебряный век» создает в нашем воображении особый мир, настраивает нас на разговор о чем-то возвышенном и прекрасном.

- Русский поэтический Серебряный век истоками своими уходит в столетие XIX и всеми корнями прорастает в «век золотой», в гениальное творчество А.С.Пушкина, в наследие пушкинской плеяды.

«Золотой век» в истории русской литературы был порою господства поэзии, длился он недолго, до конца двадцатых годов девятнадцатого века. Он сменился эпохой прозы, продержавшейся лет 60-65.

Гоголь, Тургенев, Гончаров, Толстой, Салтыков-Щедрин, Лесков, Герцен, Достоевский, Чехов, Короленко, Куприн – таковы главные деятели этого периода в истории русской литературы. И вновь, на рубеже XIX – XX веков, его сменила новая, поэтическая эпоха…

- Почему именно поэзия оказывается столь необходима человеку на рубеже веков?

(Человек этой тревожной, кризисной эпохи понял, что живёт в особое время. Он находился в состоянии растерянности, беспокойства, одиночества. А поэзия – это всплеск чувств, озарение, боль, безумство, апатия. Только поэты предчувствовали будущее. Предчувствие обретало форму стиха. Стих был ярко индивидуален.)

Конец 19 — начало 20 века – это один из сложных и интересных периодов в истории России. Это эпоха величайших катаклизмов и грандиозных революционных битв. В воздухе носится ощущение тревоги, предощущение бури. Но это и один из самых плодотворных периодов в русской культуре.

Подлинный расцвет мысли, талантов. Россия дала миру плеяду блистательных имен. В это время жили и творили такие художники, как Врубель, Репин, Кустодиев , Рерих и другие.

Создавали свои произведения такие композиторы, как И.Стравинский, А.Скрябин, С.Рахманинов, .

Но, пожалуй, наиболее яркой и богатой страницей этого периода стала поэзия, недаром получившая впоследствии название «поэзия серебряного века».

Творчество поэтов серебряного века сложно и неоднозначно. Общим, пожалуй, у всех является стремление преобразить несовершенную жизнь, придать ей иной смысл. Человек – вот объект их истинного интереса.

2. Выступления учащихся.

1- ученик (на фоне музыки).

Перед нами длинная череда имен и трагических судеб: А.Блок, М.Цветаева, Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам, И.Северянин, Б.Пастернак… Всех перечислить сейчас невозможно, а как хотелось бы…

Несомненно, в центре блестящей плеяды поэтов серебряного века стоит Александр Блок. М.Горький сказал о Блоке: «Настоящий, волею Божьей поэт и человек бесстрашной искренности».

Путь Блока был труден и полон противоречий. Свой поэтический путь он начал как символист. К этому периоду принадлежит знаменитый цикл «Стихи о Прекрасной даме ».Лирика Блока, по своей «стихийности» близкая музыке, формировалась под воздействием романса. Через углубление социальных тенденций (цикл «Город», 1904—1908), религиозного интереса (цикл «Снежная маска»), осмысление «страшного мира» (одноимённый цикл 1908—1916), осознание трагедии современного человека (пьеса «Роза и крест», 1912—1913) пришёл к идее неизбежности «возмездия» (одноимённый цикл 1907—1913; цикл «Ямбы», 1907—1914; поэма «Возмездие», 1910—1921). Главные темы поэзии нашли разрешение в цикле «Родина» (1907—1916).

Но в своем творчестве он всегда был честным и мужественным. Каждое его стихотворение – это страница большой книги, тема которой – жизнь.

Выразительное чтение подготовленным учеником стихотворения «О весна, без конца и без краю».

По силе дарования, страстности отстаивания своих воззрений, по глубине проникновения в жизнь А.Блок – один из поэтов, которые составляют гордость и славу русской литературы. Велико богатство тем, проблем, настроений, переживаний воплощает он в своих стихах.

2- ой ученик. А вот стихотворение совсем другого плана.

Будем как солнце! Забудем о том,

Кто нас поведет по пути золотому».

Это стихотворение одного из основоположников символизма – Константина Бальмонта. Блок говорил о нем: «Когда слушаешь Бальмонта — слушаешь весну». И, действительно, в поэзии его мы и сегодня находим упоение жизнью, ее весною, цветением, ее красотой. Юношеская одухотворенность, обнадеженность, радость бытия звучат в его стихах.

Бальмонту суждено было стать одним из зачинателей нового направления в литературе — символизма. Однако среди «старших символистов» (Д. Мережковский, З. Гиппиус, Ф. Сологуб, В. Брюсов) и среди «младших» (А. Блок, Андрей Белый, Вяч. Иванов) у него была своя позиция, связанная с более широким пониманием символизма как поэзии, которая, помимо конкретного смысла, имеет содержание скрытое, выражаемое с помощью намеков, настроения, музыкального звучания. Из всех символистов Бальмонт наиболее последовательно разрабатывал импрессионистическую ветвь. Его поэтический мир — это мир тончайших мимолетных наблюдений, хрупких чувствований.

Выразительное чтение стихотворения К.Бальмонта « Сквозь сеть алмазную зазеленел восток».( На фоне музыки).

3- ученик. Очень точно описал атмосферу тех лет Осип Мандельштам, за что и поплатился своей жизнью.

Мы живем, под собою не чуя страны,

Наши речи за десять шагов не слышны,

А где хватит на полразговорца –

Там припомнят кремлевского горца.

Его толстые пальцы, как черви, жирны,

А слова, как пудовые гири, верны.

Тараканьи смеются усища

И сияют его голенища.

А вокруг него сброд тонкошеих вождей,

Он играет услугами полулюдей

Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет –

Он один лишь бабачит и тычет

Как подковы, кует за указом указ –

Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.

Что ни казнь у него,- то малина

И широкая грудь осетина.

Прочитал он свое стихотворение нескольким близким друзьям и поэтам. Те в ужасе выслушали и … донесли.

Литературный дебют Мандельштама состоялся в 1910, когда в журнале «Аполлон» были напечатаны его пять стихотворений. В эти годы он увлекается идеями и творчеством поэтов-символистов, становится частым гостем В.Иванова, теоретика символизма, у которого собирались талантливые литераторы.

В 1911 Мандельштам поступает на историко-филологический факультет Петербургского университета, желая систематизировать свои знания. К этому времени он прочно входит в литературную среду — он принадлежит к группе акмеистов (от греческого акме — высшая степень чего-либо, цветущая сила), к организованному Н.Гумилевым «Цеху поэтов», в который входили А.Ахматова, С.Городецкий, М.Кузмин и др. Мандельштам выступает в печати не только со стихами, но и со статьями на литературные темы.

В 1913 вышла в свет первая книга стихотворений О.Мандельштама — «Камень», сразу поставившая автора в ряд значительных русских поэтов. Много выступает с чтением своих стихов в различных литературных объединениях.

4- ученик. Перед нами еще один талантливый поэт – Максимилиан Волошин, который был незаурядным художником, оригинальной личностью. Одной из главных черт его поэтического облика является неразрывность лирического и личностного мира, полное соответствие его стихотворных деклараций образу жизни и поведения. Ювелирно оттачивающий свои формы, Волошин дал классические образы сонетов. Это редкий мастер лирического пейзажа и стихотворного портрета.

Выразительное чтение стихотворения М. Волошина « Полдень ». (На фоне музыки).

Максимилиан Волошин — поэт – интеллектуал, без творчества которого представление о поэзии начала 20-го века будет неполным.

5- ученик. Поэт редкой индивидуальности, «поэт – рыцарь», «поэт – воин», представитель такого направления, как акмеизм, — Николай Гумилев. Его творчество всегда привлекало чарующей новизной чувств, взволнованной мыслью. «Ему не чужды были старые ,смешные предрассудки: любовь к Родине, сознание живого долга перед ней и чувство личной чести… Он писал стихи, насыщенные терпкой прелестью, овеянные ароматом высоких гор, жарких пустынь, далеких морей и редких цветов. Странствующий рыцарь, аристократический бродяга – он был влюблен во все эпохи, страны, профессии и положения, где человеческая душа расцветает в дерзкой героической красоте».

Так сказал о Н.Гумилеве писатель А.И.Куприн.

Выразительное чтение стихотворения Н.Гумилева «Нет, я не прожил, я протомился ».

Звучат романсы на стихи Н.Гумилева «Сон» ( в исполнении А.Малинина), «Китайская акварель» ( в исполнении Б.Гребенщикова).

6- ученик. Совершенно иным направлением в поэзии стал футуризм, одним из представителей которого является Игорь Северянин. Характер поэзии Северянина своеобразен, может быть, даже не похож на стихи других поэтов его направления. И все же ему был присущ футуристический эпатаж, склонность к неологизмам, бесспорный дух новаторства. В свое время И.Северянин был чрезвычайно популярен. Толпы слушателей упивались его «поэзами».

Выразительное чтение стихотворения И. Северянина « Увертюра».

На стихах И.Северянина лежит печать экстравагантности, многие из них написаны в раскачивающихся, баюкающих ритмах, написаны иностранными словами и новообразованиями. Однако мастерство и талант поэта очевидны. Сам И. Северянин оценивал себя очень высоко:

Я избран королем поэтов-

Да будет подданным светло!

7 – ученик. Наверное, неотъемлемой часть творчества любого поэта является любовная лирика. Среди поэтов серебряного века – талантливая поэтесса, которую звали «Сафо 20 — го столетия». Это Анна Андреевна Ахматова. Она действительно вписала в Великую книгу любви новые страницы. Могучие страсти, бущующие в сжатых до алмазной твердости ахматовских любовных миниатюрах, всегда изображались ею с величайшей психологической глубиной и точностью.

Выразительное чтение стихотворения А.Ахматовой «Смятение».

Несравненный психологизм, напряженный драматизм ее лирики ставят поэтессу в один ряд с величайшими русскими мастерами слова от Пушкина до Блока.

Выразительное чтение стихотворения А.Ахматовой « Я научилась просо, мудро жить,

Смотреть на небо и молиться Богу».

В своих стихах Ахматова пишет о неустойчивости радости, о необходимости всех мук для жизни духа, познания мира, полета песни…

8- ученик.

В молчании твоего ухода

Упрек невысказанный есть.

Б.Пастернак.

Еще одна талантливая поэтесса, еще одна трагическая судьба.

Красною кистью рябина зажглась.

Падали листья. Я родилась.

Так написала о дне своего рождения Марина Цветаева — одна из неугасимых звезд на небосклоне русской поэзии. Рябина навсегда вошла в геральдику ее поэтического творчества. Любая страница ее поэзии — атмосфера душевного горения, безмерности чувств, острейших драматических конфликтов. ЕЕ стихи узнаешь безошибочно по особому распеву, неповторимым ритмам , интонации. Они напоминают маленькие музыкальные пьесы, которые завораживают гибким ритмом. Интонационный строй передает всю сложную, порой трагическую гамму чувств поэтессы. Вот ее стихотворение, посвященное Александру Блоку:

Имя твое – птица в руке,

Имя твое – льдинка на языке…

В стихах Марины Цветаевой мы найдем склонность к перевоплощению, ее лирические героини предстают перед нами в самых разных , часто необычных ликах.

Звучит песня А.Петрова на стихи М.Цветаевой «Под лаской плюшевого пледа».

9- ученик. Поэзия «серебряного века» прошла большой путь. Несомненно, в своем развитии она обогатила русскую культуру, забросила свои семена в будущее.

Выразительное чтение стихотворения А.Ахматовой « Многим».

Я – голос ваш, жар вашего дыханья,

Я – отраженье вашего лица…

3. Заключительное слово учителя.

Не случайно и мы оказались под властью этого «мира очарований, мира из серебра : ведь читательское соучастие, сопереживание, стремление осмыслить произведения и самих творцов – это тоже одна из характерных черт этой художественной системы, в которой искусство чтения становится не менее важным, чем искусство писания.

В августе 1921 года умер А.Блок и был застрелен Н.Гумилев – «серебряный век» русской поэзии прекратился. Временные рамки «века» — менее20 лет.

Поэты «серебряного века» прошли до конца свой путь страданий. Некоторые эмигрировали и прожили остаток жизни в мечтах о возвращении на Родину, те же, кто остался в России, были уничтожены или просто «не допускались» в литературу. Но они не канули в Лету, созданное поэтами во всей красоте и глубине русского слова — осталось достоянием читателей. Открывайте почаще их стихи и читайте, читайте, это словно свежий глоток воздуха.

4. Рефлексия.

Что нового я узнал на уроке?

Каковы результаты моей деятельности на уроке?

Что у меня получилось лучше всего?

Как я оцениваю свою работу?

5.Домашнее задание: анализ стихотворения поэта Серебряного века (на выбор). С анализом применяемых в произведении художественно-изобразительных средств (лексических тропов и синтаксических фигур речи).