Методическая разработка темы Введение Химия 8 класс урок

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Творческая работа

«Методическая разработка темы «Введение».

Химия.8 класс».

Выполнил:

слушатель группы Хи-3

учитель химии ГБОУ СОШ № 879

Сусанова Тамара Дмитриевна

Москва 2013

ГБОУ СОШ № 879 г. Москвы

Пояснительная записка к рабочей программе по химии для 8-9 классов

Составитель: Сусанова Тамара Дмитриевна,

учитель химии ГБОУ СОШ №879

Химия – одна из фундаментальных наук, раскрывающих объективную картину развития материального мира, – составляет неотъемлемую часть общечеловеческой культуры. Предмет химии дает учащимся систематические знания основ химической науки, необходимые для повышения общего уровня образованности, подготовки к продолжению образования в области естественных наук; развить умения грамотного применения химических знаний в трудовой деятельности, общении с природой, повседневной жизни; повысить общий культурный уровень учащихся. Современные химические технологии позволяют не только решать экологические проблемы в мире, но и предотвращать появление угрозы загрязнений окружающей среды. В связи с этим все более возрастает роль химического образования, углубляется связь химии с экологией и общечеловеческими ценностями, идеалами культуры мира, прав и свобод человека – дидактическими единицами нового содержания образования и воспитания в школе XXI века.

Данная рабочая программа для общеобразовательных учреждений составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Требований к результатам освоении основной образовательной программы основного общего образования, Примерной программы по химии. В рабочей программе учтены положения Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий (УУД), которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, коммуникативных качеств личности.

Общая характеристика учебного предмета

Основное содержание курса химии 8-9 классов составляют сведения о химическом элементе и формах его существования — атомах, изотопах, ионах, простых веществах и важнейших соединениях элемента (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (видах химических связей и типах кристаллических решёток), типах химических реакций и особенностях их протекания.

Проблемами изучения химии являются: изучение состава и строения веществ; зависимость свойств веществ от их состава и строения; получение веществ с заданными свойствами; исследование закономерностей химических реакций и путей управления ими для получения веществ, материалов и энергии.

Основные содержательные линии данной рабочей программы следующие:

1) вещество – объединяет знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и химических свойствах, биологическом значении;

2) применение веществ – объединяет знания безопасного обращения и опыт практической деятельности с веществами, наиболее часто применяемыми в повседневной жизни, широко используемыми в промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве;

3) язык химии – объединяет систему важнейших понятий химии, терминов, с помощью которых они описываются; названия неорганических соединений, т.е. номенклатура; химические формулы и уравнения, а также правила перевода информации с языка химии на естественный язык и наоборот;

4) химическая реакция – объединяет знания о типах реакций, условиях их протекания, признаках реакций, способах управления химическими реакциями;

5) химические производства – объединяют знания об условиях получения веществ промышленным способом, их роли в народном хозяйстве, промышленном сырье и способах его обработки.

Основные содержательные линии школьного курса химии тесно взаимосвязаны, поэтому содержание в программе представлено по темам, а не по линиям.

Темы курса химии в 8 — 9 классах:

Введение – 6 часов;

Атомы химических элементов -10 часов;

Простые вещества – 7 часов;

Соединения химических элементов – 15 часов;

Изменения, происходящие с веществами – 12 часов;

Растворение. Растворы. Свойства электролитов – 18 часов;

Повторение основных вопросов курса химии 8 класса и введение в курс 9 класса – 4 часа;

Металлы -17 часов;

Неметаллы – 25 часов;

Первоначальные представления об органических веществах – 12 часов;

Повторение основных вопросов курса 9 класса – 5 часов;

Химия и жизнь – 5 часов.

Цели изучения химии в основной школе заключаются в:

1) формировании целостного представления о мире, основанного

на приобретённых знаниях, умениях и способах деятельности;

2) приобретении опыта разнообразной деятельности, познания и

самопознания;

3) формировании у учащихся важнейших логических операций

мышления (анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сравнение…)

в процессе познания системы важнейших понятий, законов и теорий

о составе, строении и свойствах химических веществ;

4) подготовке к осуществлению осознанного выбора индивидуальной

образовательной или профессиональной траектории.

5) овладении ключевыми компетенциями (учебно – познавательными,

информационными, ценностно – смысловыми, коммуникативными).

6) формировании у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость химического знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности; умении различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определённой системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;

7) подготовке к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории;

8) формировании системы химических знаний как компонента естественно-научной картины мира;

9) развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование в них гуманистического отношения и экологически целесообразного поведения в быту и в трудовой деятельности;

10) формировании умений безопасного обращения с веществами, применяемыми в повседневной жизни;

11) приобретении обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания, ключевых навыков, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности

Результаты изучения учебного предмета химии

Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении химии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

А) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

Б) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

В) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

Г) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

Д) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно – оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

Е) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:

А) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Б) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

В) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

Г) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

Д) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Е) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно – следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

Ж) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

З) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

И) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

К) формирование и развитие компетентности в области использования информационно – коммуникационных технологий;

Л) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:

А) формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;

Б) осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;

В) овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды;

Г) формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;

Д) приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;

Е) формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.

Краткая характеристика содержания курса химии основной школы

Место курса «Химия» в учебном плане ГБОУ СОШ № 879 г. Москвы

Количество учебных часов в неделю

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

Общеобразов

профильный (какой именно?)

Общеобразов

профильный (какой именно?)

2

2

1

нет

2

нет

В процессе освоения программы курса химии для основной школы учащиеся должны овладеть умением ставить вопросы, наблюдать, сравнивать, объяснять, классифицировать, проводить эксперимент и делать выводы на его основе, определять источники информации, получать и анализировать эту информацию, предлагать свой информационный продукт для обсуждения и доказывать свои выводы, вступая в дискуссию.

Программа рассчитана на 136 часов, т.е. на два часа в неделю и в 8, и в 9 классе.

Для составления данной рабочей программы были использованы программа и примерное планирование курса химии авторской линии О.С.Габриеляна, соответствующая Федеральному компонененту государственного стандарта общего образования и допущенная Министерством образования и науки Российской Федерации (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений/ О.С.Габриелян.-2-е изд. перераб. и доп.-М.:Дрофа,2007) – 8 класс, базовый уровень, 68 часов и 9класс, базовый уровень, 68 часов. Выбор данного учебно-методического комплекта обусловлен тем, что школа работала по этому комплекту, библиотека имеет учебники только этих авторов.

Учебник основной:

Габриелян О.С. « Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений – 14-е изд., перераб. – М.:Дрофа, 2008.

Габриелян О.С. « Химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений – 14-е изд., перераб. – М.:Дрофа, 2008.

Дополнительная учебная литература для учащихся:

1.Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя химии. Химия.8 кл.: методическое пособие.- М.:Дрофа,2002-2003

2.Габриелян О.С.,Остроумов И.Г. Настольная книга учителя химии. Химия.9 кл.: методическое пособие.- М.:Дрофа,2002-2003

3. Химия. 8 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8»/ О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. — М.: Дрофа, 2003—2005. 4. Химия. 9 к л.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9» / О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др М.: Дрофа, 2003—2005. 5. Габриелян О. С., Смирнова Т. В. Изучаем химию в 8 кл.: Дидактические материалы. — М.: Блик плюс, 2004. 6. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Изучаем химию в 9 к л.: Дидактические материалы. — М.: Блик плюс, 2004. 7. Габриелян О. С., Яшукова А. В. Рабочая тетрадь. 8 кл. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8». — М.: Дрофа, 2005. 8. Габриелян О. С., Яшукова А. В. Рабочая тетрадь. 9 к л. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9». — М.: Дрофа, 2005. 9. Габриелян О. С., Рунов Н. Н., Толкунов В. И. Химический эксперимент в основной школе. 8 кл.

10. Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8— 9 кл. — М.: Дрофа, 2005.

Методическая система работы учителя химии (Сусановой Т.Д.) предусматривает проведение (уроков обобщения и систематизации знаний, семинаров, зачётов, уроков в игровой форме), что вызвало необходимость внесения некоторых изменений в планирование, предлагаемое выше названными авторами, а именно:

В теме «Введение» добавлено 2 часа (один на практическую работу «Знакомство с лабораторным оборудованием», т.к.на последующих уроках обсуждаются различные реакции, а их необходимо проводить в чём-то. Поэтому учащиеся должны знать это. Второй урок необходим для закрепления умений по решению задач на массовую долю элемента в веществе. В теме «Соединения химических элементов тоже добавлено 3 часа. Два урока нужны для проведения практических работ «Очистка загрязнённой поваренной соли» и «Приготовление раствора соли и определение массовой доли её в растворе». Я считаю, что такие работы лучше выполнять сразу после изучения теоретического материала, т.к. учащиеся это ещё хорошо помнят. В теме «Изменения, происходящие с веществами» тоже даю лишние 2 часа. Один час на практическую работу «Признаки химических реакций», а второй – на закрепление знаний о типах химических реакций, от знаний этого материала зависит то, с какой лёгкостью учащиеся потом будут писать уравнения химических реакций. Эти часы в основном взяты из темы «Простейшие операции с веществом».

В теме «Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса» число часов уменьшено на 2 урока. Часы тем «Металлы» и практикум «Свойства металлов и их соединений» объединяются, т.к. они неразрывно связаны. Темы «Неметаллы» и практикум «Свойства неметаллов и их соединений» также объединены из-за взаимосвязи материала. На тему «Органические соединения» добавляются 2 часа, потому что в 10 классе на изучение химии отводится только 1 час в неделю и следует дать материала по этому курсу больше, чтобы в следующем году часть материала только повторить, а не изучать вновь. Сокращено с 8 часов до 5часов в теме «Повторение основных вопросов курса 9 класса» для введения модуля «Химия и жизнь», который позволяет формировать и развивать экологическое мышление, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Процесс обучения химии не заканчивается со звонком с урока. Логическим продолжением изучения химии в школе является разнообразная внеурочная деятельность: проектная деятельность, элективный курс для учащихся 10 класса по теме «Строение вещества», а также занятия по подготовке к сдаче экзамена в формате ГИА-9 «Химические особенности основных классов веществ».

Методическое обеспечение учителя:

- публикации научно-методического журнала «Химия в школе»;

Журин А.А., Иванова Т.В., Рыжаков М.В. Учебные планы школ России: учебно-методическое пособие для руководителей общеобразовательных учреждений общего образования/ Институт содержания и методов обучения РАО; под ред. М.В. Рыжакова. – М.: Дрофа, 2012.

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, для проведения в 2012 г. государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по химии [Электронный ресурс] — http://www.fipi.ru/view/sections/218/docs/515.html — 22.08.2012 г.- загл. с экрана.

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2012 году единого государственного экзамена по химии [Электронный ресурс] — http://www.ege.edu.ru/ru/organizers/codifier_subjects/- 22.08.2012 г. — загл. с экрана.

Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект [Текст] / Рос. акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008.

Маршанова Г.Л., Оржековский П.А. Методические рекомендации по составлению рабочей программы //Химия в школе. – 2012. №3. –

с.29-37.

Оржековский П.А., Маршанова Г.Л. Обучение химии, ориентированное на выполнение требований нового образовательного стандарта основной школы //Вестник Московского образования. – 2011. №13. – с.10-28.

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011.

Примерные программы учебных предметов. Химия. 8-9 классы: проект.//М.: Просвещение, 2011.

Примерные программы учебных предметов. Химия. 10-11 классы: проект.//М.: Просвещение, 2010.

Примерное положение о рабочей программе [Электронный ресурс] — http://omczo.org/publ/393-1-0-3191 — 30.10.2011 г. — загл. с экрана.

Программы и тематическое планирование для общеобразовательных учреждений. Химия. 8-11 классы / [авт.-сост. Л.М. Кузнецова, Э.Е. Нифантьев, П.А. Оржековский]. – М.: Мнемозина, 2010.

Рабочие программы по химии: 8-9 классы / Сост. Н.П. Трегубова. – М.: ВАКО, 2011.

Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию

в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013

учебный год [Электронный ресурс] – http://www.vestniknews.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=649&Itemid=1/

— 22.08.2012 г. – Загл. с экрана.

15. Химия. 8-11 классы: рабочие программы к учебникам Г.Е. Рудзитиса,

Ф.Г. Фельдмана.

Базовый уровень /авт.-сост. О.В. Карасева, Л.А. Никитина. –

Волгоград: Учитель, 2011.

Наглядные материалы

Состав учебного оборудования определяется содержанием курса химии и отражен в «Перечнях учебного оборудования по химии для общеобразовательных учреждений России», утвержденных приказом Министерства образования Российской Федерации.

В настоящее время из технических средств в кабинете химии имеется компьютер, принтер, проектор, телевизор, видеопроектор.

К ним прилагаются видеофильмы:

8 класс

1.Первоначальные химические понятия.

2.Кислород.

3.Водород.

4.Вода.Растворы.Основания.

5.Периодический закон периодическая система химических элементов

Д.И.Менделева.

6.Химическая связь.

9 класс

1.Галогены.

2.Сера.

3.Азот и фосфор.

4.Углерод и кремний.

5.Металлы главных подгрупп (2части).

6.Химия и электрический ток

7.Металлы побочных подгрупп.

10 класс

1.Предельные углеводороды.

2.Непредельные углеводороды.

3.Ароматические углеводороды.

4.Природные источники углеводородов.

5.Спирты и фенолы.

6.Альдегиды и карбоновые кислоты.

7.Сложные эфиры и жиры.

8.Углеводы.

Видеокассеты

1.

Азот.

Фосфор.

Углерод.

Кремний.

Периодический закон Менделеева.

Периодическая система химических элементов.

Периодический закон и строение атома.

Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева.

Сера.

Вода.

Растворы в природе.

Круговорот воды.

Воздух.

2.

Охрана природы.

Водород.

Бутлеров и теория строения.

Каучук(2 части).

Полиэтилен.

Полипропилен.

Важнейшие продукты переработки нефти.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст