Методическая работа

ГОУ СПО ВПК им. Ф.И. Панферова

студентка Хахалина Юлия, руководитель преподаватель Труфякова Н.В.

Педагогические ценности наследия Л.В. Занкова

Выступление на конференции,

посвященной 110 — летию со дня рождения Л.В. Занкова

социально-педагогический колледж

г. Саратов

25 октября 2011

В школах нашего города давно и заслуженно пользуется популярностью система развивающего обучения. Во многих учебных заведениях учителя на высоком профессиональном уровне владеют данной технологией. Нам студентам, стоящим на пороге самостоятельной педагогической деятельности, выпала удача – познакомиться с теоретическими основами развивающего обучения Леонида Владимировича Занкова на уроках педагогических дисциплин, а также приобщиться к практической реализации этой технологии в период производственной практики.

Система обучения Леонида Владимировича Занкова, разработанная в середине прошлого столетия, остается востребованной и популярной в современной школе, свободно конкурирует с другими альтернативными программами и технологиями.

Результаты научных поисков, обследований и наблюдений позволили Л.В. Занкову сделать вывод о том, что высокие показатели в обучении младших школьников позволят им при переходе в среднее звено продолжать успешно осваивать школьную программу и добиваться хороших показателей в овладении знаниями, умениями, будут способствовать накоплению опыта продуктивной, творческой деятельности. Использование созданной научным коллективом под руководством Леонида Владимировича системы развивающего обучения обеспечивает не только полноценное усвоение знаний, но и значительное общее психическое развитие школьников. Он считал, что внедрение в практику начальной школы, системы развивающего обучения, будет способствовать повышению эффективности процесса обучения и общего развития учащихся в целом. В научных исследованиях Л.В. Занкова получили дальнейшее развитие идеи и положения его учителя, наставника Л.С. Выготского о соотношении обучения и общего развития школьников.

Главной особенностью системы развивающего обучения стал комплексный характер педагогического воздействия. Это проявилось в том, что содержанием эксперимента являлись не отдельные учебные дисциплины, методы и приемы, а проверка продуктивности принципов дидактической системы в целом. Целью стало общее психическое развитие: развитие ума, воли и чувств.

Научная ценность исследования в том, что экспериментально доказано: развитие не сводится к усвоению, оно, прежде всего, выражается в появлении психических образований, не вытекающих напрямую из обучения. Такие новообразования выходят за границы того, чему обучали ребенка. Так, у школьников появляются задатки научного определения понятий, которые не сообщались в процессе обучения. У детей появляется способность к детальному наблюдению, к обобщению получаемых частных впечатлений, к осмыслению различных явлений с разных сторон и позиций. И все это обнаруживается в ходе решения новых задач, с которыми дети раньше не сталкивались.

Таким образом, Л.В. Занков выделил три основные линии развития: 1) развитие отвлеченного мышления; 2) развитие анализирующего восприятия; 3) развитие практических навыков. Эти направления психического развития характеризуют отношение человека к окружающей действительности. Это отношение формируется посредством организации наблюдений, абстрагирования (отвлечение от конкретных объектов, их обобщение), осуществление практического воздействия на обстановку вокруг себя с целью её изменения.

Леонид Владимирович осуществил поставленную задачу: построил систему начального обучения, при которой младшие школьники стали достигать более высоких результатов, чем в рамках традиционной методики.

Созданная им новая система развивающего начального обучения с успехом продолжает и сегодня решать задачу интенсивного развития школьников: учебный материал с посильной долей трудности, достаточно оживленный темп его изучения, включение разнообразных заданий, чередование различных видов учебной деятельности в ходе урока, учет индивидуальных особенностей, интересов учеников, подбор заданий проблемного, исследовательского характера.

Учитель, работающий по системе Л.В. Занкова, воспринимает ученика не только по его способностям к усвоению школьной программы, но и как личность со своими чертами характера, интересами, переживаниями. Характер урока становится иным. Привычная структура не используется. Урок может начаться с проблемного вопроса, и в ходе рассуждений, опираясь на прежний опыт, приходят к осмысленному его решению с помощью учителя. Урок может развертываться по спирали: постепенно все больше и больше углубляясь в тему, при этом активно задействуются внутрипредметные связи. Учитель, как дирижер, продуманно пользуется своим положением: он старается оживить учеников, взбудоражить, дает возможность высказываться, при этом использует разнообразные по формулировке вопросы. На таких уроках нет полной тишины, есть рабочий шум, негромкий разговор, смех. Это свидетельствует о том, что дети увлечены познанием.

Нельзя недооценивать роль такой важной организационной формы по данной системе, как экскурсии. Дети начинают на эмпирическом уровне делать открытия, устанавливать закономерности непосредственно наблюдая и исследуя окружающий мир.

При таком подходе к организации познавательной деятельности на уроке уже не подходят привычные методы контроля и оценки знаний, умений учеников. Учителя, реализующие в своей деятельности развивающее обучение, выявляют и оценивают темпы и качество усвоения программы каждым учеников в классе, ориентируясь на личные приращения. Берется во внимание как развивается наблюдательность, мышление, практические действия, эмоционально-волевые качества, ценностные ориентации. Отметки используются лишь как средство при подведении итогов усвоения школьной программы, в основном по письменным работам. В детской среде нет разделения на отличников, троечников и т.д. Восприятие друг друга осуществляется на уровне оценки личностных качеств, характера.

Характерной чертой урока по системе Л.В. Занкова является деятельность самих школьников. Они участвуют в совместном поиске, каждый развивается, сотрудничая с другими. Это вызывает чувство удовлетворенности от учебного процесса, каждый ученик, даже тот, кто минимально принимал участие в деятельности, ощущает себя сопричастным, соавтором принятого решения. А это существенно меняет мотивационную сферу.

Таким образом, система развивающего обучения в начальной школе, созданная талантливым ученым – педагогом Л.В. Занковым и в сегодняшних условиях расстановки новых приоритетов в образовании, продолжает демонстрировать высокие показатели в общем психическом развитии детей. Гибкость, динамичность этой системы, прежде всего, достигается за счет того, что обучение строится от ученика к учителю, но это не мешает сохранению целостности, органичности, логической и психологической завершенности учебного цикла.

Особое внимание уделяется подбору и формулировке заданий и вопросов. Они должны будить самостоятельную мысль учеников, стимулировать коллективный поиск, активизировать механизмы творчества.

Построение учебников для начальных классов такое, что с ним связывается определенное представление о формировании системы знаний у школьников.

Л.В. Занков считает справедливым, что при усвоении понятия (в любом классе) термин сообщается школьникам не в результате изучения соответствующих явлений, а во время изучения, так как служит средством обобщения. Процесс усвоения термина проходит ряд ступенек, по которым проходит школьник, и которые приводят его к желаемому результату. Они таковы. Вначале термин употребляется учителем, от детей не требуется оперирования термином. Далее практикуются упражнения в подборе частных случаев к общему понятию. Затем проводятся такие упражнения, когда учащиеся опознают и выделяют обозначаемые данным термином явления из ряда других. После чего следуют упражнения, которые по своей логико-психологической структуре представляют подбор общего понятия к частному случаю. В результате такой работы термин переводится из пассивного словаря школьников в активный.

Учебный материал строится и усваивается школьниками в логике все большей дифференциации знаний, от целого к части. Ученики знакомятся с понятием, которое остается вначале как «неоформленное обобщение». Это понятие все более дифференцируется, уточняется, конкретизируется при изучении других, новых разделов темы. Материал расположен так, что каждое из предложенных заданий находит свое естественное продолжение в последующих разделах. Возвращение к пройденному не сводится к формальному воспроизведению материала в таком виде, в каком он изучался. В системе Л.В. Занкова возвращение к пройденному есть в то же время и значительный шаг вперед.

Такова общедидактическая характеристика системы. Она целостна, ее части взаимосвязаны, каждая из них несет в себе функцию, обеспечивающую общее развитие школьников. Исключение любой из них, нарушая целостность, влечет за собой снижение эффективности системы.

Заключение

На основе проведенных под руководством Л.В. Занкова исследований были получены следующие результаты:

доказано положение о ведущей роли обучения в развитии: изменение построения обучения влечет за собой изменения психического облика школьников;

выявлено, что обучение действует не прямолинейно, а, преломляясь через внутренние особенности ребенка, через его внутренний мир, в результате чего каждый ребенок под влиянием одной и той же формы обучения достигает своих ступеней развития;

введено понятие «общее развитие» как общая цель и показатель эффективности начального обучения;

раскрыты линии и способы изучения общего развития школьников;

показано, что до сих пор в практике не использовались огромные резервы развития ребенка.

Важнейшим результатом этой работы явилось описание дидактических особенностей системы обучения, эффективной для общего развития школьников, и создание практических руководств для школы: программ, учебников, методических пособий.

Предложенная Л.В. Занковым дидактическая система оказалась эффективной для всех этапов процесса обучения. Однако, несмотря на ее продуктивность, до настоящего времени она остается недостаточно востребованной в школьной практике. В 60-70-е гг. попытки ее внедрения в массовой школьной практике не дали ожидаемых результатов, так как учителя оказались неспособными обеспечить новые программы соответствующими технологиями обучения.

Ориентация школы в конце 80-х — начале 90-х гг. на личностно-развивающее обучение привела к возрождению этой дидактической системы. Но, как показывает практика, предложенные Л.В. Занковым дидактические принципы используются не в полной мере.

Заменить Л.В. Занкова нельзя, в опоре на его теоретико-практические исследования можно совершенствовать обучение в школе.

Как утверждают Л.А. Бондаренко и Н.А. Миронова, система Л.В. Занкова интересна учителю и ученикам. Однако работать по ней учителю надо начинать лишь после основательного ее изучения, когда ему становится видны все ее преимущества. Затем необходимо поставить цель: обучая, не навреди. И это — главное.